Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:
  • Music:

Откровения наивной Мыши. О последних версиях - и о Келебримборе.

Маленький рассужданс про то, почему я не фанат идеи "это последняя версия Профессора - и поэтому мы будем ее придерживаться".

Аргумент сугубо эгоистический: да, многие из них, из наиболее известных "последних версий (Круглая Арда, сгоревший близнец, новая родословная Гил-Галада) разрушают известную мне картину мира. Вот не дополняют новыми деталями (как Серые Анналы - про Белерианд или Анналы Амана - про Исход), не заменяют ее иной (как "классические" версии противу Лостов), - а именно рушат более-менее подробно известную. И - будучи сами не вписаны или не до конца вписаны в тексты, столь же подробной не дают, а проблемы "как соединить ЭТО с остальным, что нам известно" - создают.
Да, Профессор не виноват, у него времени не хватило... Вопрос в том, что не хватило - весьма длинного времени. Начинается переработка текстов равная по масштабу примерно переходу "Лосты - все остальное", и мы видим только самое ее начало. (На некоем зарубежном форуме, обсуждаю книгу Кейна, предались мечтаниям, что бы было, если бы Толкиен прожил еще лет десять... ну хотя бы пять! Почему-то несколько человек были уверены, что тут бы он и закончил вписывать гелиоцентрическую систему в Сильмариллион. Я сильно сомневалась - и очень обрадовалась, прочитав еще одно мнение (кстати, это была Итильвен), полностью совпавшее с моим - что Сильм забрел бы еще в какие-нибудь дебри и был столь же далек от завершения...)
А "классическая" картина мира при попытке впихнуть в нее пресловутое обычно "кряхтит да жмется". Оставим космогонию (хотя доклад Арторона о том, как совместить плоскую и круглую Арду во многом и подвел меня к мысли, что в таком подходе - "не мое"). Но ежели Гил-Галад - сын Ородрета, то Финдуилас - его сестра, так? Вот и пытайся после этого дать всех устраивающй ответ на вопрос: если его из города отослали, почему не отослали ее? - а если не отослали, то что он делал во время истории Турина? (Пример опять же не мой, а из одной зарубежной статьи о версиях происхождения Гил-Галада)
...Нет, мы, конечно, выдадим версию, а скоре всего - и не одну, но мне-то интересно, что бы по этому конкретному поводу сказал Толкиен!
Соответственно, из аргумента эгоистического вылезает агумент более-менее осмысленный: многие изменения "поздних версий" слабо "вписаны в мир", а для их вписания требуется, на мой взгляд и для меня лично - слишком много нашей отсебятины при слишком малом представлении, в каком же дальше направлении пошел Толкиен.
(Оно, конечно, у Кристофера в главе "О падении Дориата" была похожая проблема... Но это немного другая история).

Поэтому лично я придерживаюсь версии "умеренно-поздней". Т.е. побираю в свою картину мира все полезное, что дают нам поздние тексты, расширяя, а не ломая ее.
В принципе, я могу в каком-то конкретном случае брать "самый поздний текст" за основу. Если это последний текст в веренице предыдущих, тему которых он развивает, расширяя и осмысливая. Вот как история Исхода в Анналах Амана и Поздней Квенте - с точным текстом Клятвы и массой подробностей вокруг времени Гибели Древ...

Уже не аргумент, а наблюдение. На самом деле, мне часто кажется, что защита идеи "самой поздней версии" редко (на анблюдаемом мною пространстве Сети прежде всего) происходит последовательно. Известны несколько идей, я их вначале перечислила. Также, как и (в чем-то к ним примыкающая борьба против домыслов Кристофера. Например, о том, что он домыслил сцену смерти Тингола, я еще кое-где читала (в той же английской статье про Гил-Галада), а вот про новую историю Наугламира - кроме себя, только у Дугласа Кейна! А я бы с удовольствием почитала, что народ об этом думает!

Так вот, например, еще один пример на тему "последних версий".
Кто такой Келебримбор?
Ну да, все мы знаем, внук Феанора, сын Куруфина, в ВК и Сильме сказано, а если по хронологии?

- В первом издании ВК (1954-55) никакой "потомок Феанора" не упоминается. Да, на воротах Мории - пресловутая звезда. Но не упоминается.

Где-то между первым и вторым (1966) изданием на свет появляются два любопытных текста:

- "О Галадриэли и Келеборне" собственно. Там он - гондолинский мастер. Но позже текст исправлен на версию "потомка Феанора".

- "Элессар". По указанию Кристофера, пишется не то одновременно с предыдущим, не то чуть раньше. По наличным там исправлениям (другим) такое впечатление, что местами раньше, местами позже. ЧТо логично: там есть основной текст, а еще есть правка и приписка в конце.
Там он снова гондолинский мастер, это - не правится (вероятно, правка в "ГиК" - позже?), и это - единственный текст, где говорится о его любви к Галадриэли.

- В 1966 году появляется второе издание ВК. Там Келебримбор - "потомок Феанора". Без подробностей.
На гранках, на их обороте (т.е. незадолго до выхода издания) Толкиен пишет 2 заметки, из которых мы и узнаем, можно сказать, ВСЁ. О сыне Куруфина, о жене Куруфина, об "отречении Келебримбора", - а еще о женатых феанорингах. (О женатом Финроде тоже, кстати, узнаем - не в первый раз, впрочем!). Информация в Сильмариллион попадает отсюда.

А дальше начинаются чудеса в решете имени поздних текстов.
Даты приблизительные, по тем обороткам, на которых они написаны. Впрочем, если эти два текста поменять местами, жизнь не наладится.

- (1968 год или позже) Нам впервые явлено как выдержка в примечаниях к тексту "О Гномах и Людях", а полностью опубликовано в Виньяр Тенгвар совсем недавно. Заметки об эльфийских словах для обозначения рук, пальцев и числительных. Имя Келебримбор там тоже толкуется. А сам он заявлен как "Телер, одни из трех Телери, сопровождавших Келеборна в изгнание". В Исход т.е. Потому что Келеборн, соответственно, к этому моменту уже успел полинять в валинорского Телера (у этого персонажа тоже три разных биографии - и надо бы отследить, насколько синхронно они линяют! Но он все-таки все время был из Третьего Народа, только успел перебывать: видимо, лориенским - дориатским - валинорским по происхождению; и время их с Галадриэлью встречи, соотвественно, тоже менялось).

- (1969 год или после). Собстбвенно текст "О Гномах и Людях". Мимоходом упоминается, что в Эрегионе использовалось не только "Феанорово письмо", но и даэроново. "Это происходило, без сомнения, благодаря влиянию Келебримбора, Синда, который утверждал, что он потомок Даэрона".
Занавес, как говорится. Моё любимое. За полный абсурд. И самое позднее, между прочим!

(Далее у нас о происхождении Келебримбора ничего нет, хотя сам он никуда не делся, упоминается в "Последних работах" - но без указания генеалогии. Косвенным аргументом "за" то, что в районе 1968-1969 года Профессор упорно писал его в Синдар или Телери является "Шибболет Феанора". Точнее то, что он там как раз ни разу не упомянут - в стройных рядах потомков *Финве*...)

---------------------------------------

Это я всё к чему?
к тому, что в данном случае мне куда проще и понятнее ухватиться за то, что у нас есть в ВК - ну и в Сильме, по итогам (не забывая сверять формулировки с исходником) и по мере сил использовать факты из остальных версий...

А то будет у нас Синда-как-бы-потомок-Даэрона...
Между прочим, хотя во всех последующих "Элессару" текстах ничего не сказано "против" версии любви к Галадриэли, но "за" тоже ничего не сказано, а биография персонажа так закносило за это время на поворотах, что и не придумаешь, что уцелело - есть, например, еще вопрос перемещений по Белерианду...
Что же касается того, как самая-поздняя-версия могла существовать на уровне "слухов и сплетен", у меня есть разве что довольно стебные предположения. Вот, кажется, удалось наконец записать одно такое в художественной форме:



Кое-что о происхождении Келебримбора

...Пир был в самом разгаре.
- А еще мы сделаем на воротах надпись не только вашими письменами, но и нашими! - бодро заявил Нарви, поднимая очередную чашу.
- Вашими? - Келебримбор почувствовал трепет первооткрывателя; количество съеденного и выпитого, до того несколько беспокоившее эльфа, отступило куда-то на второй план. Неужели он наконец увидит тайные письмена гномов, не показанные даже Куруфину?!
- Да, нашими! Ничего, не ошибетесь - вы-то ими тоже пишете! - вступил в разговор почтенный гном, сидевший по другую сторону. Он вытащил из-за пояса кинжал в ножнах и указал на украшавшую их гравировку - охранное заклинание, выполненное четким угловатым киртом.
- А... - разочарованно выдохнул эльф. - Это-то - не ваши...
- Как это так - не наши?
Гном уже приготовился вытащить кинжал из ножен, но Келебримбор поспешил успокоить его (и его соседей) объяснениями:
- То есть ваши, конечно, ваши, уж сколько веков, и шрифт этот - именно местный, но придумали-то их - эльфы!
- Эльфы, говоришь? - недоуменно раздалось с одной стороны стола. С другой, впрочем, тише прозвучало что-то вроде "Ну, гм, вроде да..."
- Ну да, эльфы. В самые стародавнише времена, до Солнца. Несколько их было, но главный - Даэрон. Но, - Келебримбор выразительно посмотрел на обеспокоенных гномов, - достоверно известно, между прочим, что эльфы-то их придумали, а куда употребить - и не знали... И вот только Ваш Народ, что торговал с ними тогда и помогал им своим мастерством, оценил всю пользу этого изобретения, и пока они вещи одной руной надписывали, вы уже записывали летописи и рецепты сплавов... Ваших заслуг тут даже больше, без сомннения! Но вот придумали - эльфы, это точно. Синда Даэрон из Дориата.
- Из Дориата? - недоверчиво хмыкнули гле-то справа.
- Да, - уверенно ответил Келебримбор. - В те древние века гномы и торговали с тамошними эльфами, и госпожи Мелиан учились...
- Вот-вот, - наставительно отозвались слева, - конечно, торговали, - а как же? нет, ну если, конечно, кто...
Похоже, здесь давно не спорили потомки обитателей Ногрода и Белегоста. и Келебримбор был бы рад, если бы и не начали. Прошептав себе под нос: "Давно я полоза не видел... Меня он этим не обидел!" - он снова вступил в разговор:
- Словом, надпись мы сделаем, шрифт выберем... А вы запомните - синда Даэрон, из Дориата. Хорошо? Запомните?
- Да что ты за него так вступаешься-то? - скептически поинтересовался кто-то - Родня он тебе, что ли?
-А может, родня! - спорить дальше не хотелось, а родство для гномов - аргумент просто непрошибаемый.
- Там он же, говоришь, в древние века жил...
Но тут и на гнома-скептика нашлись несогласные сородичи:
- ну и что, это ж эльфы! А может он ему этот... потомок дальний!
- А может, потомок! - громче прежнего воскликнул Келебримбор, постаравшись придать голосу умеренную нетрезвость.
- А нет... ну тогда - дело святое! Запомним! Твоего-то! - загудели вокруг голоса.
Пир продолжался.
- ...нет, ну на вашем языке мы тоже непременно надпись сделаем, - снова вступил в разговор Нарви (с новой чашей, конечно же). - Вашими письменами - их-то, кстати, кто придумал? Знаешь, наверное!
- Знаю, как не знать! Феанор. Мой... образец для подражания. лучший мастер среди Нолдор. Такого больше не будет... - Келебримбор еле успел поймать просившееся с языка "мой дед". Он только что заявил о родстве с Даэроном Дориатским, а увязать две такие ветви в одну генеалогию у него не вышло бы даже по той пьяни, которую он попытался изобразить.
Вокруг громогласно убеждали, что он, Келебримбор, наверняка того Феанора не хуже, а то и лучше. Нет, они не просто так хвалят, они вот честно скажут, что Тельхар-то Древний - он, конечно, будет лучше, но... может, и ненамного, очень может быть!..
-А еще я подумал об изображениях, о гербах то есть, - вернулся к любимой теме украшения ворот Нарви.
Пир был еще весьма далек от завершения...

3:35 18.12.2010
Tags: 10.01.08 - текстология, Откровения наивной Мыши
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →