Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

"Мастер", 03 февраля 2011 г.. Про всё вообще.

(На сей раз решила вывешивать отзыв по частям, как пишется).

Я не знаю, сколько из увиденного удастся описать систематически. Частью увиденное, пережитое – уже оторвалось от конкретных сцен и перелилось в некое общее впечатление.
Его я тоже хочу постараться передать, потому что и оно тоже – о спектакле, хоть и не отсылает к конкретным словам и жестам. И хотя что-то похожее уже сказано несколькими голосами – а до некоторых формулировок мы и дошли совместно, в поздне-ночной перекличке репликами в Сети компании «сумасшедших чаек».
Еще - здесь очень много цитат. Откуда только не. Они сами лезут в таком количестве...

… «Мастер» вообще спектакль длинный, а если с приложением «приключений духа» после (даже если не приключаешься, а ждешь товарищей) – тем более. Но нынче была еще художественная самонадеянность Горшкова, растянувшая первое действие на лишних минут 20… Вот я и приехала в итоге на «Выхино» минут на 20 позже полуночи. Добиралась электричкой, шла от станции – переполненная этим ощущением спектакля.
И яснее всего оно проявлялось одной фразой, цитатой, - вот разве что с пояснением –

«Бессмертие – пришло». И мы его видели.

…в этой фразе остались на месте все слова, но поменялся – до противоположного – смысл, так бывает на Юго-Западе, там еще до сих пор ТАК бывает, - причем смысл этот был не сбоку припека, а органично вырастал из увиденного.
Бессмертие – не мучительная вечность Пилата, в собственном смысле этого слова – «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (с) – о том, что не заканчивается со смертью, не окончательно решается - одним ее фактом… И о том, что выше и больше ее. Последнее относится уже не только в истории «изнутри», но и к тому, как история была сыграна. История Пилата, а следовательно – Пилатом прежде всего. Вместе с ним – Иешуа, Афраний, Левий Матфей, Мастер. Каифу считать за реквизит, Воланда-нынешнего – за реквизит-для-Мастера.

Еще одно стихийно-коллективное определение спектакля, порожденное ночью –«белый «Мастер»». Да, по ассоциации с «Калигулой», хотя о «черном» тут можно говорить только совсем в ином смысле – не как об иной сюжетной версии, а в вариантах «ставлю большой черный крест» (это «тыквачок» 15 марта, к примеру) .(*)
Но этот спектакль бы – даже вне антитезы - белым «Мастером». Точнее, - это вновь (как и я год назад), после первого своего просмотра сформулировали Истарни и Сули, - точнее называть спектакль – ту часть, о которой речь, ради которой стоит смотреть все остальное, - «Романом о Понтии Пилате».
И потому окраску ему придает – именно Пилат. Белый – и даже не цвет, а свет.
Это было ощущение - на уровне зрительного образа. Одно не могу сказать – насколько здесь сыграли именно визуальные эффекты, а насколько – выразившееся через них внутреннее. Но без него – не обошлось.
На сцене, как обычно, было немало дыма, и был он словно какой-то особенной консистенции. То есть сам по себе дым был все тот же, ничем не лучше предыдущих, и те, кто с ним состоит в аллергических отношениях (например, вся наша компания с первого ряда, за вычетом меня), так об него и мучался. Но на сцене… не соображу за весь спектакль, ощущение я вынесла более всего из библейских сцен… словом, будто он не проходил волной – и вновь «чисто» до следующего», а так и оставался какой-то негустой, но явной дымкой. В ней немного «утопали» фигуры действующих лиц, давая дистанцию времени… (Пожалуй, не помню дымовой завесы в первой сцены- то ли еще не образовалась, то ли, поскольку здесь есть Иешуа, это – Настоящее во всех смыслах).
Так вот, лично Пилат, лично А.С. в его роли, наперекор законам физики, в дымку не уходил и напротив, выдавался из нее, - этим ощущением белого света. Особенно четко помню в этом смысле первую сцену второго действия, их разговор с Афранием – который там, в дымке, в истории,- а Пилат явный, отчетливый, настоящий… «Он человек был в полном смысле слова» (с), без скидки на давность лет… Но еще он был – белым светом, а отсюда – во втором действии как раз оказалось очень близко до полупрозрачности света – до вечности посмертия…
(Заметим – я шла от определения Лучар и Фреда, и фраза «белое пламя» даже не пришла мне в голову до вот этой попытки записать связный текст. Но это – получается именно оно, если вспомнить то, до чего мы в свое время дотолковались – не боевая ярость, а именно свет души «напрямую», сквозь плоть).

Это еще не рассказ о спектакле, а попытка как-то объяснить эти возникшие определения… и описать то состояние, в котором я и шал по ночным Люберцам, а остальные, надо думать, уже сидели по домам, кто где.
Ощущение до краев наполненной чаши. И в ней – этот вот самый свет. «…или счастье, или бессмертие» (с), - которое расплескивается и не убывает…

«Так что же, собственно, произошло?»

Ну, например, лом на спектакль. Натуральный – Киса пообещала 6 входных, и трое наших «безбилетников», в очереди – с 5 по 7 номер, попали все и без нервов только потому, что на мое «А нас – трое…» Киса с хитрой улыбкой сказала «А я – начальник!», - и выписала… билет на троих.
Был Тупталов, снимал спектакль. Так что есть надежда на много качественных фото.
Было… 2 версии программки, у нас, на разных концах зала, они оказались несовпадающими в трех моментах… но об этом позже, под финал, в повести о заменах.

Но вот начинается спектакль, пролетает сцена на Патриарших – и, собственно, начинается


(*) Кстати, тут же, в ночи, я для себя определила, что «белый» и «черный «Гамлет»» несомненно существуют, как раз в равно-художественных значениях этого слова. Это «Олимпийка» и «Япония», хотя там не было сознательной переделки версии в смысле концепта (гастрольные сокращения – не о том). Там была – жизнь и смерть между ними. Конец лир. отступления.
Tags: 8-й ряд
Subscribe

  • О Скитаниях и не только

    Магический все-таки текст для меня - "Скитания Хурина". Да, я его перечитала - и мне было интересно, не превратился ли он для меня в тыкву, то есть в…

  • ТТП. Об отсутствии Кирдана.

    И раз уж я назначила это место складом для оседаиня текущих толкиновских озарений, простите, кто не по этой части, их все равно не обвально много...…

  • Толкин. Всякое неочевидное к 03.01.

    И к уже немного пропущенному ДР Профессора Толкина. ....вот кто что прошедшим годом писал "под глазом", а я как-то раз сама с собой порассуждала,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments