Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Category:

Диор: смертный или бессмертный?

Гуляю еще раз по этой теме. Цитата попалась, вот и гуляю.
Простите за кривые переводы цитат, где-то от первой был менее кривой, но он от меня прячется;-(

Казалось бы, все ясно – хотя и не вошло в Сильмариллион;-)
В «Квенте Сильмариллион» 5 тома, где о прибытии Эарендиля говорится гораздо подробнее, чем там, читаем мы не только о подготовке Войны Гнева, но и еще об одном весьма важном решении:
«Тогда Манве произнес суд, сказав: «(…) Отныне все те, ком есть кровь смертных людей в какой бы то ни было мере, будут смертны, если им не будет дарована иная судьба; и в этом деле власть суждения дана мне. Таково мое решение: Эарендилу, Эльвинг и их сыновьям дана возможность свободно избрать, к какому народу он будут причислены». (QS, эпилог, 9)

Как видим, лично речь идет об Эарендиле, Эльвинг и их детях; в целом е концепция такова: потомок эльфа и смертного - смертен (если не известно иное). Видимо, именно под ее влиянием в примечаниях к этому месту Кристофер Толкиен пишет: «Следует заметить, что согласно этому решению Манве Диор Наследник Тингола, сын Берена, был смертным независимо от выбора своей матери».

А теперь займемся еще одной любопытной цитатой – впрочем, более ранней, и, кажется, представляющей собой более раннюю конецпцию.
Квента (4 том), глава 7, общее сравнительное описание свойств эльфов и смертных. К описанию эльфов (большая выживаемость, причины смерти, посмертная судьба) есть приписка: «И такова же была судьба прекрасного потомства эльфов и смертных, Эарендила, и Эльвинг, и Диора, ее отца, и Элронда, ее сына».

Таким образом, в более раннем тексте, похоже, концепция полуэльфов противоположна: они – эльфы (поскольку совпадают с ними по всем указанным качествам). В QS происходит изменение концепции и старая приобретает только архивную ценность…

В смысле концепции полуэльфов в целом – пожалуй, да. Но рассмотрим цитату более конкретно.
Как можно отметить, в ней отмечены не все полуэльфы. И даже не все полуэльфы Первой Эпохи. Мало того, пожалуй, причина очевидна: все они еще не появились в текстах на этой стадии их развития: и дети Диора (хотя их чаще всего в таких случаях не упоминают ввиду их судьбы), и тем более дети Элронда, и даже Элрос. Элроса мы видим только во втором варианте Квенты, вознкающем по мере написания как редакция первоначального тектста, а детей Диора – в приписке к главе о падении Дориата. Т.е. и то и другое – редактура первоначальных глав Квенты, а они написаны позже интересующей нас седьмой главки.
Однако, кто здесь есть – тот есть, в том числе Диор, и они попадают в рамки теории.

И вот что интересно. Все упомянутые именно в этом перечислении – кроме самого Диора – действительно избирают (благодаря тому же решению Манве) участь эльфов – Эарендил, Эльвинг и впоследствие Элронд.

При этом о посмертно расовой судьбе лично Диора у нас в более поздних текстах нигде прямо не сказано – да о ней, по-моему, и вообще больше нигде не сказано…

При этом решение Валар – это решение Валар, спору нет… Но имеет ли оно обратную силу? К моменту его принятия Диор уже больше 30 лет мертв – и где он? Если на Путях Людей – то не по этому решению, а если в Мандосе – то не будут его за Грань теперь принудительно выставлять, думаю…
(А еще есть Диоровы дети, которые могли либо таки погибнуть при взятии Дориата, либо (я всегда оставляю эту лазейку, но никогда не утверждаю, что было именно так;-) – так вот, либо, спасшись, могли погибнуть за прошедшие годы – времена-то неспокойные… Тогда проблема та же. А если они живы – то получается еще более инетесно, когда судьба меняется/определяется внезапно у созданий, которым уже под 40 лет…)

Опять же, в решении есть это Now/Отныне… Т.е. раньше было по-другому?

Вот и приводит меня все это к размышлению.
Раньше я (в порядке чистой ИМХИ) предполагала, что Диору уже в Мандосе был предложен выбор. И что он МОГ избрать судьбу смертного сам. Мне отвечали, что жалко Нимлот.
А многие считают его смертных «по определению». Тогда Нимлот тем более жалко.
А вот теперь я и думаю – а может быть, цитата-таки права? Не в концепции, а в перечисленных лицах. Включая Диора. По выбору или по данности – не знаю. Но вдруг?

Как обойтись в таком случае с его сыновьями (при том, что Эльвинг дается выбор) - пока не знаю.
Tags: 10.01.08 - текстология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments