Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:
  • Mood:
  • Music:

"Это не простое кольцо..."

Никаэль написала статью о кольце Барахира. Водится здесь:
http://eressea.ru/library/public/nicael1.shtml

А дальше водится то, что написалось у меня вроде бы ответом-письмом автору. По ходу дела вовлекая в процесс кучу источников и приобретаю гомерические размеры. Одним словом - вот оно, кто еще не видал:


"Это не простое кольцо..."

У меня появились некоторые мысли по поводу статьи о Кольце Барахира,
опублкованной в Библиотеке. Я хотела бы их озвучить автору - и
библиотекарю тоже, вдруг ему захочется их опубликовать?

"Даже если просто кольцо с гербом Дома, все равно Барахир в некотором
роде становится членом Дома, а вот если это еще и знак королевской власти
(сознаюсь, никаких подтверждений этому у Профессора, а не у апокрифистов
я не увидела)... Барахир и его потомки, владея отныне Кольцом Власти
(не в "магическом", конечно, а в "юридическом" смысле) Дома Финарфина,
могли уже не просить, а требовать... Впрочем, это лишь подтверждает
серьезность клятвы."

Скорее, он не становился членом Дома, а был еще раз подтвержден как
вассал Дома - каковому полагается исполнять некую службу и взамен
рассчитывать на помощь и защиту. Передача кольца, может быть знАком
того, что оказанная услуга/служба столь ценна для лорда, что вассал и
его потомки могут теперь рассчитывать на помощь и защиту вне
зависимости от их дальнейшей способности (и возможности) оказать
какие-либо еще услуги.
Просить или требовать - в данном случае, пожалуй, дело скорее
воспитания, да и с королевской вастью кольцо, похоже, действительно
никак не связано - все же Финрод, отрекаясь от таковой, швыряется не
кольцом и короной. Кольцо сделано Финарфином - но королем он стал как
раз после всякой возможности сделать его и передать сыну
-соответственно, это скорее _семейная/родовая_ реликвия, чем
королевская регалия. Тогда передача кольца - знк того, что Барахир (и
его потомки) становятся скорее "друзьями семьи" и в таковом качестве
могут рассчитывать на помощь.

"Кстати сказать, если в момент пленения Кольцо было не у Берена, а у
Финрода, Саурон мог просто не обратить на него внимания. "

...Или Финрод "скрыл" его, как скрл личности всех членов отряда - даже
после "падения личин".

"Продолжим дальше. Если Кольцо в темнице было у Финрода - оно должно
быть и похоронено с ним! Но, предположим, что Финрод перед смертью
снова отдал кольцо Берену.
Или же действие происходит сообразно роману Ольги Брилевой."

Это не только предположение! В Лэйтиан, собственно, в ее позднем
варианте, The Lay of Leithian Recommenced, пятидесятых годов, против
описания смерти Финрода есть пометка на полях "Он должен вернуть
кольцо Берену". Учитывая, что это именно пометка на полях, понятно.
что Профессор сам размышлял о судьбе кольца предположительно, и
окончательным вариантом, выраженным в каком-то связном текстеЮ, эта
идея так и не стала (как и всякая иная).
Но если мы ее примем... Тогда, несмотря на замечание Кристофера
Толкина (там же) "Но в действительности нигде не сказано, что Берен
вернул кольцо Фелагунду"(*), мы вправе предположить, что:
1) Берен вернул кольцо Финроду (о причине см. ниже)
2) Финрод взял его с собой в поход (судя по предшествующей истории,
это была весьма "близкая" ему вещь, если можно сказать, дар отца и
память о нем, которую он браал даже в весьма опасный бой -
соответственно, логично взять его с собой и идя на верную смерть) - и
кольцо оставалось при нем до момента смерти.

(*)
"Нигде"? Точно ли? Мен озадачила двусмысленная фраза в Приложении к ВК
(Прил. А - I - iii - "Эриадор, Арнор и наследники Исилдура"), в
истории гибели Арведуи:
"Так кольцо Дома Исилдура было спасено... Говорится, что это было
именно то кольцо, которое Фелагунд Нарготрондский дал Барахиру, а
Берен вернул/получил обратно (recovered) в великой опасности". Глагол
может подразумевать и активное и пассивное действие, а под описание
"велкой опасности" подходит и прыжок из тьмы на орочью стоянку, и
спасение от казалось бы неминуемой гибели на Тол-ин-Гаурхот...

(....А что там происходит у Брилевой? Прошу простить мое невежество,
до сих пор не читала)

"И мне кажется, что Берен должен бы был вернуть Фелагунду Кольцо - как
знак того, что клятва исполнена с лихвою. Правда, когда я поделилась
этими мыслями с одним своим знакомым, он мне решительно возразил, что
Кольцо никак не предполагало "одноразовость" помощи, и ни о какой
"услуге за услугу" и речи быть не могло. Соглашаясь с обоими утверждениями,
поясняю, что я имела в виду не "возврат залога по выполнении услуги"
(да простится мне столь утрированно-циничный оборот) - а нечто иное -
то, что вечная дружба и верность клятве не нуждается в вещественных
знаках и залогах. Тогда потомки Берена на Кольцо уже прав не имеют!
Впрочем, сие мои домыслы, никак не подтвержденные первоисточником."

Почему Берен вернул кольцо Финроду? Никаких прямых свидетельств у нас
нет. Мне представляется, что мотив его мог быть близок темсловам, что
говорит он Финроду на Тол-ин-Гаурхот после гибели всего прочего
отряда: "Я освобождаю тебя/ от твоей старой клятвы, потому что ради
меня более/ претерпел ты, чем (я) когда-либо заслуживал" ("Лэйтиан",
песнь IX, стихи 2578-2580, пой подстрочник). Т.е. Берен мог полагать,
что просимая им (или - обещанная ему, в зависимости от момента, когда
было возвращено кольцо) помощь столь велика, что он не вправе впредь
просить (в случае возможности) о какой-либо еще.
Соответственно, потомки на кольцо право имеют, поскольку Берену оно
возвращено - впрочем, вряд ли на сей раз с каким-то обещанием - да у
Финрода уже и не было шансов исполнить! Скорее оно просто становится
"семейной реликвией", теперь уже - рода Беора.

"Тогда Берен отправляется к Морготу с Кольцом на пальце.
А какой руки? Правой? Тогда все становится еще интересней!"

ЛОгика посказывает, что таки да - дальше Берен отправился с
кольцом... Но если бы оно было на правой руке, тогда Маблунгу после
Охоты на Волка довелось бы держать на руке и передавать законному
владельцу уже не одну, а две реликвии - о чем было бы непременно
упомянуто. Так что остается предположить.... что не на правой руке. В
конце концов, он хорошо помнил, какое путешествие кольцо (и Берен за
ним) проделало из-за того, что было на руке у Барахира. Далее варианты
различны, но не принципиальны (в кармане, ежели был/в поясной сумке/
на веревочке на шее...) - или вовсе передал его Лютиен, тем более, что
из похода за Камнем Берен не очень-то рассчитывал вернуться живым, а
вот возлюбленную еще какое-товремя надеялсясоххранить в безопасности.
Тогда понятно, почему оно не попадает в могилу Берена... и скорее
всего не было на пальце самой Лютиен, когда умерла.

"А как Кольцо оказалось у Диора? В шкатулке, которую доставили ему как
знак смерти родителей, был Наугламир. Если Берен, предчувствуя скорую
смерть, отдал сыну кольцо раньше, почему же не отдал сразу и ожерелье?"

Значимость у этих реликвий уж больно разная... Вряд ли кольцо было
отдано "в предчувсвии скорой смерти" - скорее, примерно по тем же
причинам, по которым мог отдать кольцо Финроду Финарфин (если оно не
было просто подарено раньше, во времена мирные) - сыну, наследнику,
отправляющемуся в дальние края, которого отец может больше и не
увидеть... А вот с Сильмарилом все сложнее. Артефакт это куда более
"флэймообразующий" и понятно, почему Берен не передал его сыну, покуда
был жив. Да и с посмертной передачей не очень понятно, было ли это
распоряжение самого Берена или идея Зеленых Эльфов, обнаруживших -
тоже непонятно кого/что - мертвых и камень, только камень, камень и
умирающих... Но это совсем другая история. Нам же важнее, что кольцо,
скорее всего, ушло в Дориат вместе с Диором - опять же, описание ларца
с Камнем столь ясно и подробно, что неупомянутый второй артефакт куда
как маловероятен.
Дальше... Диор, как известно, погиб. Довольно-таки внезапно. И тут уж
возможны варианты - самый вроде бы "обыденный" будет пролегать через
беглецов и Эльвинг, а затем кто-то из ее доверенных лиц, знавший о
месте хранения реликвии в Гаванях, возьмет ее и отправится вместе с
детьми к Феанорингам - дети еще малы, и что кольцо отдано самому Элросу
- маловероятно, для меня, по крайней мере (хотя о мече Элу Тингола,
еще одной нуменорской реликвии - увы, потонувшей, - как ра сказано,
что он был переда Элросу Эльвинг - т.е. и этот вариант возможен).
Я, впрочем, придерживаюсь
на досуге и вовсе ничем не доказуемой версии, что оно снова было
надето перед боем на правую руку - и снято с этой руки, уже мертвой...
одним из оставшихся в живых противников. Например, одним из двоих
старших братьев... по причинам, которые опять-таки, могут быть
различны (в зависимости от оценки характера). Например, потому, что
негоже драгоценности из земель Амана быть похороненной здесь - на
руинах королевства Синдар, на руке смертного... Или потому, что другая
его драгоценность так и не попала в руки... Или из уважения к
поверженному, но достойному противнику.
Как бы то нибыло - дальнейший путь кольца тогда ясен - оно было отдано
Элросу его... скажем так, опекунами. Впрочем, версия сия, как я
говорила, дело моих личных предпочтений, не подтвержденных
источниками (точнее, пользующееся лакунами в них).

"Позвольте же теперь предложить мою версию. Кольцо Барахира - кольцо
из могилы. Берена, Финрода, развалин Нарготронда, безвестной грязи
на подступах к Тол-ин-Гаурхот - утверждать с уверенностью не берусь.
Как показывает позднейшая история с Арведуи - Кольцо сие не любило
теряться. Белерианд скрылся под морскими водами, размывающими и
стирающими все и вся - и развалины, и могилы - и Кольцо, покорное
воле влекущих его волн, а может и тварей подводных и крылатых,
достигло берегов новой земли - Эленны, где и попало, прихотью ли
случая, велением ли рока, к потомку Берена."

Действительно, неодушевленный (если можно так сказать) мир Арды не
остается беучастен к происходящим вокруг него событиям - остров Тол
Морвен так и стоит среди волн в память тех, кто лежит под его землей,
а голову поверженной статуи гондорского короля "коронует" вьюнок.

Действительно, в истории Арведуи кольцо проявило немалую "волю к
жизни", явно бОльшую, чем могла бы вызвать цепь случайностей. Однако
заметим - ничего собственно _чудесного_ не происходит, все действия
совершаются людьми, по тем или иным побуждениям(ясным им самим или
неясным, смысл которых "всплывает" позже, и не обязательно для них
самих): Арведуи почему-то не берет его с собой (и сулит вождю Лоссот
возможную помощь при предъявлении кольца - совсем как в начале нашей
истории), Лоссот не бросают безделушку в сугроб, Дунедайн как-то
узнают о ее местонахождении и им удается выкупить кольцо.... Ничто не
всплывает, не соскальзывает с пальца и не надевается на него само. Те
же палантиры - тоже когда-то сделанные в Валиноре и не абы кем, а
теперь принадлежащие тому же Арведуи - не всплывают из моря.

Похоже все-таки, что такими недюжинными способностями обладала меньшая
часть _сделанных_ вещей, мало того- самые могущественные из них -
Единое Кольцо и, пожалуй, Сильмарилы. Но кольце Барахира тот же
Арведуи говорит, что ценность его "...только в его древности. Никакой
силы в нем нет, кроме того почтения, что оказывают ему те, кто любит
мой дом".
К тому же - опять-таки - история появления кольца из волн,нахождения
его кем-либо, возвражения королю и изнавания им была бы столь чудесна.
что просто обязана была быть упомянутой хоть кратко. Хотя... для
сказки более поздних Эпох - замечательный сюжет. Может быть, ее стоит
написать?

(А напоследок потревожу еще один свой Карфаген - судьбу трех прочих
реликвий Нуменора, упомянутых вместе с оным кольцом в примечаниях к
"Описанию острова Нуменор". Они, к сожалению, потонули и потому не
столь актуальны для последующей истории, но все-таки... Стоит только
задумать - и становится совсем неочевидно, как именно оказались
на Острове лук Брегора из Дома Беора и верная секира Туора. Разве что
с мечом Элу Тингола, как выше и говорилось, все ясно... Так что
исследования можно продолжать!)

Благодарю за повод для размышлений.

Tags: 10.01.08 - текстология, leithian
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments