?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Планировалось ЖЖ-комментарием, выросло до самостоятельного прогона.


...Что получается. На самом деле, надо будет фильм изучить в ближайшее время, - и у меня еще какой-то еще более старый советский фильм-спектакль завелся, тоже пока не смотренный, там без "Чумы", над будет и его освоить...
Но получается, к стыду своему, что именно "про что" я сейчас осваиваю через нашу постановку, хотя текст раньше определенно читала;-)
Поэтому пока у меня есть четкое "про что" первых двух, пока я даже "Каменного гостя" целиком не видела и цельного образа, соответственно, нет.
И пока это действительно "о страстях человеческих", и тут героями получаются именно Барон и Сальери. Не в смысле наличия симпатии, а именно в смысле "про кого история" ("Каменный гость" точно будет "про Дон Гуана", но м.б. не только, м.б. и про Донну Анну, увидим, - а вот про "Чуму" заранее вообще не поручусь, это самый "полифонический" текст в исходнике).
И открытием для меня оказалось то, что при дотошном рассмотрении в каждом случае на первый план вылезает вовсе не та страсть, которая заявлена/наиболее вроде бы очевидна (скупость, зависть). В случае Барона - о нет, скупость тут - средство реализации, у меня оно еще при первом слушании монолога сформулировалось как "сатанинская гордость", а все-таки еще точнее, здесь - жажда власти, причем не только абсолютной и совершенно не-человеческой, но еще и - самое, кажется, ужасное, совершенно "абстрактной". Т.е. Барон стоит над сундуками и наслаждается тем, какая огромная власть в его руках, - и даже не пытается ее применить! Его настолько захватывает само сознание ее наличия. Все-таки получить какую-то выгоду (позвать там "окровавленное злодейство" и отправить кого-то убить, - ну или "нимф" позвать) - это было бы как-то "по-человечески", - и опять же, при применении в реальности возникали бы реальные препятствия и рушили бы эту картину всевластия хоть отчасти, - а тут она существует сама по себе, и под ее поддержание Барон гробит и свою жизнь и душу, и окружающих, этакая черная дыра, которая ничего не отдает взамен.
(Кстати, посетила меня на вчерашней репетиции мысль, что Барон умирает от... "переключения регистров", что ли. Он давно уже сидит в своей "скорлупе ореха" и чахнет над сундуками, настолько качественно чахнет, что пока слушаешь его (или Альбера - о нем), и не представишь, что этот назгул мог быть раньше на человека похож - а ведь был! Вот он прибывает к Герцогу, и Герцог вспоминает его совсем иным, и - мало того! - он сам вдруг цепляет воспоминание из тех времен, и перед Герцогом вроде надо "сходить за нормального", - а потом обратно, да еще и в виде противостояния с сыном в открытую... Ну вот каюк и случился. От столкновения с реальным миром, строго говоря, хотя мир даже еще *не успел* что-то ему сделать. Может быть, просто ухитрился заявить о своем существовании, независимом от его всевластия. Да еще напомнить, что он тоже был частью этого мира...

И в случае Сальери - зависть тоже не главное в этой истории, одной ею не обошлось. Да, гордость там тоже есть, но главное, наверное, - отчаяние. (Сиречь полное отсутствие эстель, залезая в другую терминологию). Смертный грех, как известно. Потому что это не просто "мало жизнь люблю", не просто глобальная меланхолия, а проекция этой собственной тьмы вовне, решение, что четко и бесповоротно "правды нет и выше", и поэтому доводить этот ужастный и несовершенный мир напильником придется именно ему, Сальери. Причем именно путем искоренения из мира источника "песен райских", потому что они, де, в мире ничего не изменят и изменить не могут. И получается, что задача выглядит для него не как "ради себя", но и как "ради мира" (тем более, что с "чашей дружбы", сиречь круговой чашей, получается немалая вероятность, что Сальери тоже собрался травиться). Это самообман, но "честный", мало того, полученная выгода выглядит даже не то чтобы очень корыстно, - Сальери будет по результатам просто... не так больно от несоответствия того, что несет Моцарт - и несправедливости мира, как его видит Сальери. (Или вовсе не больно, если он умрет. Потому что "память о" будет пожалуй, побольнее непосредственного присутствия. И поэтому для меня Сальери этой истории получается "апокрифическим" по сравнению с реально-историческим не только потому, что тот Моцарта и не травил, а потому еще, что ЭТОТ Сальери сейчас пойдет и допьет-таки яд).
Интересно, что Сальери-то, в отличие от Барона, отнюдь не "черная дыра", он вполне отдает вовне - столько, сколько может. Но, вспоминая пресловутый анекдот про трансформаторы, он получает 127 и, с огромными же усилиями, 127 вовне и отдает, не оставляя себе ничего, кроме трудозатрат (отсюда ощущение несправедливости мира уже начинается), а Моцарт, - как это видно извне, по крайней мере, - получает те же 127, а отдает миру 220! Причем без видимых усилий.
И тут еще очень интересный момент. Противостояние Моцарта и сальери - это противостояние гения и ...кого? Ведь не бездарности, что интересно (хотя, мне кажется, так это часто воспринимается в каком-то массово-сознательном образе этой трагедии). Сальери - и исторический, и тот, который выведен в пьесе, - безусловно талантлив. Но - не гениален. То есть да, это снова - гордость (или гордыня, скорее), но воплощающаяся иначе, чем в случае Барона: не призрак всевластия, а отсутствие смирения, мужества четко признать свои границы и свое место в мире - довольно почетное само по себе, кстати (как, между прочим, и титул Барона вкупе с уважением к нему Герцога...). Подумалось, кстати, сейчас, что вот третий персонаж пьесы, Скрипач - вот уж пример, когда человек находится в полном согласии со своим местом в мире! В смысле, он не печалится о качестве исполнения им того же Моцарта (в силу невеликих способностей к музыке? или оттого, что инструмент, по бедности, дрянной?) а играет, как может, - мало того, поскольку Моцарт привел его из трактира, а не из канавы, - судя по всему, подгулявших посетителей заведения его музыка вполне устраивает! (Моцарта - тоже, хоть и другой причине;-)

*

Моцарт, Альбер - не "обстоятельства для глав. героя", конечно, но каждый из них для меня - не герой ЭТОЙ трагедии, потому что обе истории шире ее рамок, они не получают тут окончательного разрешения.
Альбер - ЕЩЕ не герой трагедии, хотя основа заложена просто замечательная, поистине гамлетовская: эта безумно гремучая сместь невыносимой по условиям жизни, которую устроил ему отец, и оттого, вообще-то, ненависти к этому отцу (каким он стал!), и при этом - полный и непререкаемый запрет на его убийство, на яд - как "недолжное". И Альбер не расточитель, каким видит его Барон, - хотя бы потому, что у него пока ни разу не представилась возможность хоть что-то порасточать! И именно от этой невозможности он может потом и впасть в мотовство "на радостях", а может и не впасть... Словом, это замечательная заявка на трагического героя, но она - в будущем, а его будущего поэт нам не показал, и оно еще и не решено на этот момент, оно еще во многом от него зависит. (Возможно, в конкретных постановках отсюда может возникнуть соблазн "додумать" - см. ту итальянскую оперу, где Альбер и Иван грабят и убивают Жида, а Герцог потом догадывается и посылает арестовать Альбера, чтобы захватить его богатства...).
Да, в конце истории он принимает вызов, но поединок не совершится, да и совершись он, исходу могли быть очень разные, а теперь тем более много что может совершиться - там ведь есть еще такая единица как Герцог, со своим (тоже пока не ушедшим далее первого шока) мнение о ситуации...

Моцарт - иначе. Прошу прощения за самоцитату из стиха - "Вот Моцарт - сыграйте непадшего эльфа". Ну да, я помню, что "гуляка праздный", но в том-то и счастье, что все его страсти, видимо, даже близко не подобрались к тому размеру, когда они определяют жизнь, как у Скупого и Сальери. И даже творчество у него не страсть, оно - способ жизни, оно отнимает много сил, но отнюдь не через силу... Словом, тут нет противостояния с миром. Даже разрешимого. Оно не успевает проявиться, может быть. Потому что есть такой вопрос: что такое "черный человек", и вот у меня как-то полустихийно (опять же, в *нашей* версии истории) наклюнулось так, что это тень смерти. И может быть, говоря шире, всего того темного и несправедливого, что есть в мире, что, может быть, даже дав новый опыт и каким-то образом разрешившись, все равно разрушило бы ту внутреннюю гармонию, которая дает возможность "несколько занесть нам песен райских"... Собственно, несмотря на то, что в этой истории Моцарт всеочевидно умирает от яда, оно у меня как-то вполне сочетается с формулировкой одного исследователя "Моцарт умер от своей музыки". Просто яд был в нужное время и в нужном месте - "И ты, Мелькор, поймешь, что нет темы вне Меня... Как бы ты ни противился, удел твой — быть исполнителем Моих замыслов создания чудес, которых не в силах представить твой разум." (прошу прощения, кривоватый перевод из Сети, какой попался). По причине наличия выше той Правды, в которой Сальери столь упорно сомневался...
Но - еще раз повторюсь - здесь нет трагического конфликта с миром, и даже у Моцарта - с Сальери.

Где-то так. А дальше будем посмотреть дальше.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
anarsul
Jan. 10th, 2011 01:09 am (UTC)
*буду и здесь разводить свои имхи*
Интересно...

Вот мы сейчас все это пишем, и у меня создается впечатление, что говорим мы... не то, чтобы об одном, но об очень близком, понемногу дополняя общую картину. И это правильно...

Но получается, к стыду своему, что именно "про что" я сейчас осваиваю через нашу постановку, хотя текст раньше определенно читала;-)
И у меня так же. :)

На самом деле интересно еще одно:
у каждого из великолепной четверки (Барон-Сальери-дон Гуан-Председатель) есть какая-то трагедия в прошлом. Причем, чем дальше, тем больше о ней известно.
Барон частью монолога на что-то намекает, но на что именно, мне не понятно совершенно... (В частности, кусок про погрызания совести и тд).
У Сальери история с Изорой, судя по монологу, была... интересная, если остался такой "последний дар".
У дон Гуана - Инеза, которую он явно любил...
У Председателя все прописано довольно четко.
И это вносит дополнительные оттенки смысла...

Еще я пытаюсь выстроить теорию относительно того, почему часть персонажей названа, а часть - нет (понятно, если это гости Лауры или монахи, они по факту маски, а вот остальные)... Теория упорно не выстраивается...
elven_luinae
Jan. 10th, 2011 07:54 am (UTC)
Как интересно, и как радостно видеть столь разные - и столь похожие точки зрения! :0)
Для меня в "Маленьких трагедиях" (любимом, надо сказать, произведении Пушкина) "страсти человеческие" были не субъектом, а объектом МТ - причем такой "помехой", искушением (как у Дона, Председателя) искажением (как у Сальери) на пути в Царство Божие - как бы герои его ни представляли и насколько бы не верили или верили в него. Причем путь "по страстям" обламывает героев не только на пути - ТУДА, но и вполне себе в жизни: Сальери страдает - и в памяти людей остается не хорошим композитором-трудолибивым честынм человеком - а всего лишь убийцей Моцарта (огребает практически геростратову славу, сам того не желая), Председатель с его бунтом (против, казалось бы рока, судьбы, да хоть бы и богоборческим) бессилен перед Чумой, Дон Гуан вместо любви получает кучу интрижек... В общем, "грустно только" им всем.
И по контрасту - неявная для нашего мира-времени и порой понимания победа Моцарта, священника из "Пира" - образ "чего-то большего". Как-то так.

Сожалею, что не могу увидеть вашу постановку.
arkthur_kl
Jan. 10th, 2011 08:18 am (UTC)
+много, у нас очень схожее восприятие.

kemenkiri
Jan. 10th, 2011 01:46 pm (UTC)
Пока у меня умных мыслей нет, отвечаю на последнее: а почему обязательно не можешь? Когда мы ее "соберем", мы ее где-то таки реализуем, скорее всего - просто в некоем зале в некий день по весне на территории г. Москвы... А вдруг получится?
elven_luinae
Jan. 11th, 2011 07:32 am (UTC)
Я была уверена, что ты пишешь этот пост уже после того, как вы ее где-то показывали (но репетиции продолжаются, какой-то такой глюк :0))). Если реализуете, то рада буду увидеть, конечно же.
kemenkiri
Jan. 11th, 2011 10:29 am (UTC)
Не-не-не, мы еще даже из четырех возможных "Чуму" вообще ни разу не репетировали, а "Каменного гостя" - ни разу целиком, так что процесс очень сильно в процессе!
elven_luinae
Jan. 11th, 2011 10:32 am (UTC)
Заработавшись в праздники, я утратила некоторую часть памяти, адекватности, социальности и прочих нужных вещей :0))).
odna_zmeia
Jan. 10th, 2011 09:01 pm (UTC)
Слушай, так ее просто нет пока, не готов спектакль. Но когда мы его доделаем, я надеюсь, что ты нас увидишь, почему же нет?
elven_luinae
Jan. 11th, 2011 07:31 am (UTC)
Я почему-то была уверена, что вы ее уже где-то представляли как раз недавно :0). Раз так, то конечно, буду очень надеяться.
fredmaj
Jan. 11th, 2011 12:26 am (UTC)
С чем не соглашусь - так это с тем, что Дон Гуан получает кучу интрижек вместо любви. Любовь тоже достается ему - и именно за реальную, настоящую, сбывшуюся любовь он платит своей жизнью. Потому и слова его последние - "Донна Анна!"
elven_luinae
Jan. 11th, 2011 07:30 am (UTC)
Знаешь, может быть - он научается любить перед смертью, я имела в виду, что взаимной любви (отражения "чего-то большего" в нашм мире) он не получает, но тогда играет тот смысл МТ, что даже откровенный кузнец своего геморроя все равно будет спасен :0).
Впрочем, для меня Дон Гуан один из самых "посторонних" персонажей МТ, может быть, я какие-то вещи сейчас просто не вижу.
ulex
Jan. 11th, 2011 12:40 pm (UTC)
"Ирэн!!!"(с)
lubelia
Jan. 10th, 2011 08:55 am (UTC)
Ага, очень точно. Спасибо.
indraja_rrt
Jan. 10th, 2011 02:27 pm (UTC)
(правлю, очипяталась!)
Интересно...
(Пошла просвещаться, так как никак не могла вспомнить, чтобы нечто такое видела бы в списке смертных грехов (которое я таки несколько раз видела). И оказалось, что в нашем переводе это было не отчаяние и не уныние. Это была леность!.. Дивная же вещь эти переводы :) ).
kemenkiri
Jan. 10th, 2011 02:53 pm (UTC)
Я тоже побегала по Сети;-) И выяснила, что исконное греческое слово (с которого калькой является латинское Acedia) действительно имеет 2 значения 1) нерадивость, празность 2) печаль. Видимо, кто от какого значения переводит! В Википедии, в списке 7 смертных грехов в католической традиции оно там двойственно и написано, кстати: Уныние (Праздность) (лат. Acedia).
indraja_rrt
Jan. 10th, 2011 02:58 pm (UTC)
Ну хоть или то, или иное, в зависимости от перевода, а не всё сразу :)) ! Но да, многие про другой вариант никогда и не узнавали.
kemenkiri
Jan. 10th, 2011 03:14 pm (UTC)
Кстати, похоже, да, в западной традиции - именно лень!
Что доказывают хотя бы 2 комплекта "гламурных смертных грехов" в виде картинок, попавшиеся мне в процессе поиска:
http://olpop.com/blog/?p=11792
http://nnm.ru/blogs/aktuba/sem_smertnyh_grehov/
kemenkiri
Jan. 10th, 2011 03:08 pm (UTC)
P.S.
Между ними несомненно можно провести некую параллель, но вот в случае Сальери из отчаяния как раз вытекала отнюдь не праздность... Кстати, именно отчаяние, а не уныние да. Вот уныние точно не вызывает желания действовать!

...Дорылась в греческом словаре дальше! Исходное cedo - это таки "тревожиться, беспокоиться", так что отрицательное производное буквально "беззаботность / безразличие".
indraja_rrt
Jan. 10th, 2011 03:15 pm (UTC)
Re: P.S.
Как интересно получается. Как изменилась бы история, если многие поколения с детства учили бы, что лень - это плохо, уныние - нехорошо, а вот беззаботное безразличие - смертный грех?..
fredmaj
Jan. 11th, 2011 12:25 am (UTC)
Деталь насчет моей личной трактовки барона, как я пытался его играть (вернее - я нашел этот момент, но толком еще не доделал. Постараюсь). Барон не столько от столкновения с реальным миром помирает, сколько от столкновения с реальным _сыном_.
И точно так же Сальери устраняет не абстрактного "некоего херувима", но именно Моцарта, которого (мой вариант) именно что любит - как человека, преклоняется перед его даром, одна беда: видит в этом такую несправедливость и нелогичность мира, что исправить может только вот так: "Так улетай же. Чем скорей, тем лучше". И еще одно: для Сальери страшны разом два момента. Первое: "не то мы все погибли, мы все, жрецы, служители музыки" - так же, столкнувшись с незаслуженным даром, который на Моцарта просто так упал:-), изведется любой из товарищей Сальери. Этого нельзя допустить. И второе, пожалуй, страшнее: "оно (искусство) _падет_, как только он исчезнет". Пока еще не все товарищи его в искусстве дивном наслушались песен райских, пока еще искусство держится на жрецах - пусть же Моцарт исчезнет. А то получится, по цитате: "Самое страшное - что есть, с чем сравнивать". И потому именно, что он "избран, чтоб его остановить", Сальери, вкусивший этих песен, решает и самого себя убить тоже. Чаша дружбы не зря именно круговая, беда Сальери (то, чего мы делать не можем, т.к. зрителю будет не понятно, боюсь) в том, что Моцарт его оставил без последнего глотка из круговой чаши - и тем осудил на жизнь.
Ну, это такая вот моя собственная трактовка:-)
kemenkiri
Jan. 11th, 2011 01:08 am (UTC)
С сыном - о да, просто вот пришло как деталь, как прелюдия: "Филипп - он называл меня всегда Филиппом..." Представляешь, сколько лет до этого он не вспоминал, как именно называл его покойный Герцог, думал о нем не в том ключе, насколько его назульская держава более всеобъемлюща, чем жалкие владения какого-то герцога? Нет не так, а как про высшего-и-равного, твоего господина и доброго приятеля... Я ж говорю, пока он сам не сказал, и не думаешь, что в нем это сохранилось вообще. Такое впечатление, что Герцог немножко подталкивает его к себе-прежнему, и, помимо прочего, умирает Барон еще от встречи... с самим собой - тоже. Того, который был - с тем, который получился. (Я б тоже умер. От такого.) Ну, понятно, это как я вижу эту историю, причем - вот сейчас, а до чего мы дойдем к премьере, например...
hild_0
Jan. 12th, 2011 07:54 pm (UTC)
Как-то оно все очень близко, очень по-человечески понятно и безумно жаль их.
Особенно - про Сальери. Потому что сама сталкивалась с этой мыслью - да, я могу что-то, некоторые могут в разы больше, но завидовать как-то неправильно, куда более осмысленно делать то, что могу, стараясь - как можно лучше. И четко знать свое место. Иногда думаю - не слишком ли хорошо я его знаю?
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow