?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Библиотечно-архивное

* (Про переписку Пестелей). Ну что, я хотела митавского культурного контекста? Боялась, что непонятно, где его искать? В общем, он нас вышел. Учитывая местность - на латышском и немецком, натурально! Будем с этим разбираться... Впрочем, еще в картинках. Да, город. И девушки, какие девушки, не знаешь, кого выбрать... В общем, кто там "запах женщины" не унюхал, у того насморк!

* Архивное (из серии "а пока в нормальном читальном зале все занято, я сижу и смотрю, что на нужный мне микрофильм положили кроме того, что я собственно заказала"). О скорости реакции.
22 мая 1826 года. Пишет главнокомандующий Второй армии Витгенштейн в Петербург: я вам в январе посылал показания двух майоров из Азовского полка, Белозора и Дрешерна, и в ожидании, что выяснится, посадил их под арест. Время идет, в полку на их месте никого нет, и от вас как-то ни слова...
...и отвечают ему человеческим голосом: а вы знаете, тут выяснилось, что они к тайному обществу никак не относятся!
Одна проблема - ответное письмо уходит из Петербурга... 30 августа. Т.е. приходит уже в сентябре. Все это время майоры Белозор и Дрешерн, надо полагать, просиживают форменные рейтузы под арестом (с января!), а полк валяет ваньку без них (и без Фохта, который оказался очень даже причем)...
Нет, понятно, что майское письмо в Петербург пожаловало уже в июне, наверное, - но в самом начале. Но дальше время было горячее, и пока у Главного штаба и компании горели конопляные поля и под-петербургские леса, было не до каких-то майоров в Тульчине. Собственно, шевеление начинается 6 августа, но еще почти месяц бумага бродит по Петербургу.

* Рубрика "Николай Павлович - раб на галерах".
Цитата из письма Николая I брату Константину от 11 января 1826 г.(водится в чудесной книге "Междуцарствие 1825 года..." - а на меня вышло из некой монографии)
"Я завален работой; меня тяготят недоимки, оставшиеся от июля и августа месяцев; впрочем, в скором времени, надеюсь, буду в состоянии приняться и за текущие дела; однако, я думаю, ссыльные в Нерчинске обременены, наверное, не больше, чем я..."

*...а между тем. Ленинка сообщает, что 30 января открывается обратно третий зал! Я-то думала, что там все как зависло, так и висит, а вот же ж. Кто-то в инстаграме Ленинки жалеет, что теперь нельзя под предлогом закрытия третьего сидеть в первом, профессорском. Зато теперь можно без всякого предлога сидеть в третьем, думаю я! Даже не помню, забредала ли я в когда первый зал под этим соусом (и отличается ли он чем-то генеральным от того ответвления второго, которое на третьем этажом выше). В любом случае - *он меньше*.
Теперь, кстати же, разрешение фотографировать в Ленинке приобрело для меня по крайней мере один толковый смысл - прийти и сфотографировать зал. Жаль,что то же самое не успелось с каталогом на старом его месте... (Но надо сфотографировать большую лестницу - и еще зал в Пашковом доме...и, возможно, лучший вид на Кремль и на крыши... о, кажется, поход с фотоаппаратом таки назревает. Только по солнечной погоде, думаю я).
Еще интаграм Ленинки по этому поводу активно упоминает фильм "Москва слезам не верит", вроде бы там героиня ходит в этот читальный зал... Моя необразованность, эх. У меня, опять же третий ассоциируется ровно с собственными походами, которых было невероятное количество. И чего там только ни было - и "Гегель с пряником", и Набебин на мою голову со стихами... Посмотреть что ли фильм как-нибудь для расширения кругозора??

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
nartin
Jan. 25th, 2018 12:08 am (UTC)
Первый от всех остальных отличался наличием нормального тепла в холодное время :) ибо маленький
В третьем зале правда снимали сцены из Москва слезам не верит
Но вот на тему после ремонта - что-то мне подсказывает, что ремонт там такой же, как и больших дверей на лестницах - мебельный шпон и пластик вместо дуба и бронзы
Ковалевская Юлия
Jan. 25th, 2018 04:07 am (UTC)
проф. зал.
А в каком-то зале под огромным окном стоял кожаный диван. И вот ровно на нем я прочитала воспоминания Колечицкой (в обработке Ремизова) о том, как она ездила в гости к Пестелям, в Васильево.Отличное было место.
Собственно, мне в Москве больше всего понравился этот диван и еще утки в прудах. Очень симпатичные создания, похожи на бездомных собак, едят хлеб.
odna_zmeia
Jan. 25th, 2018 10:15 am (UTC)
Re: проф. зал.
Я читала Колечицкую в спецхране (т.е. тогда уже не спецхране, как-то оно называлось - "отдел русского зарубежья", что ли?). Это самый верхний этаж Ленинки, может, там и стоял диван? Вот дивана-то и не помню.:)
Ковалевская Юлия
Jan. 25th, 2018 10:51 am (UTC)
Re: проф. зал.
Нет,, это был обычный зал для кандидатов наук.
kemenkiri
Jan. 25th, 2018 10:19 am (UTC)
Re: проф. зал.
Вот я в диване подозреваю как раз первый зал, потому что в третьем его не помню;-)
Еще диванчики явились в цокольном этаже, в бывшем общем зале, - но это недавнее явление, нескольких лет назад.
naiwen
Jan. 25th, 2018 06:32 am (UTC)
жалко птичку... то есть Николая Павловича :)
lubelia
Jan. 25th, 2018 08:52 am (UTC)
Вообще если речь идет о финансах всей страны - подтверждаю: в Чите во всяком случае точно несколько легче в плане работы.
Вот во всем остальном, разумеется, есть разница с царским положением. Но работа и правда попроще будет:)
istarni
Jan. 25th, 2018 09:40 am (UTC)
Бедный Николай Павлович на галерах... (точно, есть какая-то неизмеримая параллель между эпохами, "тогда" и "сейчас"). Тут меня больше всего занимают две вещи: 1) да, в Нерчинске голова от государственного бюджета и от обилия бумаг явно не болит; она от другого болит 2) интересно, это у него был... краткий приступ сравнения или он регулярно про себя так думал следующие эн лет: "у них на каторге меньше работы, чем у меня, вообще должны сказать спасибо!"
odna_zmeia
Jan. 25th, 2018 10:17 am (UTC)
Я вообще не перестаю изумляться, сколько сходства между эпохами.:)
Кстати, вполне верю, что он регулярно так думал.
istarni
Jan. 26th, 2018 09:47 am (UTC)
Вообще там, кажется, 14 декабря постоянно на краю сознания присутствует, этаким...камертоном, и не только в воспоминаниях 49 года и ежегодных молебнах. Читаю воспоминания Никитенко, так там есть не один случай, как кто-то что-то не так сказал и написал, это всех ужасает, государь император распекает виновного и говорит ему, что так нельзя, опять хотел 14 декабря устроить?! (...как там у Батенькова, кажется, "14 декабря, которое считается началом всех эмансипаций...")

(1834 год, о запрещении журнала "Московский телеграф":

-- Это проводник революции, -- говорил Уваров, -- он уже несколько лет систематически распространяет разрушительные правила. Он не любит России. (....) Впрочем, -- продолжал он, -- известно, что у нас есть партия, жаждущая революции. Декабристы не истреблены: Полевой хотел быть органом их. Но да знают они, что найдут всегда против себя твердые меры в кабинете государя и его министров."

(1849 год)

Государь встретил его (Самарина, выпущенного из крепости - И.) следующими словами:
   - Знаешь ли ты, что могла произвести пятая глава твоего сочинения? Новое четырнадцатое декабря.
   Самарин сделал движение ужаса.
   -- Молчи! Я знаю, что у тебя не было этого намерения. Но ты пустил в народ опасную идею, толкуя, что русские цари со времени Петра Великого действовали только по внушению и под влиянием немцев. Если эта мысль пройдет в народ, она произведет ужасные бедствия.

Аааааааа. Жалко было бы масика, как раб на галерах работающего на благо Отечества, если б не результаты :(
odna_zmeia
Jan. 26th, 2018 09:50 am (UTC)
Знаешь, да. И правда жалко было бы, и на фоне прочих братьев (Константина и Михаила) он гораздо лучше, и умнее, и просто по-человечески лучше, но результат, результат!:( И в итоге не получается пожалеть.
istarni
Jan. 26th, 2018 10:01 am (UTC)
Ну…. он не до конца запорол воспитание наследника!
(Хотя Александр, в 1857 году в своем главном-секретном комитете недоумевающий, что-то это его высшие сановники и потом его дворяне по щелчку пальца и желанию не становятся реформаторами - ровно так, как он хочет в данный момент - не меньше и не больше! - подозреваю, что это унаследовано от папы….)
kemenkiri
Jan. 26th, 2018 12:24 pm (UTC)
Вообще разные чувства (в разное время) вызывает ситуация, что декабристы давно либо в могиле, либо на каторге (и главная задача - как бы не перейти в первую категорию совсем быстро), либо тихо сидят и не высовываются (кого "оставили без внимания", под надзором etc.)... А Николаю и его товарищам они все мерещатся и мерещатся в каждой щели, могущественные и неискоренимые.
То удивление, то некая мстительная радость.
inna_lm
Jan. 26th, 2018 06:55 pm (UTC)
Бедный, замученный Николай Павлович вполне мог бы подписаться под жалобами царя из сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца":

"Где ни плюнь, куды ни ткни -
От министров до родни -
Все сплошные вольнодумцы,
Все вредители одни!..

Ну и жисть - аж в горле ком!
Нет сочувствия ни в ком!
Вот сыщу лесок погуще
И устроюсь лесником!.."
Ковалевская Юлия
Jan. 25th, 2018 10:58 am (UTC)
Я вот представила Николая или, допустим, графа Уварова (автора "православия, самодержавия и народности), плавающих в проруби на Крещение. Нет, не канает. Все таки эпоха изменилась, наши гораздо смешнее, разве что в смысле общей одаренности похожи. Власть посредственности - посредственная власть.(это я сегодня вычитала, кажись Милль).
odna_zmeia
Jan. 25th, 2018 11:27 am (UTC)
Видение Николая в трусах и тулупе определенно сделало мне день.:)
Ковалевская Юлия
Jan. 26th, 2018 09:14 am (UTC)
"сделало мне день" - это прелестный галлицизм, далеко Вы видать провалились в 19 век. Прямо Вам завидую.
odna_zmeia
Jan. 26th, 2018 09:41 am (UTC)
Нет, так далеко я не проваливалась.:) У нас так говорят, это, увы, сленг.
fredmaj
Jan. 25th, 2018 03:33 pm (UTC)
Этот, кстати, мог и плавать, у Николая вообще здоровье было железное:-(. Но да, нынешние смешнее. Оно и к лучшему, той степени вдохновенного преклонения сейчас уж мало кто способен. И слава Богу.
urfinwe
Jan. 25th, 2018 03:48 pm (UTC)
Статья в последней "Літературке":

www.lgz.ru/article/-3-4-6628-24-01-2018/aktualnye-dekabristy/
kemenkiri
Jan. 26th, 2018 12:15 pm (UTC)
О, это ж дама с тем самым фильмом, погляжу!
(Anonymous)
Jan. 26th, 2018 05:35 am (UTC)
статья в литературке
"Источники свидетельствуют, что Павел Пестель был вор, к тому же потомственный". У куме на уме...Вот кто чего хочет, у того такие и свидетельства. Характерно, что сам Николай 1 даже не заикался о "воровстве" декабристов. Знал, что никто не поверит.
kemenkiri
Jan. 26th, 2018 12:15 pm (UTC)
Re: статья в литературке
Киянская надолго поселила эту идею в головах, боюсь. Формата "все знают, что".
leninka_ru
Jan. 27th, 2018 01:48 pm (UTC)
А я видеть не могу этот фильм и эту сцену. Они достали пропуск в Ленинку! Куда было в те годы не прорваться! И вместо того чтобы заказать полфонда и зарыться по локоть в каталоги и книги, сидят там вхолостую, жениховский "контингент" рассматривают! Никогда, никогда, никогда не пойму.
( 24 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow