Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

Дела семейные.... дома Финвэ.

А точнее - выпуск второй семейно-демографических хроник.

2. Когда родились и поженились те, для кого точные даты не указаны?

С вашего позволения, для начала я отправлю в конец этого рассуждения наиболее недокументированное семейство, а именно – всех сыновей Феанора и Келебримбора с ними.
А теперь приступим и начнем, как водится, с теоретической базы.

«Эльдар вступали в брак по большей части в юности, вскоре после достижения пятидесяти лет. Их дети были немногочисленны, но очень им дороги. (…)
Вступавшие в брак могли избрать друг друга в ранней юности, даже еще в детстве (и на самом деле так часто бывало в дни мира), но до тех пор, когда они желали обвенчаться и были подобающего возраста, помолвка ожидала обсуждения их родителей. (…)
Еще эльдар говорят, что для зачатия и еще более для вынашивания детей уходит у них больше жизненной силы, духовной и телесной, чем для детей смертных. Потому и происходит так, что эльдар производят на свет не много детей, и что происходит это в юности их или в начале жизни, разве что странный и тяжкий удел выпадает им. Но в каком бы возрасте они ни вступили в брак, их дети рождаются спустя краткое время после свадьбы.*
* Краткое по счету эльдар. По счету смертных зачастую проходит довольно много времени между венчаньем и рождением первого ребенка, и еще больше - до рождения другого.»
(«Законы и обычаи», пер. Эленхильд)

А теперь перейдем к семейству Финарфина, кажется, лучше всех обеспеченного датами.
Итак, Финарфин и Эарвен вступают в брак в 1280 году, когда Финарфину ровно 50. Из чего нетрудно заключить, что встретились будущие супруги, вероятно, задолго до этой даты, и только дожидались официального «вхождения в возраст» - а также то, что Эарвен, вероятнее всего, либо ровесница супруга, либо даже немного старше его (потому что ждали именно его 50-летия).
Знакомство заранее не удивительно – ведь говорит же «Сильмариллион», что «Финарфин – [был] самым прекрасным и мудрым; впоследствии он сдружился с сыновьями Ольвэ, вождя тэлери, и взял в жены Эарвен, деву-лебедь из Альквалондэ, дочь Ольвэ.»
Поскольку фраза взята из абзаца, где говорится о рождении у Финвэ сыновей, «впоследствии» с вероятностью означает, что с указанными телери младший сын Финвэ общался не с самого рождения, а по достижении определенного возраста (возможно, тех самых примерно 15 лет, когда уже можно самому отправиться путешествовать – вот он и отправился, но не в горы, как Феанаро, а к морю).
Нам, как ни печально, ничего не известно о времени появления детей Олвэ, ни о точном количестве сыновей (их определенно не меньше двух, а V том даже сообщает имя одного – Элулиндо), ни о старшинстве в семействе. Даже если предположить, что дети в семействе Олвэ появляются уже после прибытия в Валинор (по аналогии с Финвэ), то от этого события (в 1161 году) до рождения Финарфина проходит без одного года 70 лет – срок более чем достаточный для появления нескольких детей.

Но вернемся от Телери к Нолдор. Итак, в 1280 году Финарфин и Эарвен вступают в брак, но к наступлению «времени детей» готовятся более чем основательно – их старший сын появляется на свет только через 20 лет, в 1300 году. Зато начиная с этого года «время детей» вступает в свои права: за следующие 62 года (1300-1362) приходят в мир все пятеро потомков младшего сына Финвэ. Соответственно, точные даты рождения Ородрета, Ангрода и Аэгнора нам неизвестны (в отличие от порядка их появления, в котором они перечислены). Впрочем, в таком не очень-то длинном промежутке они и не столь важны. Исходя из последующих дружеских связей, мы можем предположить, что Ангрода и Аэгнора разделяет не очень-то большой промежуток (а Финрода и Ородрета – возможно, несколько бОльший – см. выше, в первом размышлизме, о Финголфине, Иримэ и «следовании за», - ситуация, пожалуй, похожа). Впрочем, дружеские связи возникают не только по старшинству, но об этом – далее.

А теперь вернемся чуть назад. Потому что в том же году, что и Финрод, в мир приходит и Тургон (об их дружбе речь тоже впереди), - да, Тургон, второй сын Финголфина… Из чего все, за исключением самых бодрых апокрифистов могут заключить, что средний сын Финвэ к тому времени уже был женат ;-) … а с тем, что Фингон появился еще раньше, согласятся, думаю, и они.
Раньше – но когда?
Начнем опять-таки с брака. К сожалению, та почти единственная подробность, которая нам известна об Анайрэ – ее дружба с Эарвен – никак не проясняет время ее знакомства с будущим супругом: этим дамам как раз было естественно близко познакомиться после вступления обеих в брак, когда они оказываются женами родных братьев. Тем более, что после замечания об их дружбе об Анайрэ говорится – «хотя она была нолдо, а не одна из телери» (ShF), т.е. ни в каких иных особых связях и тем более родстве с Телери не замечена.
По крайней мере, у нас нет никаких оснований думать, что Финголфин женился раньше «принятых» 50 лет (т.е. 1240 года). А может быть, это событие произошло и несколько позже.
В пользу последнего предположения – не только некая основательность, Финголфину в целом присущая (то, что в перечне его качеств обозначено как «стойкость», на негероическом плане, пожалуй, можно определить как сочетание уверенности и неторопливости; об основательности см. также ниже, о появлении детей), но и то, что Финарфину в 1240м году всего-то 10 лет. Конечно, мы знаем об Эльдар, что «их семьи, или дома, были связаны любовью и глубоким чувством родства духовного и телесного, и дети мало нуждались в воспитании или обучении» («Законы и обычаи»), но вспоминается и немалая близость между братьями, в которой роль Финарфина, вероятно, шире безусловно-младшего (показательно, кого ищет после ссоры с Феанором Финголфин – ищет очевидно ради успокоения и совета).
Одним словом, я не удивлюсь, если мне когда-нибудь достоверно доложат, что свадьба Финголфина и Анайрэ в промежутке между 1240 и 1280 годами (50-летие Финголфина и свадьба Финарфина) располагалась даже ближе к последней дате…

Точную дату рождения Фингона мы опять-таки не назовем, но одно в отношении его отца можно сказать точно: что касается детей, Финголфин обошелся без спешки. Известно нам, собственно, вот что: в 1300-м появляется на свет второй сын Финголфина – и первый сын Фианрфина, а через 62 года рождается Галадриэль, последняя из детей Финарфина… и следующий ребенок Финголфина – Аредель. Т.е. за кадром 62-летнего промежутка, в который у Финарфина «уложились» пятеро, в семье Финголфина остаются двое – Фингон (раньше) и Аракано (позже). Снова, предположительно, по отсутствия некой особой дружбы между Фингоном и Тургоном (что вовсе не означает, что они были в ссоре!) скажем – промежуток между их рождениями – не минимальный. Если же объединить эту возможность с уже указанной (свадьба Финголфина ближе к 1280му, чем к 1240 му), то сугубо предположительно можно считать так: Фингон мог появиться на свет где-то в окрестностях того самого 1280 года свадьбы Финарфина. Возможно, младший брат счастливого отца первые годы семейной жизни потратил, в частности, если и не на воспитание племянника, то на наблюдение за оным процессом – опять же, в качестве подготовки ко «времени детей».

(Но не забудем, что обе даты – и свадьбы, и рождения старшего сына Анайрэ – все же предположительны. Могло быть и по-другому: свадьба Финголфина ближе к 1240му году, меньший промежуток между ней и рождением сына – и тогда Фингон может оказаться менее чем на 20 лет младше Финарфина, в долгосрочной перспективе – почти сверстник (как Маэдрос, с вероятностью, - Финголфину)… И картина выходит совершенно иная. Но продолжим в рамках уже строящейся модели, а не будем стараться запутаться в нескольких одновременно;-).

Когда же вскоре после 1300 года Финарфин и Эарвен наконец решили, что теперь они в состоянии быть не только супругами, но и родителями нескольких детей, Финголфин и Анайрэ, напротив, сочли поставленную задачу – воспитание двух сыновей – достаточно серьезной, чтобы сосредоточиться на ней.
Имея в виду ту же основательность, нетрудно предположить, что воспитание первой в семье дочери – задача не менее серьезная, к тому же аналогов в предыдущем опыте не имеющая. Поэтому я предполагаю, что до рождения младшего сына, Аракано, - также пройдет не-минимальное количество лет после 1362 года. Может быть, все же несколько меньшее – ведь некоторый родительский опыт у супругов уже есть? Одним словом, я решаюсь предположить, что Аракано (младший Аракано, строго говоря) появился на свет где-то около 1400 года –т.е. года освобождения Мелькора.
Тогда ко времени Исхода он уже достаточно взрослый, с одной стороны (в том числе для того, чтобы оказаться искусным бойцом), с другой же – еще воспринимается окружающими как «молодой» - как и Галадриэль, которой в это время 133 года).
Тогда, опять же, Аракано-младший растет и входит в возраст более-менее взрослый в обстановке «лжи Мелькора», которую пока никто не отследил, т.е. в обстановке соперничества домов, тайн, овладения оружием… То, что для других – новость (приятная или нет – другой вопрос), для него – привычная с детства атмосфера. Думается, в ней окончательно формируется то его качество, по которому он и известен нам (наверняка – одна из определяющих черт характера) – «горячность» (использованное слово допускает также переводы «страстный», «импульсивный»). И вся эта страсть, видимо, направлена на сторону своего семейства, своего отца, а отношение к Феанору, соответственно, – вряд ли комплиментарно. Тогда перед нами случай противников, в чем-то похожих – не случайно и погибает Аракано, в общем-то, так же, как Феанаро – окруженный врагами, оторвавшись от своих в пылу боя – и притом нанеся врагам немалый урон и пугая их даже одним видом своим… (Вот, кстати, хорошая иллюстрация к мысли о том, что неограниченная удаль хороша у «простого» воина, но губительна для народа у правителя. Мысль эту Профессор выразил довольно подробно в послесловии к «Возвращению Беорнтхнота», но мнится мне, что применимость ее – шире древней английской истории).

А теперь мы, между прочим, переходим к следующему поколению детей Финвэ! На просторах Амана представленному, пожалуй, Келебримбором (о котором речь еще будет) и Идриль. (Поскольку нет, пожалуй, никаких оснований относить сына или сыновей Ородрета к времени и я присоединюсь к общему мнению, относящих их существование ко времени Нолдор в Белерианде).
Хотя перед этим явно следует разобраться еще с одной проблемой – когда вступили в брак Тургон и Эленве?
К сожалению, ответ очень близок к разновидности «когда угодно». 50 лет Тургону исполняется в 1350 году, до гибели Древ остается еще 150 лет, из которых печатью откровенной смуты в Доме Финве отмечены последние 5…
Но поищем все-таки какие-нибудь зацепки. 1362 год, Тургону 62 года – мог бы жениться, если захотел, но все еще считается в годах «ранней юности» - и в этот год появляется на свет его сестра, Арэдель (проблему многих имен которой мы здесь обсуждать не будем). «Шибболет» говорит о ней – «она была под защитой Турукано, который нежно ее любил, и Эленве – его жены». Практические следствия этой любви нам известны – Арэдель отправляется вместе с братом в его Гондолин, а вот как исходно возникла «особенная защита»? Заметим, что сестру защищает именно Тургон, а не самый старший брат. И заметим еще вот что – о «любви» говорится применительно к самому Тургону, о защите же – в отношении его и Эленвэ вместе. Я вовсе не собираюсь делать из этого вывод о какой-либо нелюбви между этими двумя достойными дамами Эльфинессэ, упаси меня Эру и оставь это «Фанфикшену»! Скорее – вывод о том, что «любовь и забота» Тургона по отношению к сестре, возможно, «старше», чем забота его супруги о юной сестре мужа. Т.е., проще говоря, к моменту рождения Арэдель Эленвэ, вероятно, еще не появилась в доме Финголфина – а в жизни Тургона если и появилась, то пока опять-таки отдельно от родительского дома. И Тургон мог принимать довольно деятельное участие в воспитании сестры, которое, вероятно, не прекращалось с годами. Следствием этого было не только то, что Эленвэ, войдя в семейство, также взяла девушку «под свое крыло». Заметим кроме того, что судя по нескоро последовавшей истории ухода Арэдель из Гондолина, она так и осталась для брата именно младшей. Их отношения не были дружбой, как, скажем, у Финрода и Галадриэль, - скорее именно опекой и покровительством со стороны старшего. (По умолчанию верной и правильной опекой – с точки зрения брата. Притом, что уже раздор Домов, а затем и события Исхода заложили немалый источник противоречий: у Тургона после гибели жены было «меньше любви к сыновьям Феанора, чем у кого-либо иного» (Анналы Амана, ч. 5, поздняя приписка) – чувство объяснимое, хотя не до конца логичное; но сестра его, как показывают события, все же не забыла прежней дружбы (как опять же, оказался способным Тургон – он не прерывал дружбы с Финродом в том смысле, что не ссорился, но уйдя в Гондолин, более не общался с ним)…)
Итак, Тургон много и охотно участвует в воспитании младшей сестры…. И, вероятнее всего, вступает в брак по крайней мере не в первые годы (или даже – первые десятилетия) ее жизни. То есть, условно говоря, после 1380 года.
Однако раньше или позже, но брак Тургона и Эленвэ все-таки совершется (о самой Эленвэ, кроме обстоятельств ее гибели, мы, увы, не знаем практически ничего, так что помочь вопрос о времени их свадьбы она нам, фигурально выражаясь, не поможет;-( Упоминаются только («Сильм», глава «Маэглин») при описании внешности Идриль «Ваньяр, родня ее матери». Учитывая, что в Исход Эленвэ отправилась (хотя и не дошла до конца пути), рискну предположить, что Ваньяр были именно «родней», т.е. Эленвэ была полу-ванья (и полу-нолдэ). Все-таки мы не знаем достоверно ни одного из чистокровных Ваньяр, ушедших в Срединные Земли, и по крайней мене об одной из них (Амариэ) известно, что ей было «не позволено» уйти.

…А затем появляется на свет Идриль… но у нас и для этого события не припасено не только точной даты, но и более-менее твердых зацепок. Широко распространенное представление видит Идриль времен Льдов (а следовательно, и Гибели Древ) еще совсем ребенком, от младенца девочки, которой, в переводе на человеческий счет, пожалуй, не больше 10 лет (т.е. , возможно, 17-20 эльфийских – см. приведенную выше цитату о возрасте детей Эльдар и Людей).
Отметим для начала, что даже в наиболее подробном рассказе о гибели Эленвэ и спасении Идриль (а именно в «Шибболете»), мы, пожалуй, не найдем никаких конкретных примет возраста.
(«У Эленве, ее матери, не было синдаринского имени, ибо она не достигла Белерианда. Она погибла, пересекая Льды, после чего ничто не могло утолить вражду Тургона к Феанору и его сыновьям. Он чуть не погиб в холодной и горькой воде, пытаясь спасти ее и свою дочь Итариль, провалившихся в море, когда у них под ногами предательски треснул лед. Итариль ему удалось спасти; но тело Эленве было завалено упавшим льдом.» - «Шибболет Феанора», пер. Ринглина)

И все же попытаемся хотя бы примерно определить время ее рождения. Итак, если мы, в рамках той же модели, принимаем время брака Тургона и Эленвэ, как событие «после 1380 года», то этот год (с некоторым отступом, включая и промежуток между свадьбой рождением ребенка – есть подозрение, что основательность Тургон от своего отца благополучно унаследовал) и будет начальной точкой нашего отсчета.
Что же касается нижней точки, то ей можно посчитать 1490 год, изгнание Феанора изТириона. Эльдар не заводят детей в смутные времена, а для Дома Финве такое время настало уже очень определенно. Однако вероятный промежуток и в таком случае получается примерно в столетие: 1390 (учитывая «отступ») – 1490 годы.
Однако поскольку ни о каких причинах, которые подвигли Тургона и Эленвэ надолго отклаывать «время детей», нам неизвестно, предположим все же, что Идриль появилдась на свет где-то в начале этого промежутка, т.е. около 1400 года или (несколько) позже. «Несколько» в данном случае является допущением. То есть она оказывается, скорее всего, младшей сверстницей Аракано. А кроме того – уже достаточно взрослой к моменту Исхода. (Хотя, безусловно, еще молодой – но никак не ребенком).
Вспомним, кем она позже оказывается в Гондолине – советницей отца (который собственную сестру по сию пору воспринимает как младшую, ту, что нужно воспитывать!). Но Идриль он воспринимает едва ли не как равную… Возможно, это положение могло сложиться еще во время Исхода, когда она смогла, несмотря на пережитое горе, стать отцу той опорой, которой до того была мать. По крайней мере, если мы видим ее молодой, но уже достаточно взрослой, это вполне возможно.

А теперь я сделаю финальную гадость феанорингам….
Я их перенесу в следующий выпуск! Потому что в процессе написания этого стало мне понятно, что без дружеских связей установить хоть какой-то порядок в их рождениях едва ли возможно…
Tags: Хроники Дома Финве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments