?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хочу порекламировать кое-что из недавно вывешенного Любелией на страничке - а заодно порассуждать на любимые темы;-)
Итак, цитирую Любелию:

И Новый Год начинается с прекрасного, прекрасного Сергея Григорьича Волконского! 1814-1815, молодой раздолбай в Париже и Лондоне, жалуется Киселеву на свои любовные неурядицы, расказывает про театры, делится сплетнями, какие-то шмотки ему заказывает... И подписывается - под настроение, то "Бюхно", а то прям "Князь Сергей Волконский":)
http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/volkonsk.htm


И добавлю от себя.
За что я нежно люблю эту публикацию.
Да, он молод и ловит все доступные удовольствия Парижа и Лондона - театры, салоны, дамы полусвета (и лечение от последствий визитов к ним). Он, как и Киселев, обсуждая знакомых, выдаем всем прозвища - ехидные и, боюсь, часто точные (Киселев вот как скажет - так у меня и завязнет, что не начальник штаба П.М. Волконский, а "Петрахан"!). Да, переписка с Киселевым по определению русская, и русский язык двум ее участникам вполне родной, и Сергей Григорьевич вписывает в одно из писем одну прекрасную, не вполне приличную и совсем неизвестную мне раньше русскую пословицу (я, помнится, читала ксерокс в метро и, дойдя до нужного места, в голос захихикала)...
Но не в молодом разгуле дело. Он - еще не самое интересное в этой истории.
Знаете, бывают истории, как человек по молодости буянил и гулял, и мозг не особо просматривался, - а потом вдруг нашел себе толковое дело, и даже мозг откуда-то взялся? Так вот, это не та история, мозг там приложен изначально, и не только для различения модных фасонов. Он ведь держит нос по ветру окружающей политики и, когда начинаются 100 дней, срывается из Лондона в Париж - присутствовать при исторических событиях, и при этом, кстати, - с нетерпением ждет, когда русская армия против этой же Франции в поход выступит...
Но дело даже не в этом. Есть тоже немало историй, как молодые (и не очень) буйства порой не мешали людям творить вполне серьезную и масштабную политику; скорее, богат такими историями век прошедший, 18й, но он еще совсем рядом...

Но история не только об этом.
Среди веселья и вполне разумных мыслей проскальзывают такие фразы, из которых я с удивлением понимаю особенно ясно, что _это один и тот же человек_. Не только с генералом "под 40", но и с тем величественным стариком (о котором Герцен и куча другого народу совершенно независимо пишут примерно одно и то же - вплоть до ощущения, что от человека исходит свет) - с тем, кто пишет "Записки". Он много пережил, стал мудрее, приобрел массу не всегда веселого опыта... а в каких-то базовых вещах он не менялся все это время. Потому что тогда, в безбашенной молодости, все необходимое уже было.
(И да, во всей это биографии история с тайным обществом - не несчастная случайность и не действие чужой злой воли (как пытается, скажем, представить его брат - ну так понятно, брат прошение пишет, чтобы отпустили!)), а совершенно логичный этап - и нет, он не передумал и не жалеет).

Вот он пишет про встреченных в Париже роялистов - бывших эмигрантов в Россию, которым довелось участвовать в войне 1812 года не с французской стороны:

"Ла-Гард тоже здесь, но он не оставлял нашей службы, и я скажу ему в похвалу, что он единственный, который носит русскую медаль 1812 года. Знак отличия, приобретенный с полным правом всяким участником русской армии 1812 г., не может и не должен быть более пренебрегаем никем из тех, кто его получил".

- и я вспоминаю, как позже он из своих наград просил вернуть не все многочисленные ордена (а их БЫЛО!), а именно медаль за 1812 год.

Или вот еще:
"Я очень стремлюсь к такой же судьбе, как у Долгорукова и никогда не буду в числе тех которые стараются добиться счастья, состоящего из имений и денег. "

(Про Долгорукова, кажется, смысл в том, что он перешел с придворной службы на военную). И ведь сколько лет ни пройдет, он не откажется под этим подписаться. Впрочем, он сам же про себя в одном из писем приводит пословицу, на сей раз вполне приличную: "Каков в колыбеле, таков и в могиле ".

...от Волконского осталось много портретов, и, надо сказать, внешне он меняется довольно сильно... (И не сказать, чтобы в худшую сторону, у меня его портрет в старости - на первом месте по разряду "самый красивый мужчина в этой компании").

volkonski-sg

Это миниатюра Изабэ, где-то как раз времен парижских писем, пожалуй, - и эти выразительные черные глаза очень громко говорят: "Поселянка, хочешь большой и чистой любви ПРЯМО СЕЙЧАС?"...

volkonski-gr

...а это посмертный портрет, но, судя по другим портретам и фотографиям, художник не сочиняет,а ... аккумулирует, что ли, все то, что видишь по другим изображениям и рассказам.
У него с определенного момента... меняется взгляд. Я, кажется, даже год назвать могу, там есть два фотопортрета от одного года, на одном еще не то, еще просто напряженный и усталый мужчина средних лет, а на другом уже - вуаля! Взгляд четко и определенно смотрит куда-то очень далеко сзади вас. Это очень конкретная точка... только находится она, похоже, по ту сторону горизонта. И чем старше он, тем больше он... уходит в этот взгляд. (И ничего в тот год... 1845, что ли? - не происходит особенного. Просто, наверное, наконец переходит в качество количество тех, кто уже ушел за горизонт).

А внутри, оказывается, так и остается - та цельность и та свобода, которые есть уже в начале. Спокойствие есть не всегда, но в конце приходит, а эти - так и есть.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
inna_lm
Jan. 8th, 2015 02:33 pm (UTC)
"Вот он пишет про встреченных в Париже роялистов - бывших эмигрантов в Россию, которым довелось участвовать в войне 1812 года не с французской стороны"
Вопрос на эту тему: а Волконский не высказывал какого-либо мнения о генерале Викторе Моро? Или, может быть, известны мнения о Моро кого-то еще из декабристов?

"Я очень стремлюсь к такой же судьбе, как у Долгорукова и никогда не буду в числе тех которые стараются добиться счастья, состоящего из имений и денег. ""
Заранее прошу прощения, если сделанное мной предположение окажется идиотским: а он не мог иметь в виду одного из тех Долгоруких, которых сослали при воцарении Анны Иоанновны (скорее всего, Ивана)? Правда, они тогда пострадали, прямо скажем, за дело (точнее, дела; начиная с изготовления поддельного завещания Петра II); но, насколько я знаю, была тенденция рассматривать их как что-то вроде пострадавших за правое дело.
naiwen
Jan. 8th, 2015 04:05 pm (UTC)
да, Сергей Григорьевич - он такой. Из тех людей, от которых - внутренний свет...
lubelia
Jan. 8th, 2015 04:38 pm (UTC)
Слушай, а вот те сибирские письма (которые были в книжке, которая была в Бессарабии:) - где сейчас и прочел ли их кто?
odna_zmeia
Jan. 9th, 2015 01:56 am (UTC)
У нас. Хильда их прочла, я - еще нет.
aini_svetlja4ok
Jan. 8th, 2015 08:00 pm (UTC)
Как оно все-таки четко выведено жизнью. Вот не зря же говорят - кто с чем в жизнь идет.
helce
Jan. 8th, 2015 08:34 pm (UTC)
Да, про взгляд на обоих портретах очень метко! ;)
hild_0
Jan. 8th, 2015 09:12 pm (UTC)
Ух ты... Спасибо. Взгляд... такой, да.
hildae
Jan. 8th, 2015 11:15 pm (UTC)
О, ты написала, спасибо. Я ждала твоего поста про эти письма. :)

Не случайно, да, никоим образом. Это понимание неизбежно вырастает из всего, что им написано: письма, "Записки"... да и следственное дело.

И еще мне видится очень цепкий и очень независимый взгляд на все, что происходит, и, похоже, это с юности - не зря же его в 23 года из армии с турецкой войны выперли за критику главнокомандующего.

Я еще очень люблю то место, где в ответ, видимо, на вопль Киселева "кого ты ко мне прислал?!", С. Г. выдает: "не моя вина, что я ношу знаменитую фамилию моего зятя..."
А от Долгорукова какой там прекрасный вираж к двум жилеткам! :)

Мышь, а дай, пожалуйста, ссылку на те два фотопортрета, о которых в конце пишешь. Потому что один я точно представляю, а второй - задумалась.
Он, и правда, сильно меняется; если еще Тропининский (24-го года) и Бестужевский портреты добавить (а в самом начале тот, времен пансиона, "_еще_ в штатском")... или это оттого, что очень разные художники?

"Поселянка, хочешь большой и чистой любви ПРЯМО СЕЙЧАС?" И прямо здесь, ага.
odna_zmeia
Jan. 9th, 2015 02:00 am (UTC)
Там обязательно должна быть вторая фраза, в ответ на недоуменный отказ поселянки ("Да вы в уме, барин?"), какой-то такой: "А, не хочешь? Ну ладно".:)
Он не настаивает, только по обоюдному согласию.:)
Не знаю, есть ли эти фотографии в сети, у меня в альбоме есть точно, если как-нибудь доберешься до нас, напомни, чтобы я показала. Ну или Мышь в сети раньше найдет.
Не соображу - что за портрет времен пансиона?
hildae
Jan. 9th, 2015 03:15 pm (UTC)
Я не могу ручаться, что это именно его портрет, потому что до сих пор не нашла приличной ссылки и авторства. Но мне нравится думать, что вот примерно так выглядело то, что выехало на Остермана-Толстого под Пултуском, заставило схватиться за голову и прибрать под крыло :)))


Edited at 2015-01-09 03:18 pm (UTC)
fredmaj
Jan. 9th, 2015 02:01 am (UTC)
и что отдельно прекрасно: если поселянка как дура ответит "Нет", то в ответ будет: "А, да? Ну, ладно" - и все!:-)))
hildae
Jan. 9th, 2015 08:58 am (UTC)
Как вы синхронно.:-)
"У неё прекрасные глаза, но они неумолимы. Ладно, вычеркиваю."
tal_gilas
Jan. 9th, 2015 05:51 am (UTC)
На первом портрете - красавчик, лапочка и шельма :)
fredmaj
Jan. 9th, 2015 02:00 am (UTC)
Глаза у него, кстати, синие, по крайней мере, у Изабэ именно такие. Светлые, скажем так, хасочьи:-)
Он не меняется, он, наверное, кристаллизуется.
hildae
Jan. 9th, 2015 08:56 am (UTC)
По описанию следственного комитета серые, если не ошибаюсь.:-)
( 15 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow