Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:
  • Mood:
  • Music:

А кто это всерьез примет - тому в глаз....

Одним словом, я опять решила любимого "Прометея прикованного" Эсхиловского перечитать. В любимом переводе (причем не помню кого, потому что в недавнем издании автор перевода ховается, а когда я в школе перепечатывала его себе на машинке, то опять же - не указала.... никакой культуры ссылок!;-)
От этого бывает обычно всякое странное....
Вот оно и было:


-------------------
Бред в порядке записи:

Эллины – несомненно Эллери;-) Они же ахейцы – Эллери Ахэ;-))) Точнее, их потомки, уже дикий народ. Попутали Майдроса, Феанора, Моргота и Берена в одном лице;-) О! И Хурина. Одним словом, Моргота и всех, кто был с ним связан – т.е. всех его «поименных» жертв.

Отсюда: некий герой похитил у Богов священный и недоступный прочим огонь (Мелькор, solo) и отдал его людям (1) бежал в Срединные Земли – где живут Люди – значит, к Людям и отдал его им + 2) история Берена), за что был наказан Богами (тут у диких людей слились все Валар, а также то. что Боги(мн.ч.) – злые), тем что его приковали к скале многими цепями на долгие годы, да еще и терзали орлом (Майдрос + Хурин + оковы Мелькора + орел). Причем приковывает его бывший друг и родич (намек на валинорское или, по меньшей мере, «светлое» прошлое Артано?), при сем присутствуют некие Власть и Сила (Насилие) (отличные имена для орочьих командиров или даже орочьих майяр). Дело происходит в на краю света, «стране руды железной», в горах (т.е. в Эред Энгрин;-)

«Теперь же, несчастный, игрушка ветров,
На радость врагам я страдаю».

Сему предшествует мятеж и война среди Богов (= в земле Богов т.е.), где герой был вначале на стороне побежденных (=ушедших), но затем, видя их неразумие, выступил против них. Это в сочетании с изобретательностью (Прометею приписываются многие изобретения) и неистребимой непокорностью власти изобличает Феанора (См. также дальше о людях). Побежденные ныне пребывают, потерпев поражение, в Тартаре (большинство ушедших в Исход погибли и попали в Мандос, где, см. Пророчество, застряли надолго). При этом Боги пренебрегали людьми и собирались даже погубить их, от чего людей спасло только вмешательство героя (снова смешение: Валар ничего не говорили Нолдор о Людях, в то время как Феанор просветил их в этой проблематике, хотя и с другим настроем; в то же время приход Нолдор в Белерианд и их доблесть действительно спас людей от уничтожения – но уже Морготом) – и за оное вмешательство он наказан (снова Мандос – и Мелькров, и Феаноров). Герой висит там то ли 30 то ли 30 000 лет....

С мотивом освобождения все понятно. Идея отрубленной руки отпадает потому, что по закону народной буйной фантазии цепи умножаются в количестве и «опутывают его железной сетью»(по рукам, ногам, по поясу, плюс шипы, протыкающие насквозь грудь и, кажется, ноги) и «методом Фингона» героя пришлось бы рубить в винегрет;-( - а еще и из-за аналогии с оковами Мелькора в обоих случаях (их тоже больше, чем «одна окова»). Сюда же следует отнести идею о том, что скала с героем проваливается в Тартар (как сказано совсем недавно выше – в Мандос в обоих случаях).

По одному из вариантов сказания герой носит потом в память о скале и цепях железное кольцо с кусочком камня (не иначе как аналогия с кольцом Барахира, поскольку помнилось, что у героя было кольцо, связанное со спасением (хотя спасал как раз он, а не его – но впоследствии они поменялись ролями, и в памяти народной это слилось). В процессе спасения пресловутый орел наконец-то убит - стрелой из лука (без комментариев). Плюс – кольцо носится еще и как «знак оков», как бы «продолжение заключения» (это в мифе так!) – т.е. у него _на руке_ есть некий знак пребывания в оковах, который остается с героем навсегда (эээээээ….. объяснять или так пойдет?)

Что меня плющит комментировать – а вот что: идею, что мучения Прометея кончатся, когда иной бессмертный вместо него сойдет в Аид (и туда уходит смертельно раненый, но при этом бессмертный Хирон, дабы мучения его кончились). Хотя, предположим, что имелся в виду-таки Феанор: его гибель отделяет от освобождения сына куда меньший промежуток времени (хотя порядок событий обратный) , да и уходит он именно навеки (и именно ввиду смертельных ран)…

….И из сего вырастает у меня какая-то шизовая (потому что такая ситуация была как раз у Прометея, а не у них), мало того, совершенно противоположная любимым мечтаниям наших про-феанорингов (из детской комнаты обыкновенно) идея: не если бы Берен принес Камень «кому надо», а вот если бы один из Семерых (а то и сам Феанор) – взял да отдал бы его Людям….

-------------------
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments