?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И снова о письмах

Ну вот, среди одного письма письма Полины Барыковой нашелся хвост другого письма, который я считала потерянным совсем.
Нда, на 30 с небольшим листов в этой пачке писем куда как много беспорядка... И что-то я считаю - оттого, что кто-то часто лазил их хаотически перечитывать...

*

И еще, давно собиралась записать. 1840 год, Полина получает письмо в момент, когда они приезжают в усадьбу к родственникам на их золотую свадьбу. (Это те самые Философовы, родители "Алексиса". И он там есть - с женой и детьмм. А письмо, скорее всего, пришло где-нибудь совсем под отъезд, я думаю, его просто передали Полине после). Она очень любит это семейство, радуется событию и приезду, но ясно отмечает, что среди этой радости получение письма - "как луч солнца". Как бОльшая радость.
И она, чтобы прочесть, не уходит из комнаты - "я не выходила из гостиной, чтобы его прочесть, я хотела вас также приобщить к этому собранию друзей, родственников, которые столь счастливы быть вместе. Поэтому я села в уголок за креслом моего дяди, я сказала совсем тихо: я хочу, чтобы Александр был с нами, конечно, он оценил бы счастье подобного рода! – и я начала читать".

...а он ей пишет сначала про ее внешность что-то (больная для Полины тема), так, что она хихикает... А потом он пишет ей про смерть Краснокутского. Сестре не пишет, ей - да. Я когда-то приводила под замком большую цитату, как он пишет о том же - Оболенскому.
(Это отдельная феерическая история - они не знакомы раньше (они знакомы "через одного" - через Павла), Краснокутский много лет тяжело болен, не может ходить... И вот в Тобольск (куда ему удалось перебраться с надеждой как-то подлечиться, перебраться удалось, вылечиться - нет) приезжает Александр, который сам тут недавно чуть не врезал дуба (вторая попытка...), у которого нифига нет денег и надо устраиваться на новом месте (зато есть 2 собаки!) - и начинает ходить к нему в гости... два месяца ходит, и потом Краснокутский, собственно, умирает у него на руках.)
И она читает, и посреди радостного семейного сборища - оплакивает вместе с ним человека, которого никогда не знала...

В общем, я как-то по этому поводу имею сказать примерно одно.
Называйте друг друга в письмах хоть "дорогими кузенами", хоть банными вениками - как вам легче, так и называйте. Для меня это не проблема, потому что с вашими чувствами мне как-то все равно все ясно. У меня разве что вопрос, насколько оно было ясно вам самим... Впрочем, почему нет?


И еще, еще к тому, что это - разговор на равных.
"...не лишайте меня подробностей о вас, говорите со мной о вашем древнееврейском, о вашем греческом, о вашей латыни и даже о санскрите – если вы уже добрались до него..."
Про первые три - все совершенно реально (даже древнееврейский, правда, потом он его учить, похоже, бросил - думаю, за отсутствием источников в доступе), а вот про санскрит - уже гон;-)
С Оболенским у них тоже, кстати, около-филологический гон - про праязык.

...в общем, впереди еще 5 писем. И вот этот хвост, который сижу-перевожу.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
nartin
Jun. 22nd, 2015 11:14 pm (UTC)
Ты сейчас в поле или дома? :)
kemenkiri
Jun. 22nd, 2015 11:43 pm (UTC)
Уже дома, но собираюсь туда до-выместись за вещами, если завтра не зальет!
naiwen
Jun. 23rd, 2015 02:38 am (UTC)
А напомни, где была цитата из письма к Оболенскому под замком?
Они вот так вот описывают, когда кто-то умер у них на руках... это я в очередной раз перечитывала письмо Торсона к Бестужевым, где он описывает смерть Аврамова в Акше. "Первый раз в моей жизни человек умирал у меня на руках..."
Краснокутский же перевелся в Тобольск из Минусинска - и уже в Минусинске, кажется, не мог ходить. Почему-то в Тобольск приезжают люди, у которых отнялись ноги, которые не могут ходить - и именно в Тобольске умирают. Князь Шурик уже не застал в Тобольске Крыжановского?
kemenkiri
Jun. 23rd, 2015 07:29 am (UTC)
Вот оно: http://kemenkiri.livejournal.com/545928.html
Надо будет тебе всю их переписку в 3 письма кинуть, она любопытная!

А когда там Крыжановский? Шурик приезжает где-то в конце ноября 1839 г.
В Тобольск, как средоточие местной цивилизации вообще ехали лечиться, - притом, что климат там считался вредный! Но, в общем, наверное и правда приличных врачей можно было найти либо там, либо в Иркутске, - вспоминаю приключения разных болеющих людей в Кургане, - вроде даже не совсем дыра, а в медицинском отношении - совсем!

Edited at 2015-06-23 07:30 am (UTC)
naiwen
Jun. 23rd, 2015 05:41 pm (UTC)
Да, кинь, пожалуйста. Ага, я вижу, что уже там комментировала когда-то и как раз первое, что мне пришло там на ум - все то же письмо Торсона. Уж очень они похожи :(
Я проверила - Крыжановский умер 1 августа 1839 года - так что они в Тобольске не успели пересечься. Кто-то там, наверное, был в это время в Тобольске - не соображу кто. Потому что Крыжановскому, конечно, тоже тяжелая судьба досталась - забросили в одиночестве в ссылку в Березов (а вот он-то, наверное, и вовсе поначалу не знал русского языка, в отличие от Сабиньского), ну и потом у него ноги отнялись, потом речь отнялась, в общем, когда ему разрешили приехать в Тобольск на лечение - то уж он там и умер.
А насчет где лучше медицина - так у меня упорно впечатление, что в то время совершенно все равно было, где на самом деле лучше медицина. Врачи существовали в основном для моральной поддержки :)) ну то есть лекарь, конечно, полезен в случае какой-то раны или травмы, потому как бинтовать и накладывать шины умели. Но внутренние болезни, увы - либо человек сам случайно как-то выздоравливал, либо сам случайно помирал.
kemenkiri
Jun. 23rd, 2015 08:50 pm (UTC)
Помимо все того же Краснокутского, Фонвизины там с какого-то момента 1838 года...

Насчет медицины - есть, имхо, еще один момент. Да, в случае болезней они еще элементарно не знают причин. Поэтому снимают симптомы. И в принципе, это может помочь организму, разгрузив его от борьбы хотя бы с ними. Да, а может не помочь, лотерея. И грамотный врач лучше угадает, чем непонятно какой... Впрочем, на Сибирских просторах скорее актуален вопрос "есть ли тут врач вообще, и если да, то сколько дней на собачей упряжке;-) до него ехать". В этом смысле Тобольск и Иркутск однозначно выигрывают...
lubelia
Jun. 23rd, 2015 05:51 am (UTC)
Ага, спасибо!

Помнишь, есть еще письмо Фонвизиной к св. Стефану - с описанием того же эпизода? надо его иметь ввиду, вдруг попадется.
kemenkiri
Jun. 23rd, 2015 07:32 am (UTC)
Это их того, что есть только списком у Михаила Знаменского? Надо будет посмотреть в фонде Знаменских в РГАЛИ, когда вернусь туда подбирать хвосты - там точно были *какие-то* письма Фонвизиной отцу Стефану, но не соображу, каких лет.
hild_0
Jun. 23rd, 2015 11:56 am (UTC)
Какие же они...
kemenkiri
Jun. 23rd, 2015 07:21 pm (UTC)
Они прекрасны, заразы!
hild_0
Jun. 23rd, 2015 10:04 pm (UTC)
Не то слово...
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow