Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

А, пропадай моя телега!

Вот что я имела в виду в анкете. Некий тезис некоего доклада, который скоро доложат в Оксфорде. Простите за кривизну перевода, по ссылке он в оригинале есть, если что.

Verlyn Flieger
Гилсон, Смит и Беггинс
http://www.tolkiensoxford.com/abstracts.asp#2


" Одно из самых мощных побуждений к творчеству – это потеря. Множество литературных произведений, от средне-английской поэмы «Жемчужина» до «In Memoriam» Теннисона вызваны к жизни скорбью и утратой. Этот доклад исследует влияние на главный труд Толкиена, «Властелин колец», гибели на войне Роба Гилсона и Джеффри Смита, двоих из «бессмертной четверки» (двумя другими были сам Толкиен и Кристофер Уайзмен), составлявшей самый ранний и наиболее важный для формирования личности круг друзей Толкиена, ЧКБО.
Существенные для нас события таковы: примерно 18 или 19 июля 1916 год Толкиен, отправленный во Францию в составе полка Ланкаширских стрелков, получил письмо от Джеффри Смита, сообщавшего ему, что Роб Гилсон убит в первом наступлении Битвы при Сомме 1 июля. Впоследствии, отправленный домой из-за окопной лихорадки, Толкиен узнал в декабре [того же года], что сам Смит умер во Франции 3 декабря от ран, полученных при разрыве снаряда за позициями.
Еще будучи во Франции, Толкиен писал об уходе в лес – чтобы принять новости о смерти Джилсона, о том, что он больше не ощущает себя частью единого тела. Будучи человеком глубокой веры и тайных (insidious)сомнений, Толкиен боролся с потерей Гилсона и Смита, и с тем, что такие смерти на войне в то время казались многим бессмысленными.
Оказавшись снова в Англии, он начал серьезную работу над мифологией, которую собирался посвятить Англии. Мифология – это поиск и создание смысла в хаотическом и бессмысленном мире. «Властелин колец», лучшее произведение Толкиена и сердце его мифологии – это часть его собственного поиска. Рассказанная в нем история самопожертвования Фродо Беггинса своей пронзительностью во многом обязана смертям Роба Джилсона и Джеффри Смита. Как и они, Фродо Беггинс – обычный человек, попавший помимо своей воли в исключительные обстоятельства и заплативший ту цену, какую никогда не был должен миру, - который и не оценил его подвиг. Создавая образ Фродо Беггинса, чье жертва, как и гибель Джилсона и Смита, была на благо всех, кроме него самого, Толкиен, быть может, неосознанно, нашел способ представить друзей своей юности и воздать должное смыслу их жизней."

--------
[UPD Спасибо dreiviertel, поправила написание фамилии - "Гилсон", конечно же!]

От Мышь. Ох ты ж, 3 декабря... ровно. "С 8 вечера празднуем..."
*
За первую фразу автора отчаянно хочется стукнуть. Несмотря на наличие логики.
"Важен опыт невеселый,
Но, должно быть, прав поэт:
Горе - жизненая школа,
Счастье - университет".
В. Берестов

Потому что ничего не было бы без второй половины, университета-как-счастья - или было бы совсем не то.
*
Ну и.... как обычно. Я понимаю, что конференция - по ВК, но "сердце мифологии"- это сильно сказано. Помнится, сказано было - "В сердце моем царят Сильмарилы".
Да еще - именно история Фродо, а точнее - Фродо-в-Мордоре (свежепрочитанная, я еще поэтому так прыгаю, наверное) - именно она обвешана *таким* количеством аллюзий на другую книжку: переговоры о заложнике, поиск пути в крепость, песня... Ну и огненная пропасть, а куда же без нее?... На историю, которая начинается куда раньше, куда ближе к той войне, - и которая совершает куда меньше смысловых прыжков, чем многие другие крупные истории - скорее, проясняется понемногу...
Одним словом, мне интересно - В.Ф. это знает или нет??? По идее, знать просто должна, но пока я не увижу подтверждение, я помню, что ТАМ все именно ВК ударенные, а вот"Сильмом" недобитые...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments