Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Category:

Спектакли далее


«Сон в летнюю ночь», 08.01.10

Удивительное дело – театр! То после пьесы о жизни отбросов общества, где в финале кто-то повесился, выходишь с душевным подъемом, - то с комедии Шекспира, где все в конце концов поженились, - с отчетливым ощущением грусти. Нет, не оттого, что плохо сыграно (это обычно вызывает другие чувства), и не оттого, что раньше было иначе (этого я уже и еще (в записи) не видела).
Но по порядку.

Хорошая новость – в «Сне» есть на что посмотреть. Хочу туда когда-нибудь еще раз, с Бобром и парой букетов конкретным лицам.

Да, если что, «посмотреть» - это я не про костюмы. Они, конечно, взгляд привлекают, но (в афинской части) отчетливо шизофреничны. И автор, наверное, вдохновлялся именно древними греками… Я даже отловила пару моментов, когда дамы могли напомнить критские статуэтки… Я даже наутро сообразила, что у Ипполиты в костюме одна грудь выделена не по приколу, а по известной греческой народной этимологии слова «амазонки» …[Как «безгрудые». Предполагалось, что они еще в юности выжигали себе одну грудь, чтобы не мешала стрелять из лука.]

Но помимо того, что эти конструкции, по-моему, все постоянно поправляют, чтобы они не падали (начиная от главного героя)… Есть еще хула-хуп у Ипполиты, виноград на самом интересном месте у Елены, не то скатки, не то кармано-сумки за пазухой – у всей мужской части населения… И черные головные уборы. Вот тут уж не знаю, что имелось в виду, но у кого физиономия покруглее, напоминают в них китайских чиновников, а у кого поуже (у Эгея-Шахета, например) – египетских фараонов! (А.С.В. никого не напоминает. Только себя в дурацком головном уборе. И если две влюбленные парочки хоть на странствия в лесу переодеваются (и Елена-Чирва даже имеет приличный вид!), то главные герои так и ходят, увы).

Так вот, про посмотреть. Шла я, понятное дело, уже с предвзятым мнением, что вот можно на Тезея и Ипполиту смотреть. И в нем успешно утвердилась. Но если бы жто было только так, то все было бы печально, поскольку появляются они лишь в начале и в конце (пение в конце 1 действия из глубины сцены не считаю, мне А.С.В. и видно-то толком не было).
Но что еще точно есть – это мастеровые-актеры, особливо в первом действии.

Об остальных доложим сразу для ясности. Увы-увы, остальные любовные линии в известной мере увы. Разве что по принципу «дабы оттеняла» на фоне Гермии (Карины) лучше смотрится Лизандр, а на фоне «Доветрия» (Горшков – был и остался чмокающим Варенухой!) – Елена (Жанна Чирва, вот чудеса! Нет, оказалось, что сыграть даму, бегающую за поклонником, который бегает от нее, она вполне способна!). Особенно когда в нормальном платье…
Оберон-Леушин, понятное дело, откровенно порнографичен, зато «дабыоттеняет» Пэка (Д. Гусев).
А вот Титания-Бычкова с кустиком папоротника на заду никого не оттеняет, откровенно вульгарна, а когда переходит на крик, кричит как всегда – я эту интонацию третий спектакль узнаЮ ! [Имеются в виду три разных спектакля – соответственно, «Сон», «На Дне» и «Чайка». Словом, и персонажи, и обстоятельства – разные.] Зато, кстати, она неплохо поет. В особенности – лучше своих дев, их которых кто-то явно и громко попадает мимо. Вот и пела бы, как говорится…

*

Вернемся к тем, на кого смотреть стоит.
Итак, Тезей. Откровенно влюблен, счастлив и резвится, ест свой и чужой виноград, прикладывает повсячески Деметрия (с наслаждением! Я запомнила еще только «Диатезия», но там, по-моему, в сумме было вариантов 10!) – всё, вестимо, комментирует…
Похоже, он по сю пору немного удивлен самим фактом, что вот так влюбился. То ли раньше вообще не случалось, то ли раньше никогда не думал, что полюбит именно такую Ипполиту. А вот же – любит! Именно такую – «дикую и симпатичную», с обожанием глядящую на него, но выражающую и эту любовь, и все прочее с прямотой настоящей амазонки, «кентавром битой», которая как хлопнет мужа по плечу – так тот ойкнет… Интересно, как он ее «с боя взял»? Не иначе как военной хитростью – хитрость на физиономии герцога Афинского написана явно, и не только военная.
Вот он вроде бы соглашается с Эгеем насчет его дочери – произносит ей что-то, по словам – суровое, насчет монастыря… Но придумывает срок до завтра, а в голосе ясно читается – «Ну, соглашайся, а там, глядишь, что-нибудь придумаем… поняла, Гермия? Не дури до завтра!»
И искренне радуется, когда решение находится само. (…так что – или военной хитростью, или просто – везением).
Да, здесь вроде бы нет истории, здесь уже результат с отдельными намеками на прошлое (очень живыми – камень, на который он лазил мальчишкой…) – но как же им хорошо, заразам! Только дурацкие костюмы толком обняться мешают…

А потом Тезей шуганул горожан «на цыпочках в оранжерею», на сцене появились мастеровые, и все стало не менее интересно, но совсем по-другому.

Увы, сидела я на шестом ряду – не далеко, но отдельно от товарищей, и потому не сразу доходило до мысли, куда и на кого (и на что) имеет смысл смотреть.
Так что смотрела я прежде всего на их игру, и даже веселилась, и хороши, пожалуй, в некой мере были практически все. И Бакалов, никак не уходивший учить пролог (о, это определенно лучше «Мастера»! Что ж это за спектакль, такой…Впрочем, не все, не все в нем играют плохо!), и Анищенко-Фисба… И уморительный Миляга, глухой как тетерев, но очень энергичный (когда он решал, что пора «вролиться» в Льва)… Кстати, по «подпольным» сведениям – это замена или ввод. Не знаю, кто там был раньше, но результат явно хорош! (Но и нынешний «Диатезий» - увы, тоже замена…) И Мих. Белякович-Стена… Вот на Стену у него пластики вполне хватает! И изобразительных средств – на горячее желание «пойти в кустики» - очень натуральное!
И, конечно же, Режиссер – и Пирам. Режиссер был настолько самодурственен – распределяя роли, требуя «сделать щель», отправляя «учить пролог»… Что даже я на шестом ряду что-то заподозрила! Нет, он не копировал В.Р. (и безрукавки у него не было!) – он сходствовал, видимо, по сути.
Актеры отвечали ему взаимностью. Пролог и Лев просто продолжают гнуть свою линию, не беря в голову, а Пирам еще и встревал – роль себе просил, например… О, с каким выражением говорил он режиссеру, занявшему место пропавшего «в кустиках» основы – «Сделай щель!». И ведь не только за себя отыгрывается…
Пожалуй, из образа режиссера выпадала только финальная фраза при появлении Осла: «Основа, братишка, ты все-таки пописал…» - какое там было глубочайшее человеческое печальное удивление!
(Впрочем, поскольку это все же не копирование, может быть, это о том, что и у такого режиссера, бывает, прорежется человеческое лицо!)

…в общем, подозрения у меня были, а перерыве на меня буквально ссыпалась Змея, и в подробностях выяснила, что тут было, - и о чем. Вот и еще один повод пойти снова – и на первый ряд.

*

Далее было второе действие, и было оно, пожалуй, менее внятным.
Вообще я на Юго-Западе, кажется, в третьем случае наблюдаю феномен действий неравной длины, когда первое длится основательно дольше второго.
И, надо сказать, первому это явно идет на пользу, оно выходит ярким, насыщенным и вовсе не кажется долгим, - на «Мастере» я только в антракте узнала, что прошло 2 часа! А вот второе на этом фоне оказывается и более бледным, и менее единым.
(И четко логику разделения я понимаю только в «Чайке», но не здесь).

Словом, те же мастеровые-актеры переходят уже к самому спектаклю, т.е. к чистому гону, а он, как ни странно, выглядит бледнее репетиции.
И еще – «Ослу Ишаковичу», уже после превращения, так и не удается, на мой взгляд, сыграть этот восторг и подъем душевный при словах «я был любим!..» Они сказаны не раз, но, пожалуй, не прожиты – ни в процессе, ни после, воспоминанием.

Но, возвращаясь к спектаклю, точнее, к тому, что после него. Еще одна сцена, никакого гона, никаких событий даже вроде – актеры по одному подходят к Тезею с Ипполитой, тот благодарит их, что-то говорит каждому – и они по кругу один за другим обходят группки афинских жителей.
И вот именно тогда, как-то поверх событий – отчетливое ощущение печали.
…Словно, как ни странно, этот обход – прощание. И это снова оказались не глюки с шестого ряда – после спектакля Змея ощущение подтвердила – «значит, так это и играется».
Что это – «вторая доска из храма Посейдона» из истории про режиссера и актеров, уже не сатирическая и про настоящее (в том числе), а серьезная и про память?
Про тех, кого вспоминают во время сцен «народного театра» видевшие спектакль раньше (благодаря нынешних исполнителей за то, что они играют по-другому)?

И вот, поскольку прочее было менее внятно, а то хорошее, что было в финале (Тезей и Ипполита) являло собой продолжение темы первого действия, – эта печаль и оказалась «результирующей» на выходе, настроением, продлившимся гораздо дольше финала спектакля.
И это, пожалуй, неплохо, это даже и правильно – не тоска, а та печаль, которая светла. Память.

…Хотя ходили вроде бы на комедию, и даже в процессе, было дело, порадовались.

… - 13.01.10

P.S.А букет был один, от Фреда – Тамаре. А к сему последовал от А.С. непередаваемый мимический концерт «Как, цветочки не мне, а моей жене?! Ну да, конечно, конечно…»
А вот ;-)
Tags: 8-й ряд
Subscribe

  • (no subject)

    P.S. Как я могла в ночи забыть - там для симметрии был еще сон Онегина! Это третье на весь фильм творческое нововведение. Идет он, что логично, тоже…

  • Онегин. Дорого-богато, долго и бессмысленно.

    Посмотрела нового "Онегина" от Сарика Андреасяна. Обещала, что пойду смотреть и буду ругаться, все в силе. Так что вопроса "зачем я пошла?" у меня…

  • Про Цербера

    Между тем. Явился мини- - я даже сказала, микро-сериал "Цербер", 4 серии. Вроде как исторический детектив с декабристами. За что и изучен.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments