Я готовлюсь (вроде) к "Святополку", я сую нос в историю Василька и грызню Ярославичей, я читаю про Анну Кашинскую...
А стихи пишутся про ВАЛАР ЕГО ЗНАЮТ ЧТО, про (имхо) дурацкий последний поход наших славных и полоумных древних русичей на Византию, который сегодня на мою голову прополз мимо
...Что интересно, когда стих взялся вылезать, я еще не знала/не помнила конца истории. Ну, т.е. примерно помнила ее как в передней цитате...
ПВЛ 1043.
Исторический гон.
«Иван Топорышкин пошел на охоту…»
Даниил Хармс
«Посла Ярослав сына своего Володимера на Грекы, и вда ему вои многы, а воеводство поручи Вышате, отцу Яневу. (…) И бысть буря многа, и разби корабли Руси, и княжь корабль разби ветр, и взя князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярославль».
ПВЛ, год 6551 (1043).
Иван Творимирич пошел на охоту,
А с ним Ярославич пошел на Царьград.
Они на Днепре отыскали болото,
А выбрались – так, что был каждый не рад.
Едва лишь с днепровского слезли порога –
И в море утопли суда, как топор!
…Историк глядит – нелюбезно и строго,
Мотивы их дел изучая в упор.
На них летописные кажут витии:
Мол, храбрые вои! Но кто же, не пьян,
В крещеное время шел на Византию –
Как вслед за Вышатой рассказывал Ян!
Вот княжича, мокрого, как из ушата,
Иван на свою забирает ладью…
А с берега мрачно взирает Вышата
И думает думу сугубо свою…
Потом – летописцу в урезанном виде
Сболтнет и, повязки чуть сбившийся лен
Поправив, добавит: «А дальше – не видел», -
Ленивый не знает, где он ослеплен!
Но это случилось – на новой неделе,
На жесткой постели, в глубокой ночи…
Что прежде – глаза-бы-его-не-глядели –
Он помнит. Но, право имея, молчит.
Молчать он умеет – и стрезву, и спьяну,
Но только о том, что трепать не к лицу.
(Для памяти все же рассказывал – Яну.
А тот – новгородскому другу-писцу.)
А прочим – о древнем волхве-крокодиле,
О прежних боях с печенегом-врагом…
И больше в Царьград из Руси не ходили.
И далее было – совсем о другом.
17.01.2008
Постграф:
«…Вышату же яша с изверженными на брег, и приведоша я Цесарюграду, и слепиша Руси много. По трех же летах миру бывшу, пущен бысть Вышата в Русь к Ярославу»
ПВЛ
Строго говоря, ослепили ли лично Вышату - не очень понятно. Но очень вероятно что. И на византийцев похоже. И Никоновская летопись (хоть и поздняя) за это голосует...
Однако, как писано по этому случаю в эпическом комментарии к ПВЛ,
«Как явствует из истории Василька Теребовльского (…) слепота уже в Древней Руси не служила непреодолимым препятствием к политической деятельности».
Да, кстати, Вышата - сын Остромира, сына Константина Добрынича....
В общем, как-то так.