?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я все-таки вывешу ее. Она пред-рождественская, эта песня Качмарского, где куплеты о том, как польские ссыльные собрались на рождественский сочельник, перемежаются припевом, как я понимаю, из настоящих колядок.



(Долго плутала между исполнениями, это хорошо еще и тем, что в качестве видеоряда - "заглавная" картина Яцека Мальчевского).
...и последние, взмывающие из быта строки (автопереводчик с минимальной правкой:
"Опять родится, умрет в страдании,
Снова догорит свеча
В темноте свободу в Его имени
Один другому пообещал..."

О чем мы думаем? Да все о том же...

*

И еще одна песня Качмарского. Точнее, дам ссылку на запись у Сули - смотреть сюда.
Такой... разговор двоих, мужчины и женшины... на мировоззенческие темы. Оно меня зацепило еще тогда, и я написала там, что есть полное ощущение разговора конкретных людей, полусерьезно, почитав автоперевод, сказала, зачеркнув: "Якушкина и его жены?"

Гм, в общем, если бы мне предстало сонное видение, указало бы на меня пальцем и сказало: "ТЫ напишешь стих про Якушкина и его жену!" - я бы только недоуменно переспросила, не может ли этим заняться кто-то более заинтересованный темой?..
Однако вот оно. На мотив "Розмовы", с цитатами оттуда... и не только. Крутилось давно - и вдруг докрутилось.

*

И по Сергиевому Посаду
Ходит женщина собственной тенью
От надежды осталась досада
От любви - пустота и смятенье.

- Проше пана, пан Бога не любит
И не встретил в лихую годину.
Не оставят нас добрые люди,
Но зачем ты - позвал да и сгинул?
Так отравою стала отрада,
Крикну я - только письма ответят...

...И бегут по оврагам Посада
По соседские яблоки - дети.

Бродит женщина - пленница мига
Ждет не встречи - последнего зова...
А Любовь - это старая книга
И в начале ее было Слово.

16:31 07.01.2015


Это такая... своеобразная история. Якушкин вообще - своеобразный человек: толковый, полезный, но с кучей своих жуков.
По юности был несчастно влюблен, от отчаяния даже предлагал, когда всех в разговоре внезапно занесло: давайте, я царя убью! (Вокруг этой истории и темы "Якушкин и общество" есть отдельный выводок жуков, но история сейчас не об этом).
Позже - женился, на очень юной девушке, видимо, в него искренне влюбленной. А он... пожалуй, он очень хорошо к ней относился, но едва ли любил. Такое впечатление, что решив на опыте юности, что от страсти хорошего не бывает, обойтись без нее. В смысле интеллектуальных бесед ему и вовсе оказалась ближе собственная теща (это она просила свидания в крепости со "своим сыном". который, когда разрешение было получено, оказался зятем!)
К моменту суда и ссылки в семье два сына. Жена собиралась приехать. Но вышло как-то мутно - он вроде бы и хотел этого, но предлагал подождать, когда дети подрастут, а чуть позже ей уже разрешения не давали... Он сам в записках пишет - опять же очень рассудочно, что так и было лучше.
Она действительно поселилась в Сергиевом Посаде. Про ее письма я немного слышала от Одной Змеи, потому что по ним когда-то писала диплом Змея Вторая. И там действительно как-то довольно отчаянно - "Зачем вы меня пробудили?.."
Он до амнистии дожил, она - нет. Сыновья приезжали потом к нему в Сибирь.
Сам он там, в Ялуторовске, развил довольно бурную деятельность (и никаких вариантов "второй семьи", как у многих других). Мировоззрение у него было довольно заковыристое, советская наука с ним носилась и ценила за нерелигиозность, но в действительности петрушка там была, пожалуй, посложнее... И, при всем явном несовпадении с официальной релизиозностью, он и с Мысловским долго переписывался, и два училища в Ялуторовске (женское - в память жены) создал вместе с тем самым св. праведным Стефаном Омским (С.Я. Знаменский, на тот момент - местный священник)...

В общем, для меня это еще один пример (в хорошую компанию к Марии Волконской) того, что когда без любви (хотя и из сугубо благих побуждений) берутся за дело, где любовь обычно предполагаема, то в условиях экстремальных все может оказаться... по крайней мере, очень тяжело.
Не говорю, что залог супружеского счастья, когда прилетит кирпич - исключительно страсть, - нет, может быть и многолетняя спокойная привязанность, которая выросла уже в браке, или формат (как говорит один мой друг, цитируя свою родню) "два чухлёпа вместе - никому не обидно"...
Но вот с рассудочными аргументами и чувством долга иногда что-то странное получается...

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
tal_gilas
Jan. 8th, 2015 05:40 am (UTC)
То есть, видимо, когда от влюбленности едет крыша, кинуться с головой в какую-нибудь полит.авантюру - это нормально :))

Какая песня интересная...
intent_reader
Jan. 8th, 2015 07:09 am (UTC)
(a parte): и через восемь лет - если влюбленность была более счастливой - разгребать последствия политической авантюры уже вместе. Это, конечно, куда как веселее :)
tal_gilas
Jan. 8th, 2015 07:14 am (UTC)
Да, да, несомненный признак счастливой любви - совместное разгребание того, куда успел ввязаться супруг... :)
kemenkiri
Jan. 8th, 2015 11:09 am (UTC)
А то ж! Анна Розен, а также Мария Казимировна тому в пример;-) (Не могу доказать ничем, но твердо уверена, что Юшневская была прекрасно в курсе творящегося вокруг... Южного общества).
hildae
Jan. 8th, 2015 11:38 pm (UTC)
Еще бы, вон как Мария Казимировна в разговорах режет, что дом Романовых обречен. Нет, у них все хорошо со взаимопониманием. :)
odna_zmeia
Jan. 9th, 2015 02:11 am (UTC)
Знаешь, сложно сказать, что тут лучше, но мне определенно кажется, что в некоторых сложных жизненных ситуациях с любовью лучше, чем без нее. Она как-то... более ясные ориентиры задает, что ли. Хотя никак нельзя сказать, что более легкие.
tal_gilas
Jan. 9th, 2015 05:38 am (UTC)
Да я с тобой вполне согласен :)
kemenkiri
Jan. 9th, 2015 01:59 pm (UTC)
Вообще многие из этих историй (тот же Фаленберг) меня часто приводят к мысли - и вот жили бы они спокойно, без арестов и т.д. - может, и прожили бы более-менее нормально...
Так что скажем так - если уж заговорщик решил жениться - пусть сначала трижды подумает, точно ли надо, а уж если решит - то только по любви. Взаимной. Остальным еще сгодятся другие варианты, а ему - никак. Другие требования к прочности.
odna_zmeia
Jan. 9th, 2015 05:03 pm (UTC)
Да, соглашусь. Тут точно иные требования к прочности. "Если душа твоя жаждет чего-нибудь, о человек..." - и т.д., далее по тексту.
hildae
Jan. 8th, 2015 11:43 pm (UTC)
Как вариант: когда от политической авантюры едет крыша, до кучи еще и влюбиться. :))
naiwen
Jan. 8th, 2015 05:42 am (UTC)
мне ее, Якушкину, в этой ситуации всегда было жалко больше, чем его.
И очень несчастливо сложилась жизнь его первой любви - Натальи Щербатовой-Шаховской.
kemenkiri
Jan. 8th, 2015 11:05 am (UTC)
Да я даже не скажу, что самого Якушкина мне жалко. Он-то, похоже, был вполне доволен в общем и целом своей жизнью...
odna_zmeia
Jan. 9th, 2015 02:10 am (UTC)
Да вот мне его тоже как-то не особенно жалко. Такой положительный, такой положительный, что аж скулы сводит.:) Но не в этом, конечно, дело, а, в частности, во всей этой истории с женой: нельзя так с человеком, даже если ты ее совсем не любишь. Все-таки у нее своя свободная воля есть, нельзя с ней, как с предметом.:(
А он... Ну, в общем, жил человек в компании своих тараканов, были они у него причесаны и социализированы, в общем, всяческую пользу приносил, с детьми в итоге вполне общий язык нашел (хотя старшему воспитание матери на пользу не особо пошло, мерзенькая выросла детка, но тут уж отец совсем не виноват, он его уже подрощенным получил:)). В общем, всяческую пользу человек приносил, записки оставил, но никак не отзывается, увы...:(
naiwen
Jan. 9th, 2015 05:10 am (UTC)
да, душевного влечения не вызывает. А так, человек приличный, общественную пользу всяко приносил и кому-то, наверное, близок. Человек все-таки многомерное существо.
kemenkiri
Jan. 9th, 2015 01:56 pm (UTC)
У меня есть еще мысль, впрочем, недоказуемая, что как раз воспитывайся дети ПРИ отце - он бы, может быть, сгладил приколы характера хотя бы до той же стадии, что и свои собственные...
elven_luinae
Jan. 8th, 2015 08:04 am (UTC)
Все эти сложные отношения с любовью и привязанностями вообще довольно яркие примеры, как вроде бы не связанные события осложняют жизнь.

А песня просто отличная.
kemenkiri
Jan. 8th, 2015 11:10 am (UTC)
Из Качмарского вообще очень много осмысленных песен - и еще не все, похоже, мне попались!
marina_fr
Jan. 8th, 2015 12:16 pm (UTC)
Чудесная песня какая.
lubelia
Jan. 8th, 2015 04:32 pm (UTC)
Да уж, Якушкины - такие Якушкины...
hild_0
Jan. 8th, 2015 09:51 pm (UTC)
Очень грустная история - в смысле, очень ее жаль...
hildae
Jan. 8th, 2015 11:42 pm (UTC)
Спасибо, я про нее не знала совсем.
И за стихи.
odna_zmeia
Jan. 9th, 2015 02:18 am (UTC)
Я тебе тогда не успела на письмо ответить, так что напишу здесь: невероятно просто, как малоизвестные, в общем-то, люди, у тебя обретают голос.
(Образ сонного видения, обращающегося в спящей Мыши с заданием - это совершенно отдельная песня.:) Но, поскольку никого более заинтересованного на горизонте не рисуется, а Очень Серьезные Историки, крутившиеся вокруг гнезда Тобольск-Ялуторовск (Фонвизины-Якушкин), к счастью, стихов не писали, то пришлось тебе.:))
kemenkiri
Jan. 9th, 2015 01:55 pm (UTC)
Знаешь, тут еще и город... Я даже проверила - нет, у Сули запись была уже декабрьская, а мне казалось - раньше, осенняя. Потому что из нее на раз и явился этот осенний Сергиев Посад: овраги, склоны, деревянные дома и заборы, сады, стена Лавры...

...нда, а тут меня посетило шизофреническое видение книжечки стихов, скажем, Федорова, Коваля... и как там этого, с тайнвм Луниным?! А что, Нечкина вон стихи писала... правда, про любовь и прочую лирику, а не про предмет исследования, вроде!
odna_zmeia
Jan. 9th, 2015 05:02 pm (UTC)
Тайный Лунин - это М. Сафонов. Пожалуй что не надо его стихов, а также любовной лирики Коваля.:)
( 24 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow