Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

О Сильмарилах. Теоретическое.

(Длинный наукообразный загон с неожиданным вывоодом, обораванный на самом интересном месте).

Навеяно Морваэном. И давно. И не раз. А непосредственно инспирировано к написанию О_Дрисколл.

Примечание: я не умею извлекать концепции исключительно из собственной головы. Я их извлекаю из фактов. Поэтому тут будут ЦИТАТЫ. Кто их боится, дальше не читайте;-)

Дано в качестве затравки: идея, высказанная Морваэном некогда в ЖЖ, а потом на Весконе в дискуссии. Суть передаю как помню, поправьте. Итак, Сильмарилы жгутся потому что их благословила Варда, т.е. «сверху» навесила на них некие дополнительные свойства.

Попутно дано: пресловутая ситуация, где у Феанора просят Камни.

По итогам я решила разобраться со свойствами Сильмарилов. Вообще-то у них их много разных и интересных, но тут будут прежде всего рассмотрено это свойство обжигать, а также будут затронуты некоторые другие, о которых было упомянуто при создании и валинорском существовании этих камней.

Мысль первая. Для начала я наткнулась на то, что свойство «жгучести» про Камни известно гораздо раньше, чем история про их благословение.

Вы удивитесь, но Лосты нам ничего толкового не скажут;-)

* «Набросок мифологии», гл. 3
«Он сработал три самоцвета (Сильмарили) вложил в них живой огонь, составленный из света Двух Древ; они сияли собственным светом и обжигали нечистые руки»

Интересно, что поскольку идея Клятвы «в нужное время и в нужном месте (а не сыновьями, в Средиземье и немного не так) еще только в процессе, то еще во времена свободных передвижений Мелькора сказано, что он «алчет бессмертных Сильмарилей, хотя Феанор проклял навеки любого, кто прикоснется к камням, будь то бог, или эльф, или смертный, что придет впоследствии» (там же, гл. 4). Получается такой гибрид благословения Варды с Клятвой, но мы таки немного отвлеклись.

Следующий вариант:

* «Квента» 4 тома, гл. 3 же.

«Три драгоценных камня сработал он и назвал Сильмарилями. Живой огонь пылал в них – слитый воедино свет Двух Древ; даже в темноте излучали они собственное сияние; и никакая нечистая смертная плоть не могла прикоснуться к ним, ибо испепеляли они ее и сжигали. (…) и Манве освятил их. А Варда молвила: «Судьба эльфов заключена в них, и в придачу судьба многого иного».»

Тут появляется идея каких-то действий Валар над камнями, но приданием дополнительных свойств оно не выглядит, а жгучесть снова проявляется как исходное свойство.

* (Анналы Валинора в обоих случаях сообщают только о свойстве «светиться собственным светом» - ни о жгучести, ни о Валар).

* Квента Сильмариллион 5 тома: в смысле описания свойств практически совпадают (более подробно описано, как они светились), снова – Манве освящает, а Варда «предрекла, что судьбы Мира заключены в них» («предрекла» тем паче не похоже на вмешательство в свойства – скорее на выявление уже существующих).
Интересно другое – в этом тексте впервые появляется обоснование ЗАЧЕМ Феанор взялся их творить: «…ибо он замыслил создать вещи более прекрасные, чем уже создал кто-либо из Эльдар, и которые пребудут после конца всего».
(гл. 4 пар. 46). Во это меня очень цепляет – эльф в мирном Валиноре, который задается идеей «конца всего» - и того, что будет потом…

Затем у нас настает «перерыв на ВК», а после появляются более поздние тексты, которые гуртом сидят в 10 томе. Да, кстати, никакой истории про «попросить Сильмарилы» пока в текстах еще нет.

Это «Анналы Амана» (куда более подробные, чем Анналы Валинора), и 2 версии переписывания Квенты Сильмариллион, они же Поздняя Кв.С. 1 и она же 2.
Они отличаются степенью радикальности переписки – и степенью недописанности. А кроме того, там есть местами столь близкие по тексту совпадения с Анналами Амана, что они явно выглядят, как прямые заимствования.

* Анналы Амана, годы 1449-1450, параграфы 92-94.
Здесь, во-первых, возникает другая любопытная идея:
«И хотя Мелькор говорил позже, что наставлял его в этих трудах, он лгал из-за алчности и зависти; ибо Феанор шел лишь за пламенем своего духа… ни прося никакой помощи и не вынося никаких советов».
Далее есть опять же более подробное описание – и что пока Феанор не вернется в самом Конце, мы не узнаем, из чего они сделаны. И- «Как кристаллы алмаза выглядели они, но были еще крепче, так что никакая сила в пределах этого мира не могла повредить или сломать их. Но эти кристаллы были для Сильмарилов тем же, чем тело – для детей Илуватара…» Далее – упоминание о собственном свете, свете Древ, особенностях свечения…
Пресловутый пассаж про Варду возникает именно тут:
«…и Варда освятила их, так что впредь ни смертная плоть, никакое зло или нечто нечистое не могло коснуться их, но опалилось бы и горело от непереносимой боли. И Мелькор алкал Сильмарилов и сама память об их сиянии была словно огонь, гложущий его сердце».

Здесь действительно возникает ощущение, что способность обжигать возникает от освящение-благословения. Что это за «злая» и «нечистая» сущность, очень любопытно видно в свете последнего предложения записи;-) Отсюда фразы попали в Сильм.

(Несколько штрихов к портрету злонамеренной Варды. Заметим, что она не «сделала так, что Камни обжигали…» - а освятила их – и с тех пор… Имхо, тут дело не во вложении новых свойст «обжигать» а в том, что освященная вещь становится священна, и именно поэтому ее не может коснуться всякая весьма несовершеннаая плоть – как смертный не может нормально жить в Валиноре. Арда – мир (или состояние мира), где все эти моральные категории очень материальны. Нечто обжигает руки или сжигет плоть не потому, что Валар о нем плохо думают или не одобряют его поступка, а потому, что это ничто с ними, с их землей и т.д. несовместимо физически. И даже химически, возможно.)

Теперь разберемся с ПКС1 и ПКС2.

Первая (параграф 49b). Интересно, что здесь снова сначала описываются свойства Камней (в т.ч. обжигать смертную нечистую плоть или нечто злое), а затем, отдельно – благословение, где меняется состав лиц: «…Варда освятила их, а Мандос предрек, что судьбы Арды, ее земли, моря и воздуха заключены в них».
Мандос у нас тем более ничего не добавляет. Он поясняет. Судьбы в Камни он определенно не засовывал.

Но интереснее другое, чуть раньше по параграфу. Во-первых, снова описаны замыслы Феанора:

«Ибо Феанор, достигнув полной своей силы, исполнился новой мыслью, или, быть может, некая тень предвидения пришла к нему о том, что еще совершится; и он задумался, как Свет Древ, слава Благословенного края, может быть сохранен неуничтожимым». – и снова та же фраза, что и в Квенте 5 тома.

И – среди свойств эта неуничтожимость тоже вновь упоминается: «не могли они быть повреждены или сломаны какой бы то ни было силой во всем королевстве Арды».

* и осталась нам ПКС 2.

Фраза о замысле Феанора здесь переходит из ПКС 1, дословно.. О свойствах – практически дословно: то же – о жгучести. И «и не могли они быть сломаны какой бы то ни было силой в пределах Королевства Арда».
Наконец – благословение снова случается далее и отдельно от этих свойств – снова теми же словами, что в ПКС1.

Отсюда: вывод первый, промежуточный.
На мой взгляд, приведенная выборка текстов не свидетельствует о том, что Варда (и еще кто-то из Валар) придал Сильмарилам некое новое свойство. Идея эта может следовать из формулировки одного конкретного текста, причем другие тексты того же периода, заимствующие из него много фрагментов, такой жесткой связки не дают.
Мне представляется, что связь тут примерно следующая. Освящение-благословение усиливает «священный» статус Камней, который в Арде имеет сугубо физическое выражение (обжигает все не-святое, т.е.весьма далекое по природе от Валар). При этом Камни уже исходно, по факту изготовления, заключают в себе такую «священную» субстанцию, как Свет Древ. По совокупности фактов, благословение скорее уже усиливает то, что там и так лежало. А уж судьбы мира точно невозможно запихнуть в камни чьей-то волей, хоть валарской.

Следствие из него, промежуточное же.
Впрочем,это вряд ли убедит тех, у кого в голове накрепко засел образ злонамеренных Валар, собирающихся отобрать у Феанора родные Камни и разломать их…

…Простите, что-то разломать? Вот нам только что, в параллель с этой смертной и нечистой плотью, упорно талдычили: Никакая сила не может ни сломать, ни повредить. Никакая сила в пределах королевства Арда…
Никакая сила, товарищи, это серьезно. Это означает – никакая. Даже если она епическая. Или валарская.
Но что же тогда происходит в известной нам истории, где Валар вроде бы собираются эти Сильмарилы вроде бы сломать?...

Разбираться будем отдельно, а то мне бежать надо. Продолжение в следующем номере.
Tags: 10.01.08 - текстология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →