Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Category:

Спектакли. Еще Дно.



...или Как Я Провел Второй День Толкиновского Семинара;-)

Соответственно, надеюсь никого не запутать: это не самое недавнее "Дно", вокруг которого были стихи (и не только) про трубу, а предыдущее). С другим исполнителем Луки, относительно вывещенного и еще не набранного случаев.

*

«На дне» 31 января 2010 г. (Лука – Игорь Китаев)

Лукавый Лука и русский бунт

Днем 31 числа в Гостевую театра пришел Неизвестный Спамер и загадочно написал «It depends».Было уже известно, что нынешнее Дно – с Китаевым, и потому я заподозрила, что спамер – именно об этом, этом, хотя бы он сам этого и не знал.
Так и оказалось. Еще как depends! Лука был другой до противоположности, и оттого история вышла другая.

В первом действии у меня этого Луку никак не получалось до конца понять. Пришел такой настороженный тип, все время в стороне и один (это как-то четко выделялось на сей раз – как все где-то вместе, чем-то заняты, - а он один в стороне, на нарах, выделенный тусклым светом).
Это явно не представитель народа, по крайней мере, не самого простого… А вот Барону как-то злобненько ответил насчет того, что «а всё – люди», будто не радовало его баронское происхождение ночлежника… Притом на уголовной теме они явно нашли общий язык, тут я начала подозревать у Луки конкретно-тюремное прошлое, но все равно что-то было неясно.
Словом, пойманная от товарищей в перерыве идея духа лукавого оказалась тем недостающим кирпичом (по голове;-), который сложил картинку. Она уже активно складывалась, когда в первом действии он начал «обрабатывать» ночлежников.
С Актером получалось и вовсе странно. Такое впечатление, что никаких определенных планов на Актера заранее у Луки нет, тот сам набивается ему в собеседники (новое лицо!), берется читать стихотворение, забывает, переживает… И Лука, все это наблюдая, что-то в Актере углядывает. Какой-то потенциал, - и подталкивает его так, чтобы он пошел этот потенциал реализовывать. Что тут, казалось бы, плохого? Поначалу это было еще неясно.
(Кстати, по началу спектакля: Актер снова был в подпитии, но по всему видно – этот в худшей форме, чем «предыдущий». Говорю именно о персонаже, как сыграно. Тот был именно «навеселе», этот – промахивается, «мажет» и движениями, и словами… т.е. распад личности зашел тут дальше и, возможно, прошел точку возврата).

Зато довольно точно вырисовывался уже ответ: «верит или не верит Лука в то, что говорит» - это вообще не тот вопрос. Он говорит то, что человек хотел бы услышать… но только до определенного момента.
Этот момент очень четко обозначился в сцене смерти Анны. Тут этот одиноко сидящий не поленился и до кровати довести, и рассказал (этаким голосом без выражения) то, чего ей так не хватало – что все её страдания:
1) конечны
2) и не напрасны.
(И это ей настолько нужно, что на голос она и внимания не обратит). Но вот Анна, получив недостающее, вскидывается, вдруг – за сколько лет впервые? – захотев пожить… А вот тут ее Лука резко с этой дороги-то и сворачивает. Толкает – все же умереть. Почему, ведь это – тоже желание души, тоже необходимость?
…Такое впечатление, что действует сей Лука по ницшевскому принципу «Падающее – толкни». Чтобы быстрее падало. И тогда с Актером получается то, что он выдает ему непосильную задачу, недостижимую планку – и никакой реальной поддержки к ним со стороны. Чтобы поскорей сломался, видимо…
Ну, и пресловутый вопрос Васьки Пепла: «А Бог – есть?». И вот тут мы обретаем «веришь – есть, не веришь – нет», в виде совершенно равны альтернатив (за которыми маячит «всё едино»). И нет ни «надо верить», ни недоговоренной фразы, как у Мамонтова. И повтора в сцене ухода, кстати, тоже нет. И правильно, там это один из камертонов роли, а тут – еще одна черточка, эдакий агностицизм и цинизм лукавого.
Дальнейшими усилиями Лука подвинул крышу Насте, вроде бы не так радикально, не со смертельным (пока) исходом, - но вот, он ее вроде ободрил, дал ей право ловить свои глюки (тем же голосом без выражения), но Лука ушел, а никакого «выхода вверх», или тем более поддержки окружающих не образовалось, и итог виден один – «Напьюсь!»
Интересно, что и монолог о праведной земле оказывается очень даже адресным, это еще одна попытка сдвинуть крышу – Клещу. Вот, мол, ты все надеешься куда-то выбраться, вот смотри, был один такой, тоже все надеялся, и что вышло – повесился! Потому что нет ее нигде, этой праведной земли, ученый все карты просмотрел и подтвердил – нет!
После такого и правда – или разувериться во всем хорошем, или пойти вешаться из-за полной его недостижимости.
Только не так-то просто зацепить Клеща, даже при всех (что важно, потому что и правда – горд). Такое впечатление, что его сочетание знания («Не всем плохо!») и поставленной цели («Выберусь отсюда!») надежды уже практически не предполагает, и здесь это оказывается благом.

…Кстати же, о Клеще. Это тоже была другая история, еще одна.
Клещ злился на болтовню и беспорядок ночлежки (потому что не работают и не хотят!), но об Анне до времени говорил спокойно… словно и не видел той тени смерти, которую видели уже все вокруг! Может быть, и правда так – не видел, обманывался? Но откуда тогда вырывается само собой пресловутое «вот умрет…»? Почему тогда он спокойно отвечает Наташе, когда она говорит «ведь недолго уже»? Значит, знает… только, похоже, это знание оказывается лишним, т.е. непосильным в придачу ко всему прочему повседневному грузу забот – и уходит куда-то в подсознание… И получается, что он вроде бы и не знает, хотя знает. Это тоже, наверное, способ пока жить дальше, тоже – поставленная плотина… Тем более – к вопросу о непосильности – сам Клещ как-то не больно в добром здравии, я впервые обратила внимание на его отказ открыть дверь для свежего воздуха Анне: «Я сам простужен», - и правда так. Ну да, не чахотка, но какая-то давно и занудно отнимающая силы зараза – в этой ночлежке ведь никто никогда не видел, не только лекарств, но и приличного чаю с малиной!
(А если иметь в виду, что и сам А.С. в этот день был, кажется, не в лучшей форме – впрочем, не от простуды точно! – то «всё в дом, всё в дом»…)
…И поставленная плотина падает только на предсмертном разговоре Анны с Лукой. Смерть – внезапно – оказывается не перспективой на когда-то, а сегодняшней действительностью. И вот тогда - этот вопль звериного отчаяния, а потом, когда все кончено, самый финал первого действия, - он садится, беззвучно рыдая (голова опущена, вздрагивают плечи) – как-то это… страшненько.
И еще одна история о Клеще, которая еще в первом действии обозначилась совершенно ясно: Клещ и Наташа. Я даже не упомню сейчас, с чего начинает расти эта линия, настолько естественно она врастает в дальнейшее. Кажется, с того самого ответа Клеща на «Ведь недолго осталось». Он говорит спокойно, она не заденет его, коснувшись столь личной темы, и ей можно признаться, что знаешь. Это ответ близкому человеку.
…Вот она по приходе Луки рассказывает о том, что надо перепробовать все места – «придешь, думаешь, что он тут спит…» - жест в сторону Клеща, сидящего на ближних (не своих!) нарах. И это, похоже, не фигура речи, именно перемещения этой беспокойной личности она и живописует.
Вот Бубнов «сливает» Костылеву сведения про появления Василисы, Васьки, - и тем же голосом добавляет: «А Наташка с Клещом разговаривала». Костылев откровенно не понял, причем тут это («Да какое мне дело, кто с кем разговаривал!») – и хорошо, наверное, что не понял. А Бубнов в чем-то прав, явления-то одного порядка… Нет, здесь не связь, как у Василисы с Васькой, а именно чувства (эх, просекла бы Настя – оценила бы!). Причем для Наташи он, наверное, все же – именно что добрый знакомый, человек, с которым есть о чем поговорить… А вот она для него – куда больше. Тот самый «луч света в темном царстве», свет, не принадлежащий этому подвалу – и приходящий сюда, к нему…
Я опять же впервые заметила, что разговор о снящихся покойниках – это именно разговор этих двоих, эта тема их тоже объединяет.
Вот, наконец, один из страстных монологов Клеща (кажется, «Работы нет – вот правда!») вызывает уже её ответный вопль – «Андрей Дмитриевич!..» (кажется, не предусмотренный ролью).

И сама история Наташи. Я впервые видела ее так ясно. Не любит она Ваську Пепла, совсем не любит, - и знает это. Это Васька ее любит… ну, как может, так и любит, и это она тоже знает. И именно потому решается – уйти с Васькой, стать ему подмогой: может, у него удастся вырваться отсюда? А ей все равно или здесь умереть от побоев Костылева с Василисой, или… осознанно пожертвовать собой и. когда Васька сорвется, «не пожалеть себя». Словом, все одно не жить, а Васька, глядишь, одумается и все-таки вырвется.
Это безумное, противоестественное для живой души дело – толкать себя на такое, да еще и без любви. Это натянутая струна – потому и рвется она потом так легко.
А вот прочие ночлежники радуются, они-то видят здесь шанс выбраться для обоих – да еще лукавый Лука подбадривает Ваську – «Давай!». И Клещ, похоже, будет рад, если у Наташи получится вырваться отсюда. Только, когда все неудержимо начинают приплясывать, он так и стоит в глубине сцены, в синем «потустороннем» свете, подняв руки – как в мольбе (почему «как»?).
…Не вышло, не ответили ему. И следующий раз уже сама Наташа пополнит у него список этих безнадежных «правд».
А сам он словно начинает видеть людей ее глазами – «всюду люди…» - только со своей фирменной безнадежностью: «Всюду люди… ничего…» Да, люди, живые лица, не хари, работают они или нет, им и помочь можно, и даже выпить с ними (и прав, похоже, Фред: это он еще и Актера, напившегося сорвавшись, защищает: уж если Клещ заговорил о выпивке, кто на Актера нападать станет?!)
Но – «ничего…» - я наконец поняла, как это «ничего» может быть страшным, как оно может означать «ничего… кроме людей». И никого.
Именно эту мысль, возможно, собирался внушить этим людям Лука-лукавый, другое дело, что к безнадежности Клеща он если и прибавил, то немного. А вот Сатин, в которого он вроде и не метил (недостаточно неблагополучен показался?) ухитрился из этой мысли даже наделать положительных выводов.

…Да, удивительное дело, удивительная польза от такого Луки – монолог Сатина вдруг встал на место и обрел смысл.
В то время, как Настя и Актер после ухода Луки выглядят «жертвами тоталитарной секты»: не могут говорить об ушедшем страннике плохо, а жизнь их явно катится по наклонной, и прямо на глазах… в это время Сатин думал и надумал.
Да, по-сатински. Трескуче и ярко, но жизнеутверждающе. И достаточно уже того, что ты – человек, и это одно уже «звучит гордо», это высокое звание, это хорошо и прекрасно. Это – опора в самом себе.
И – да, никого, кроме человека здесь тоже нет, ни выше, но и – ни ниже. Лукавым духам в эту концепцию тоже хода нет, их помощь не требуется (Лука же: «Христос людям помогал…» - и слышимое за этим «…а теперь мы будем»). Люди пробуют обойтись сами. Сами построить иллюзию, но не утешительную, а побуждающую… ну, может быть, и к действиям, может – хотя бы к гордости собой по факту наличия.
Может быть, что-то бы из нее вышло, хотя бы на время…
Вот, Барон ловит на лету, ему явно идея звания «просто человека» как повода для гордости теперь греет душу больше, чем его дворянское прошлое, в котором, оказывается, может усомниться каждая Настя…
…Хотя вот Бубнов произносит речь о бесплатном трактире скорее с каким-то размахом души от отчаяния – «эх, развернулся бы я, если бы…»
Но, возможно, что-то из Сатинских идеологий и вышло бы.
Если бы не Актер.

Впрочем, не он сам. Актера снова – как ни странна линия такого ухода как милости, а она здесь есть, - его «вернули», он увидел настоящий «сон золотой» - и нашел туда дорогу, потому что не осталось больше сил ни на саму жизнь, ни на последствия несбывшейся посюсторонней надежды о бесплатной лечебнице…
И вот этот луч света оттуда, взгляд «с точки зрения вечности» и рушит все построения Сатина.

А что будет дальше – показывает танец. И именно танец Клеща – отчаянный, с последним застывшим движением с запрокинутой головой.
Тот самый разгул, что уже прозвучал у Бубнова, только, как известно, джинн, выпущенный из бутылки, города будет скорее разрушать, чем строить.
Клещ поведет, они пойдут за ним – и разберут ночлежку по бревну, и подвал, и «этажи», и Василису заодно, и без пожара не обойдется, - а уж насколько пострадают окрестности и чем все закончится, заранее и не скажешь.
Одно ясно – бОльшая часть знакомых нам лиц не то что не дастся в руки живыми, их просто уже не будет в живых на тот момент, когда полиция, пожарные и прочие хоть как-то разберутся в происшедшем. От некоторых и тел не найдут.
Выживет разве что кто-то из наименее причастных, может быть… Квашня? (Если на базаре будет в то время). Асанка? Ой нет, этот слишком хорошо ружье стрелял в «снах золотых» под монолог Актера, - вот где-нибудь раздобудет и постреляет напоследок…

…А Наташа, вестимо, сидит в доме умалишенных, ни на что не реагирует; к ней, может быть, даже полиция без толку заглянет добыть сведений – и убедится, что добывать нечего… Может быть, даже совсем поздно заглянет.
Потому что всё же сбудется ее сон – распахнется дверь (в той стене, где ее отродясь не было), ударит яркий свет, очерчивая силуэт…Да, лица не видать, только все же – знакомый, хоть по волосам взлохмаченным узнаваемый… Он протянет ей руку и уведет далеко-далеко отсюда. Насовсем.
…И будет при этом Андрей Дмитриевич считать, что это – не более чем попытка заплатить долг той, что сама была для него – тем же самым светом.

Вот такие глюки в виде финала.
Неизвестный спамер прав. It depends. И не только от Луки.

… - 06.02.10

P.S. Еще несколько деталей, которые «не влезли».

* Актер, на вступлении – чуть иначе:
«Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце (жест на прожектор) забыло…»

* Фраза спектакля – это новенькое от Малого (Олега Задорина): «Трансцендентальный Гибралтар!..» (уел Сатина! – А в следующем спектакле она получила развитие, и на нее даже Васька сослался!)

* И последнее: стоило ли это второго дня толкиновского семинара? Семинара жаль, но – стоило.
Стоило бы и двух, но такие жертвы, по счастью, не потребовались.

(08.02.10)
Tags: 8-й ряд, придонная фауна
Subscribe

  • ...и кааак продатировала!

    ....это мог бы быть пост для сообщества "Три слова", если бы он не был понятен только маньякам;-) "Внезапно датировала Атрабет". А все Черная…

  • Мяу!

    А товарищ Нэсмит нарисовал Тэвильдо! https://www.tednasmith.com/tolkien/tevildo/ (Ну, и еще всякое новое там есть).

  • 10 лет "Следствия"

    Ровно 10 лет назад была замечательная игра по следствию над декабристами и с тех пор мы такие (нет, такие мы раньше!). Хочу сказать всем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments