Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

...и об образах! "Мастер", закрытие сезона.

(Но не закрытие моих бредней, у меня еще кое-что лежит в "задолжатом", например "Дно" *за март(!))
Конспективно, только библейские сцены, немного глюкологии о биографии персонажа и прочих домыслов inside.


...После апрельского спектакля был еще майский, мною не записанный, но продолжавший примерно в том же духе, кроме того, кажется, что там Мастером опять был Бакалов. В июне я копала и играла "Эрегион", а в июле - вот.

*

«Мастер» 8 июля 2010 г., закрытие сезона.

…Когда от спектакля хочется записать эпизод, или даже часть эпизода, - этот спектакль, как ни странно, удался. Потому, что этот эпизод, оттенок, жест, эта часть истории не существовала раньше, они были созданы ими – вот теперь, перед нами.

…Первая библейская сцена. Я ее боялась, но то, что страшило, - не то в восприятии, не то в том, как сыграно, оказалось иным.
Для меня из нее ушло, пропало «дирижирование» - как управление всем происходящим. Когда Иешуа и Воланд обходят по кругу в противофазе Пилата, они – противники, противостоящие силы, бьющиеся – да простят мне высокий слог, - за душу Пилата.
(Да уж, у Леушина не получается «дьявол, утверждающий существование Бога» ((с) Ю.Ч. про Воланда-Авилова). А режиссеру, с вероятием, и не нужен – такой. Получается, что этот Воланд, наверное… даже он не может отрицать это Существование. Когда вообще что-то может…)
Для меня перестал связываться с Воландом смех иных персонажей. Пусть он себе где-то на заднем плане подсмеивается им (еще и не всегда!), это он – за ними, а не они – с ним.
Афраний первый раз еще смеялся «как римлянин», над явно невозможным и наивным построением «варвара». Но дальше это оказывается уже не теория, а реальность, и он смеется – другим собой, с другим еще именем, потому что сейчас, в этот миг, ему легко и свободно жить, он снова – легко сбегает по зеленому склону, у него есть родина, имя, друзья и товарищи по оружию, есть то, за что стоит сражаться…
Тем более будет возвращаться, не только к нынешнему себе, не столько к «делу об оскорблении величия» (...на самом деле, а не "величества"!), но к тому, что это дело приговаривает к смерти того, кто умеет невозможное: не только вылечить головную боль, но и вернуть тебе – тебя.

*

Вторая библейская сцена хороша даже не тем, что говорится, но и тем, что между словами, тем, как говорится.
Это был в определенном смысле – поединок воль, и одна деталь встала на место только сейчас, когда я поняла: внезапный пилатов план убийства Иуды – это ответ на афраниевы слова о «трусости».
…т.е. на слова Иешуа, по идее, а еще Афраний говорит их не только «от себя», но еще и вообще-то – себе (и потому – до последнего пытается не озвучить). Но Пилат тоже принимает их – про себя. (Интересный вопрос – кому говорит Иешуа? Думаю, каждому, до кого дойдут эти слова…)

И Пилат решает – я еще что-то могу! Уже не «за» Иешуа, - так хоть «против» Синедриона, похоже, затонувшего в интригах еще глубже, чем римский наместник.

Афраний возражает сначала тоже с точки зрения «государственной логики»: «Это вызовет возмущение в городе!»(…и кто с этим будет разбираться, спрашивается? Ну да, уже-не-я, но в принципе-то, по идее – я…)
Но поздно, для Пилата это уже – не политика, для Афрания – тоже, и сейчас случилось так, что каждый из них оказался с этим своим «личным» делом – наедине, его настолько много, что оболочка замыкается, внешний мир остается снаружи, и другой воспринимается лишь в его привычной функции (тот, кто ставит задачи – тот, кто их безупречно выполняет). А углядеть, что там у него, вон того напротив, сегодня случилось с душой…
Может быть, все-таки получилось – в самом конце сцены? Когда Афраний у выхода (у щита) оборачивается) и спрашивает – «Так всё-таки убьют?»
Он ведь не о себе спрашивает в тот момент, не себя просит (уже) освободить от этого; это он уже принял, когда после короткой паузы перечислил, что ему следует успеть – за одну ночь и ради всего этого – пока остаться живым.
Он что-то уточняет. То, что оно важно для Пилата? Или видит наконец в этом исполнении – как-бы-неисполнении – ту самую возможность смерти для себя?

*

…По началу следующей сцены очень похоже, что так.
Он не продолжает официальное лукавство, он в самом деле готов сдаться на суд: я исполнил – теперь исполни ты. Но ежели Афраний и понял что-то о Пилате под конец того разговора, то Пилат о нем (пока еще?) – нет. «Человек, который не совершает ошибок» - да, не вышло, не получилось совершить ошибку – и переложить свою смерть на кого-то еще.

…Я смотрела и продолжала радоваться – они всё вернули, эта сцена столь же многослойна и прекрасна, как раньше!
Одна из её граней – это взаимоотношения Афрания и Левия Матфея. Разговор здесь, по которому отчетливо всплывает сцена между ними там, на Голгофе, - не только то, что рассказано, но и всё остальное, сказанное и сделанное в мертвенном лунном свете.
…Потому что Левий обращается именно к Афранию – его обвиняет, ему говорит: «Вот, тебе уже не спится…»
Из ответов Афрания – уловила я это, наверное, ровно потому, что сидела всего в паре метров от него, - недолгая полуулыбка на слова Левия «Ты что, последнее отнять хочешь?!» И читалось в ней что-то вроде: «Да ты еще не знаешь пока, как это – в самом деле потерять всё». Афраний – знает.

(Другая подобная полуулыбка мелькнула раньше, когда Пилат порицал архитектуру дворца Ирода – и Ершалаим в целом.
О чем? Да, видимо, о том, что не в архитектуре дело, это город и его жители, их путанная восточная политика и вовсе непонятная вера не нравятся прокуратору – а еще наверняка климат, от которого голова болит…
Афраний же… думаю, жить он здесь вполне приспособился, ежели что болит, никто об этом не узнает, и уж точно – не Пилат. А что до города…Думаю, он ему интересен как задача, непростая, но решаемая – и не первый год уже – и это лучшее, что может у него быть, раз уж дома не может быть вовсе; или точнее, - город Ершалаим был интересен до сего дня, когда всё взяло и поменяло значимость).

Одна переделка, которая в с цене осталась, но встроилась в итоге вполне органично: Афраний уходит раньше, но останавливается на лестнице, ждет до тех самых слов Пилата об убийстве Иуды – «это сделал я».
Жаль, - прикидываю я, - не увидеть мне его на лестнице (сижу я на боковых стульях с другой стороны), - прикидываю, не увижу ли где отражения в щитах, - тоже не очень получается, похоже…
А Афраний вдруг сделал иначе. Он прошел прямо за щитами, не поднимаясь на лестницу, и снова вышел из-за крайнего с другой стороны. И встал около него – в том самом синеватом неживом свете.
И это было так правильно… И потому, что Афраний пришел – дослушать слова приговора, и потому, что Левий вперился в этого выходца с того света безумным взглядом, - кажется, что-то наконец понимая…
И в ответе на «Кого же ты хочешь убить – меня?» появился еще один элемент. (Афрания? Ну нет, такое Левий и вслух не скажет, даже чтобы опровергнуть, - настолько безумна сама мысль).
И параллельно всё к тому же ответу Пилата Левий так и смотрел – с ужасом и пониманием (точнее, узнаванием ранее неизвестного) – и понимал то, что было, а не то, что сказано. (А сказанное скорее имело значение для самого Пилата – к источнику этого замысла, к «Я же еще что-то могу?!». Пилату Афраниева тень точно не явилась. Сейчас- уже поздно, но он узнает еще позже…)

…Фред говорит, что из-за щитов, - чтобы было видно, - А.С. мог выйти и из-за меня. Не знаю, всё может быть, манией величия вроде не страдаю, но сидела я ровно у того угла сцены и во время одной из проходок была увидена с гарантией… Как бы то ни было, сцена от того приобрела только новые оттенки смысла, детали истории – и немало.
Что уже хорошо.

А что будет в новом сезоне, когда мы будем сидеть на других местах, что вообще будет в новом сезоне (помимо "Фотоаппаратов", "Аккордеонов" "и прочей... техники" (с) – не будем загадывать. Увидим.
Tags: 8-й ряд
Subscribe

  • Ирмо вопросик закинул

    Приснилось, что кто-то требует от меня сказать фразу, которой можно доказать, что я была на каком-нибудь достаточно давнем Зиланте. Я ее даже…

  • Властелин Колец: как это было (бы) в русской классике

    Смотрела тут всякие подборки "нейросеть нарисовала Властелин Колец в стиле..." - и задумалась о версии в стиле русской классической литературы.…

  • Кольца Власти, 2 сезон

    ....поскольку к концу лета сие извращение на нас грядет, а я собираюсь извращаться его просмотром и дальше, тут небольшая мышессылочница (возможно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments