Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

  • Music:

"Чайка" и другие странные звери

…Какой длинный и вместительный день, как много, интересно и странно – на сцене и вокруг театра…

«Чайка», 28 января 2011 г. Дневниковое.

Ванин, не вмещающийся в спектакль, стукающийся о стенки небольшой роли, спотыкающийся о знакомые и полузнакомые цитаты.
«…в упорной, жестокой борьбе с (отцом вечной материи) дьяволом… мне суждено победить, и после того материя и дух сольются… и наступит царство мировой воли…»
…Оно никогда не настанет!
Пресловутый монолог мировой души цитируется фрагментами что в начале первого, что второго действия (а также – там, где он и есть по идее); и в начале второго, под фразу Долженкова, он это все-таки сказал – докладывают товарищи. Я не слышала – кажется, потому, что в этот момент бубнила под нос то же самое…

…Нет, Дорн – это хорошая роль, мало того – она им проработана, сделана, в ней есть много интересного, она получается очень чеховская (о чем было сказано в октябре)…
Но – не сейчас. Не время. Не тот масштаб истории и персонажа. У него (и у нас) – первый спектакль после «Мастера» премьерно-гастрольного, «оно и видно». А до третьего числа еще чего только нет, но вот то, что завтра «Дно» меня как-то настраивает оптимистично – оно (по крайней мере, - как оно есть здесь) по масштабу будет поближе. Имеет шанс, в особенности имея в виду наличие Мамонтова.
(А потом – «Кукол» 2 штуки два дня подряд, и все, надо думать, с Романычем, на одном спектакле и мы будем, «попробуем вместе дожить до поклона» (с)… и до третьего числа.)

Интересно, что это «непопадание» все равно не имеет чести выражаться в плохой игре. Скорее, в менее яркой. Почему-то вспоминается по контрасту Гостевая, где обсуждали недавно, что «по субъективному восприятию … "не очень" Олега Николаевича является недостижимой планкой для многих, в том числе - для тех, кого здесь порой "очень". ((с) 495) (И этот «Олег Николаевич» - не Задорин, как подумал было Бобер!). Вот я бы тут поменяла Олега Николаевича (про коего промолчу лучше) на А.С. – потому что это как раз был нынешний случай (недорасслышала уже у маршрутки, но, кажется, было сказано, что «не все сделано до конца»?).

Во втором действии – ему все же есть где чуть побольше развернуться. Начиная хоть от монологов мировой души. Вот всегда было это с небольшим стебом – «Во мне сознания людей слились с инстинктами животных» - «во мне душа Шекспира, Наполеона… и еще кого-то там…» И стеб, учитывая, концовку, не может не быть… но, кажется, только в концовке и был… А так – хотелось сказать «Верю!» - в отличие от того же монолога, говоримого Кариной там, где ему надлежит быть в пьесе.
И – мировая душа в Генуе – а вы, доктор, значит, не верите в нее, только очень хотелось бы верить?
…И о том, что если бы он хоть раз испытал восторг творческого вдохновения, то презрел бы всё земное. У меня – неизбежная теперь ассоциация:
«Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии!
Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни…» (с)

А у него – интонация человека, которому все-таки удалось «испытать подъем духа, какой бывает у художников во время творчества» - и он мог бы, как и говорит дальше, презреть все земное, может быть, самую жизнь… Но вот, все-таки по некой причине выбрал «дышать тяжелым воздухом земли». Не решился? Или – ради других?
Еще какая-то фраза о творчестве – уделе одиноких (которую я теперь не могу отыскать в тексте пьесы). Сказанная со знанием дела.
…Да и пресловутое «Страх смерти - животный страх... Надо подавлять его»
Очень римская фраза, знаете ли?

…Был, был момент во втором действии, когда он стоит где-то справа, недалеко от нас, полуосвещенный, и приходит внезапная мысль: кто вы, доктор Дорн? Сколько вам лет? Не две тысячи, часом? В списке вечных скитальцев не числитесь?
Впрочем – это не вся роль, это такая... подкладка к ней.

*

Очень понравилось по итогам, как играл Матошин. Я его еще и порядочно не видела, соскучилась.
Начало вроде бы традиционно раздражало. Но когда в перерыве Фред сказал, что играется оно гораздо мягче, чем раньше, я поняла, что соглашусь. А по обратной дороге и вовсе додумала: в его случае не то, как сыграно (в отличие от – увы! – Ивановой и Карины), а то, что. Он очень четко, оказывается, строит историю об ущемленном самолюбии, ощущении собственного ничтожества, и в том числе из этого вырастающей ревности – к матери, к Тригорину…
(Матошину, кажется, неплохо удается подобная линия – см. презрение к себе Левия в сцене казни).
Но конкретное выражение почему-то кажется мне в начале каким-то утрированно-современным. Не могу объяснить подробнее, но почему-то к сцене ссоры с матерью чувства испытываемые и выражаемые героем, вполне выходят на уровень «вечных» и там располагаются до конца пьесы. М.б., слишком резкая игра вначале?
И уж не знаю, в своеобразных ли партнершах речь, но пока идет любовное начало с Кариной, оно, на мой взгляд, совсем не спорится, а вот когда начинается разлад (с нею, с матерью), несчастная любовь – игра выходит на тот высокий уровень… какой и был, или даже – какого еще не было. Потому что, по-моему, Матошин, по своей привычке движется медленно, но верно и в верном направлении. «Лезет на восьмитысячник», по выражению Бобра (по тому же выражению, А.С. оттуда – уже с вершины – на лыжах разгоняется). Сцена ссоры с матерью езще в прошлый раз казалась мне замечательной и тогда, кажется, лучшей в спектакле. И лучшее, опять – это смесь того, что говорится – и не говорится. Лучший момент – когда в ответ на «Киевского мещанина» он стоит, полуотвернувшись, губы мучительно кривятся, но – не говорит в итоге ничего, только отходит в сторону.
Но не хуже того оказались и все его сцены второго действия, особенно – монолог о творчестве и финальный разговор с Ниной. Жалко Треплева необычайно… Это уже не просто ущемленное самомнение, там, в начале, было больше чувств и тараканов в голове, то теперь это, увы, практика. Константин Григорьевич взялся за творчество, рассказы его появились в столичных журналах, публика озадачилась загадочным автором… Но – ни счастья, ни удовлетворения. Несчастная любовь дала ему дополнительный толчок к творчеству – и одновременно лишила это творчество смысла. Эх, елки-палки, еще бы в эту пьесу нормальных Тригорина и Заречную, чтобы получилась полноценная история о творчестве! Чтобы толком понять, например, чем отличаются пишущий с трудом и горюющий о том, что его тексты всего лишь «милы» Тригорин – и тоже с трудом пишущийся и мучающийся Треплев… Кроме того, что они в самом деле похожи. Может быть, тем, что Тригорин (речь о персонаже, а не о Леушине!) в самом деле бесхребетен, сиречь мягок характером, приключения романтические с ним случаются, как стихийные бедствия, творчество – привычка, которую трудно бросить, а по-настоящему ему хорошо на рыбалке в одиночестве, но уж там-то – хорошо!
А у Треплева нет такой рыбалки. И характер – тверже, ему – прав Дорн! – нужна четкая цель, и в личной жизни, и в творческой, - а отсутствие ее убийственно в прямом смысле.
…Вот Нина – у которой в последней сцене текст столь потрясающий, что я читаю его сквозь Карину, сам по себе, успевая по ходу пытаться представить, как эту смесь железно поставленной цели и путаницы в мыслях можно было бы сыграть…
Да, цель у нее очень ясная, но Треплеву этот пример не помог совершенно: потому что он слишком ясно понял, что в ее жизни не осталось никакого места ему. …Ничему, кроме цели и терпения, там, строго говоря, не осталось места, но для него было важно именно то, что – про него.
…Карина уже, кажется, почти все договорила, но еще сидит у шины, он подходит к ней, молча, медленно, осторожно и мучительно как-то наклоняется, целует голову, едва касаясь… Прощается.
В этой сцене от него вообще было много потрясающего невербального. Он «держит» зал даже не лицом, - он может скорчиться спиной к зрителям – или наклониться к той самой шине, пряча лицо в ладонях (это, кажется, было овеществленное «целу'ю землю, по которой вы ходили »)...

Он – может. К сожалению, больше из главных героев этой пьесы никому так не повезло. Если у Нины хоть текст спасает в итоге, то с Аркадиной-Ивановой мне не везет совсем, она всю пьесу говорит с одинаковой фальшивой интонацией, и получается образ вроде бы жизненный, но противный и плоский, я как-то подозреваю, что Чехов клал сюда больше… Но не могу вытащить это 2на фоне» Ивановой, и боюсь, что так у меня Аркадина и будет с этим чудом природы ассоциироваться… О невнятном Тригорине также было говорено. Змея говорит, что Ванин на этот раз на него особенно специфически смотрел… Да, тут мне даже иногда удается «подставлять», - и да, это могла бы быть роль для него…
В общем, мечты, мечты – оставить в пьесе замечательных дам – Машу и Полину Андреевну, оставить вполне приличный «фон» в лицах Афанасьева и Долженкова (только деть куда-нибудь припадок «дай ему денег!»)…
Медведенко (у Курочкина) тоже весьма неплох, в этот раз более внятным и интересным показалася во втором действии, совсем замечательно, прямо в афоризмы было (кстати, ненайденное сейчас в тексте): «Денег мало.. К празднику вот медаль дали… Лучше бы - деньгами!»)
А вот три штуки главных героев – найти бы где-нибудь «в приличном качестве»! Но что-то мне подсказывает, что если/когда в этот спектакль придет фэн-шуй, дествовать он будет по своей, сугубо фэн-шуйной логике…
Так что будем пока смотреть, что есть. И высматривать, что можем.

29.01.2011 4:11
Tags: 8-й ряд
Subscribe

  • ...и кааак продатировала!

    ....это мог бы быть пост для сообщества "Три слова", если бы он не был понятен только маньякам;-) "Внезапно датировала Атрабет". А все Черная…

  • Мяу!

    А товарищ Нэсмит нарисовал Тэвильдо! https://www.tednasmith.com/tolkien/tevildo/ (Ну, и еще всякое новое там есть).

  • 10 лет "Следствия"

    Ровно 10 лет назад была замечательная игра по следствию над декабристами и с тех пор мы такие (нет, такие мы раньше!). Хочу сказать всем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments