http://heylir.livejournal.com/18913.html
2е приложение к докладу Хейлир об истории развития сюжета Фингона-и-Маэдроса. (Сам доклад еще не вывешен, а 1е приложение я уже как-то анонсировала).
В частности, на него я ссылаюсь в докладе про "раннего Феанора".
Здесь можно узнать про пресловутые ранние версии на тему:
- плена и увечья Маэдроса - а также Феанора!
- пресловутой истории "изогнутые лезвия выпили жизнь Финголфина, / когда он стоял рядом с Феанором..."
- откуда взялся Фингон
- и откуда взялись притязания феанорингов на власть, а точнее, как они выглядели "раньше"!
*
2. По сему поводу. Додумала тут одну мысль. Поскольку она тоже имени ранних версий истории Феанора и тут я вышеупомянутый текст не дублирую.
Феанор и Люди
казалось бы, что можно сказать на эту тему? Если не придерживаться, например, версий ЧКА (где Люди из Темной твердыни давно обитают в Белерианде на момент прихода Исхода) - или "После Пламени" (где Феанор доживает в Темной же твердыне до вполне людских времен...
Но я - о текстах Толкиена. Правда, ранних.
две отсылки - в сторону моего же доклада о "раннем Феаноре", сделанного по зиме
( http://kemenkiri.narod.ru/early_feanor.doc ):
- с людьми общается Велунд-Велиндо из народа Ауле, сюжетный предшественник Феанора
- в загадочном тексте Si qente Feanor этот Феанор, кто бы он ни был (О вариантах - см. доклад же), говорит о неких "мужах", которые вероятно, злы и как-то связан с Мелькором - есть немалая вероятность, что речь может идти именно о людях.
Но вот еще одна мысль, которая меня давно интересует.
В начале 4 тома есть такая странная штука - "Прозаические фрагменты, следующие за Утраченными Сказаниями". То, что "не влезло" в Лосты, что писалось еще "в их струе", но в общем-то уже после них... Много там не написалось, но кое-что есть ( http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/shaping/pros_fr.shtml ).
Фрагмент 2, попытка, наверное, написать то, что потом будет называться историей Нолдор в Белерианде, от момента прихода туда, здесь генеалогия еще старая, есть король Нолдор и его потомки (гельмир и его сыновья Голфин, Делин, и Олег (он же - Лутиен)), а есть - совершенно отдельно! - Феанор и его сыновья. Там есть сумасшедшая геральдика лостовской яркости - знамена, вышитые самоцветами, которые "сработали сыновья Феанора" (вышивали, значит!) - в глазах рябит от золота и серебра...
И вот они пришли в Дор Ломин, еще не случилось никакой битвы (а по хронологии имени Лостов битва будет вскоре и одна, и зовется она Битва Бессчетных Слез - с соответствующими результатами...).
И в тексте начинается более подробное, чем предыдущий текст, описание эпизода, на котором он в самом интересном месте и обрывается (цитирую по АнК же, перевод С. Ефимова):
"Как-то случилось, что Фэаноp отпpавился за холмы, что опоясывали Доp Ломин в тех местах за [к северу от >] Аpтаноpом, где были лишь открытые пустоши и безлесые холмы, И было с ним немало воинов и трое его сыновей. Когда день близился к вечеру, они достигли вершины холма и разглядели вдалеке красный свет, мерцающий в долине, обращенной к [?ним]. Тогда задумался Фэаноp, что это мог быть за огонь, и под покровом ночи они быстро двинулись туда, откуда доходил до них свет, так что еще до заpи они узрели сию долину. Там увидели они воинов числом не менее их самих, расположившихся вокруг огpомного костра. Большинство воинов спали, хотя и не все. И тогда поднялся Фэаноp и воскликнул своим чистым голосом так, что темная долина зазвенела:
- Кто вы - воины гномов или чужаки? Отвечайте быстро, ибо лучше [вам] знать о том, что дети Фэаноpа окpужают вас.
Вслед за этим в долине раздался ужасный шум, и воины Фэаноpа сpазу поняли, что здесь нет эльфов, поскольку чужаки кричали резко и неприятно. В темноте на голос полетела туча стpел, но Фэаноpа там уже не было - быстpо ушел он, уведя за собой большую часть своих воинов к выходу из долины, откуда истекал поток по напpавлению к заpосшему деpевьями..."
Хотя тут-то все и заканчивается, честно говоря, есть немалое подозрение, почти уверенность, - и Кристофер тоже поминает эту идею в примечаниях! - что дальше Феанор попадает в плен. (И сидели там, у костра, надо полагать, орки).
А дальше, в зависимости от того, на какой стадии нынче мифология (а они там не всегда последовательны!) Феанор затем может быть:
- искалечен и отослан "к своим"
- быть спасен _каким-то аналогом_ того самого Финголфина из полутора ранних версий, который спасает его (причем в процессе битвы!) и сам при этом гибнет. (Упомянутый Голфин?)
(Собственно, наиболее внятный вариант этой версии, который существует, я приводила тут:
http://community.livejournal.com/i_nosse_minya/6980.html )
Еще, кстати, интересно, что с Феанором именно *три* сына. Гораздо позже, в Серых Анналах, мелькнет, что отбивали его от балрогов "Майдрос и еще три сына".
..А причем тут Люди, спросите вы? У костра-то наверняка были орки!
Там и тогда - похоже, да.
Но дело в том, что текст этот давно мне напоминает иную сцену, с иным героем - и в тот момент ни этот сюжет, ни этот герой в текстах еще не существуют. Момент, когда Финрод находит Людей. (Кстати, этот сюжет появится не то чтобы дико нескоро - в "Квенте" 4 тома).
Замеченный издалека костер. Спящие вокруг костра. Неожиданное появление эльфв - хотя, конечно, совершенно другое (и с другим, вестимо, результатом...). Даже "резкие голоса" тут будут в тему - Финрод и в более поздней версии "методом исключения" решает, что это, в частности, не орки, а вот та самая наиболее ранняя версия:
"Как-то раз гостил он у Келегорма на востоке и вместе с ним выехал на охоту. И случилось так, что он отбился от остальных, и в ночи набрел на долину [!] в западных предгорья Синих гор. В долине же горели огни [!] и звучала немелодичная песня[!]. Весьмиа подивился Фелагунд, ибо язык тех песен не был языком эльдар или гномов. Но и наречием орков он не был, как поначалу опасался Фелагунд. То встали лагерем люди Беора..."
(цитирую по печатному изданию, перевод С. Лихачевой; далее там описывается история об игре на арфе, уходе Беора и т.д.).
В версии 11 тома - фраза, "не влезла" Сильм - "их голоса были прекрасны, хотя и неискусны в музыке".
То есть на мой взгляд, это, возможно, снова *явившаяся* картинка (как пустой Тирион и алмазная пыль!), которую поначалу попытались вписать явно не туда. Но - картинка: дальний костер в лесной долине, нестройные голоса на неизвестном языке... Орки? Не орки? В первоначальном варианте должны быть наверняка орки. Но текст не дописался. Может быть, потому и не дописался, что на самом деле через него взяло и блеснуло совсем другое...
Да и Феанор по итогам оказался, почитай, ни при чем. Разве что его сыновья - в виде товарищей по оставленной охоте.
1.
2е приложение к докладу Хейлир об истории развития сюжета Фингона-и-Маэдроса. (Сам доклад еще не вывешен, а 1е приложение я уже как-то анонсировала).
В частности, на него я ссылаюсь в докладе про "раннего Феанора".
Здесь можно узнать про пресловутые ранние версии на тему:
- плена и увечья Маэдроса - а также Феанора!
- пресловутой истории "изогнутые лезвия выпили жизнь Финголфина, / когда он стоял рядом с Феанором..."
- откуда взялся Фингон
- и откуда взялись притязания феанорингов на власть, а точнее, как они выглядели "раньше"!
*
2. По сему поводу. Додумала тут одну мысль. Поскольку она тоже имени ранних версий истории Феанора и тут я вышеупомянутый текст не дублирую.
Феанор и Люди
казалось бы, что можно сказать на эту тему? Если не придерживаться, например, версий ЧКА (где Люди из Темной твердыни давно обитают в Белерианде на момент прихода Исхода) - или "После Пламени" (где Феанор доживает в Темной же твердыне до вполне людских времен...
Но я - о текстах Толкиена. Правда, ранних.
две отсылки - в сторону моего же доклада о "раннем Феаноре", сделанного по зиме
( http://kemenkiri.narod.ru/early_feanor.doc ):
- с людьми общается Велунд-Велиндо из народа Ауле, сюжетный предшественник Феанора
- в загадочном тексте Si qente Feanor этот Феанор, кто бы он ни был (О вариантах - см. доклад же), говорит о неких "мужах", которые вероятно, злы и как-то связан с Мелькором - есть немалая вероятность, что речь может идти именно о людях.
Но вот еще одна мысль, которая меня давно интересует.
В начале 4 тома есть такая странная штука - "Прозаические фрагменты, следующие за Утраченными Сказаниями". То, что "не влезло" в Лосты, что писалось еще "в их струе", но в общем-то уже после них... Много там не написалось, но кое-что есть ( http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/shaping/pros_fr.shtml ).
Фрагмент 2, попытка, наверное, написать то, что потом будет называться историей Нолдор в Белерианде, от момента прихода туда, здесь генеалогия еще старая, есть король Нолдор и его потомки (гельмир и его сыновья Голфин, Делин, и Олег (он же - Лутиен)), а есть - совершенно отдельно! - Феанор и его сыновья. Там есть сумасшедшая геральдика лостовской яркости - знамена, вышитые самоцветами, которые "сработали сыновья Феанора" (вышивали, значит!) - в глазах рябит от золота и серебра...
И вот они пришли в Дор Ломин, еще не случилось никакой битвы (а по хронологии имени Лостов битва будет вскоре и одна, и зовется она Битва Бессчетных Слез - с соответствующими результатами...).
И в тексте начинается более подробное, чем предыдущий текст, описание эпизода, на котором он в самом интересном месте и обрывается (цитирую по АнК же, перевод С. Ефимова):
"Как-то случилось, что Фэаноp отпpавился за холмы, что опоясывали Доp Ломин в тех местах за [к северу от >] Аpтаноpом, где были лишь открытые пустоши и безлесые холмы, И было с ним немало воинов и трое его сыновей. Когда день близился к вечеру, они достигли вершины холма и разглядели вдалеке красный свет, мерцающий в долине, обращенной к [?ним]. Тогда задумался Фэаноp, что это мог быть за огонь, и под покровом ночи они быстро двинулись туда, откуда доходил до них свет, так что еще до заpи они узрели сию долину. Там увидели они воинов числом не менее их самих, расположившихся вокруг огpомного костра. Большинство воинов спали, хотя и не все. И тогда поднялся Фэаноp и воскликнул своим чистым голосом так, что темная долина зазвенела:
- Кто вы - воины гномов или чужаки? Отвечайте быстро, ибо лучше [вам] знать о том, что дети Фэаноpа окpужают вас.
Вслед за этим в долине раздался ужасный шум, и воины Фэаноpа сpазу поняли, что здесь нет эльфов, поскольку чужаки кричали резко и неприятно. В темноте на голос полетела туча стpел, но Фэаноpа там уже не было - быстpо ушел он, уведя за собой большую часть своих воинов к выходу из долины, откуда истекал поток по напpавлению к заpосшему деpевьями..."
Хотя тут-то все и заканчивается, честно говоря, есть немалое подозрение, почти уверенность, - и Кристофер тоже поминает эту идею в примечаниях! - что дальше Феанор попадает в плен. (И сидели там, у костра, надо полагать, орки).
А дальше, в зависимости от того, на какой стадии нынче мифология (а они там не всегда последовательны!) Феанор затем может быть:
- искалечен и отослан "к своим"
- быть спасен _каким-то аналогом_ того самого Финголфина из полутора ранних версий, который спасает его (причем в процессе битвы!) и сам при этом гибнет. (Упомянутый Голфин?)
(Собственно, наиболее внятный вариант этой версии, который существует, я приводила тут:
http://community.livejournal.com/i_nosse_minya/6980.html )
Еще, кстати, интересно, что с Феанором именно *три* сына. Гораздо позже, в Серых Анналах, мелькнет, что отбивали его от балрогов "Майдрос и еще три сына".
..А причем тут Люди, спросите вы? У костра-то наверняка были орки!
Там и тогда - похоже, да.
Но дело в том, что текст этот давно мне напоминает иную сцену, с иным героем - и в тот момент ни этот сюжет, ни этот герой в текстах еще не существуют. Момент, когда Финрод находит Людей. (Кстати, этот сюжет появится не то чтобы дико нескоро - в "Квенте" 4 тома).
Замеченный издалека костер. Спящие вокруг костра. Неожиданное появление эльфв - хотя, конечно, совершенно другое (и с другим, вестимо, результатом...). Даже "резкие голоса" тут будут в тему - Финрод и в более поздней версии "методом исключения" решает, что это, в частности, не орки, а вот та самая наиболее ранняя версия:
"Как-то раз гостил он у Келегорма на востоке и вместе с ним выехал на охоту. И случилось так, что он отбился от остальных, и в ночи набрел на долину [!] в западных предгорья Синих гор. В долине же горели огни [!] и звучала немелодичная песня[!]. Весьмиа подивился Фелагунд, ибо язык тех песен не был языком эльдар или гномов. Но и наречием орков он не был, как поначалу опасался Фелагунд. То встали лагерем люди Беора..."
(цитирую по печатному изданию, перевод С. Лихачевой; далее там описывается история об игре на арфе, уходе Беора и т.д.).
В версии 11 тома - фраза, "не влезла" Сильм - "их голоса были прекрасны, хотя и неискусны в музыке".
То есть на мой взгляд, это, возможно, снова *явившаяся* картинка (как пустой Тирион и алмазная пыль!), которую поначалу попытались вписать явно не туда. Но - картинка: дальний костер в лесной долине, нестройные голоса на неизвестном языке... Орки? Не орки? В первоначальном варианте должны быть наверняка орки. Но текст не дописался. Может быть, потому и не дописался, что на самом деле через него взяло и блеснуло совсем другое...
Да и Феанор по итогам оказался, почитай, ни при чем. Разве что его сыновья - в виде товарищей по оставленной охоте.
Comments
2) Мыщь, а я забыл - где его звали Вэлиндо? Мало корреляции с Велундом, это еще и в контексте квэнья значит что-то типа "песнь мертвых".
*
Не, там прямая связка, причем от автора!;-)
Заметка времен Лостов, вот текст целиком в переводе Анариэль:
«Веланд (Кузнец)
Эриол без задней мысли спрашивает, уж не является ли Аулэ тем, кого мы зовем Веландом, и они (Румиль?) со смехом отвечают «нет» и рассказывают про Вэлиндо, или Гвилиона: он был из народа Аулэ, который послал его в мир, потому что ему понадобилось доброе тяжелое красное золото карлов.
Тут его гордость возросла по той причине, что люди и карлы дивились его мастерству; и он так и не вернулся к Аулэ, но стал жить сам по себе – и был некогда славен повсюду, но с увяданием фэери умалилась и его власть.
Он не был злым, а только очень тщеславным – Эриол упоминает про легенду о Бёдвильд, и Румиль говорит, что если это правда, то это свидетельствует о тщеславии Веланда (Нидад, должно быть, - карлов король). »
- и еще один вариант, более отрывочный, и уже более про Веланда, но с прямой опять же записью "Weyland = Feanor" - в том же блокноте, через страницу.
(В общем, все это я дергала за хвосты и пересказывала близко к тексту в том самом докладе про "раннего Феанора".
Слушайте, какая история - действительно так похоже...
http://heylir.livejournal.com/18204.html
Там разбирается, из каких текстов образовался сильмовский вариант текста.