Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:
  • Music:

Pro Берена

Дописалось тут. "Отрывок, взгляд и нечто" по жанру. Ни статья, ни рассказ. Про то, за что оного Берена не любят... и за что - любят.


Pro Берена

Берена не любят за разное. Чаще всего - за Финрода. Или за феанорингов. Может быть, нередко - за Нарготронд в целом. Кажется, реже - за Дориат. А чаще, наверное, - за всё сразу.
Как-то мы шли по Бульварному кольцу, и один достойный юноша говорил: я не люблю Берена - он посягнул на то, на что не имел права... Под сим, как выяснялось дальше, имелись в виду и просьба о помощи к Финроду, и принятие обязательств перед Тинголом.
Что же, это древняя и весьма почтенная точка зрения. Король всех Синдар Белерианда, одним из первых видевший свет Амана и единственный в мире эльф-супруг-майа Элу Тингол думал аккурат так же. О том, что он думал потом, повествует другая сага...

Берена не любят за то, что он осмелился. Вылез непойми откуда и оказался на одной доске с Великими Эльфийскими Героями. Причем не то чтобы очень хотел - и не собирался! Не выбирал повзрослеть ровно к кануну Браголлах. Не выбирал ввязываться в войну, в бой - они приходили к нему сами. Так же как не выбирал выживать и бороться, выживать в одиночку и мстить...
(Наверное, он никогда бы не выбрал сам - так: остаться последним. Даже чтобы мстить. Но кто ж его спрашивал, пока он спал в барсучьей норе...)
Точнее, наверное, сказать, - с боем, с местью, - этот был тот выбор, который для него оказался единственным возможным. Берен очень часто поступал так - просто по формулировке и обычно весьма сложно по факту: "делал, что дОлжно". А дальше разбирался с "будь что будет". Пожалуй, это один из стержней, державших его личность.
Тем интереснее моменты, когда выбор будет... скажем, неочевиден.
Естественным, казалось бы, продолжением этой линии - сражаться и мстить, - будет момент, когда компонент "выживать" от нее отваливается, и остается только получше насолить врагам перед уходом. И уйти - следом за теми, кто лежит под камнями у Тарн Аэлуин, уже успевшими зарости мхом .
А Берен уходит в Дориат. Точнее, ссыпается по даром что не отвесной стенке, к паукам, ядовитым родникам и прочей гадости в гости - казалось бы, с орками можно было отмучаться гораздо быстрее и легче!
Может быть, это был случай чистого орэ, к тому есть основания. Может быть, не только. "Надо выяснить".
Юмор ситуации, как известно, как раз в том, что он выжил.

Берена не любят за то, что он выжил.
Да-да. Он, Смертный. Который вообще-то мало что умер в итоге, так еще и 2 раза умер, с ума сойти какая удача! И имел шанс сделать ЭТО еще раз так несколько.
Впрочем, формулировка не точна - за то, что выжил он, а не...
Имя очевидно.
"...Лорд мой, неужели ты и вправду встретил смерть?
Ты должен был вернуться..." - вместе с лирическим героем песни Лоры повторят, полагаю, многие.
И Финрод не просто "умер за него" в широком философском смысле, а еще и вполне конкретно, в порядке общей очереди "умер вместо него". При полной неочевидности на тот момент идеи, что этот поступок что-то переменит кроме того, что Берен чуть подольше промучается в этом малоприятном месте...
Это тоже можно объявить случаем чистого орэ. Но мне ближе - тем же самым "делать, что должен" в степени "не мог не". Здесь они похожи с Береном, очень похожи. Берен сделал бы то же, может быть... Но на стороне эльфа оказалось чисто физическое преимущество - из тех, что определяются не только физическими силами.
Берена не любят за то, что именно из-за него Финрод поступил так. Как будто Финрод не был уже не-пойми-какое-уже-столетие взрослым самостоятельным эльфом.
И это тоже хорошее и почтенное мнение. Лично Берен Прославленный, сын Барахира, о тот момент тоже был совершенно не в восторге от поступка своего друга и короля. И тем более от себя, который завел его в эту... скажем культурно, ловушку.
Не человек прикрыл эльфа, но эльф - человека. Мне кажется, я встречала недовольство ситуацией, когда отход Тургона прикрывают хадоринги, но куда как реже. Берен потом прикроет собой, и не раз - Лютиен, снова Лютиен, Тингола... Это не так бросается в глаза, особенно последнее. Как ни странно. (Но о Берене и Тинголе, опять же, повествует другая сага - и она даже написана!)
Как мы знаем, в этом бессмысленном поступке тоже скрывался некий юмор - а именно появление Лютиен. От которого несмешно было, впрочем, по меньшей мере Саурону... а также тем, кто печалится о Лютиен, подошедшей слишком поздно, чтобы спасти Финрода.

Берена не любят за то, что Лютиен... За Лютиен, словом.
За то, что она его полюбила. Но не любят - его. Это тоже юмор ситуации, хотя - да, встречаются варианты, когда могут бухтеть на неё лично (и на Финрода лично), но кажется - реже, сильно реже...
Полюбила. Его. Человека среднего роста, средних лет (вы помните, что на момент прихода в Дориат Берену где-то тридцатник? - у Толкиена вообще мало категорически юных героев)... про "средние способности" в таких случаях не говорят, если говорят, то полагают что способности - никакие. Но об это - чуть ниже.
А Лютиен... сколько у нее было, казалось бы перед глазами за все эти столетия, и даже в процессе самой истории - достойных кандидатов! Таланты, герои, красавцы-мужчины... Но это оказались НЕ ОНИ.
Это, собственно, еще одно пояснение: полюбила его, а не ИХ. Точнее, не какого-нибудь конкретного из НИХ. Не Келегорма. Не Дайрона.
...И была бы это просто "прекрасная несчастная любовь" - он её любит, а она его нет! - все было бы гораздо проще... Я думаю, так оно и было - в случае Дайрона. Он, чай, умный эльф, изобретатель алфавита. думаю, он знал, что она его не-любит. Или любит-как-друга. И знал не первое столетие. И, похоже, был к этому давно уже морально готов... Но не к тому, что она полюбит кого-то другого. В особенности - именно такого. Будь это - скажем от фонаря - Белег или Трандуил, было бы ему, возможно, в чем-то легче. Будь это Келегорм - не факт, но это вопрос скорее политический...

Кстати, о Келегорме. С Келегормами, я думаю, все по-другому.
Есть вариант простой и очевидный: не любить Берена за Сильмарил. Как он мог - он не мог не знать - да он, наверное, не знал и не соображал, на что посягает и с кем связывается...
Думаю, в общем и целом - знал. Хотя бы на уровне "Сильмарилы - три чудесных камня, их сделал Феанор и украл Моргот". Тингол, похоже, знал примерно то же (как ни пыталась Мелиан просветить его подробнее). О пресловутом "имущественном праве на" можно сделать простой вывод, если подумать - над предыдущим тезисом в кавычках и выражением "сыновья (того самого) Феанора". А если и не делать, то Финрод его озвучит - еще до Совета. Что интересно, ни он, ни Берен не сочли это непреодолимым препятствием к походу. Странные люди (и эльфы)...
Осмелюсь озвучить свою имху - с чего бы они (тезис об исходно низких моральных качествах, увы, не рассматривается). Есть "имущественное право", а есть Клятва. И если первое очевидно, то второе... нет, оно очевидно в том смысле, что оно есть, но вот какая беда... "Кто ж тебя, милый, за язык-то тянул?"(с) Говоря благороднее, принесение клятвы было делом их свободной воли. И увы, по факту этой свободной воли никто не *обязан* по умолчанию носиться с ними и их клятвой (аки с тухлым яйцом, изззвините) и все проявления скверного характера непременно ожидать, а затем прощать, потому что им страшно тяжело, они дали такую ужасную клятву... Или проникаться важностью оной клятвы, раз для них она так важна, и все живые существа классифицируются ими теперь исключительно по одному признаку: отношению к Сильмарилам (в сем определении по памяти цитирую Морваэна).
Сами дали. Никто за язык не тянул. Как и прочих участников истории: Берен методично разбирается с последствиями своих клятв и обетов (их там больше одного!), Финрод - своих, и даже Тингол... (В этой истории вообще много кто поклялся. А некоторые граждане еще и проклинают кого-то). Повода для особого снисхождения, увы, нет.

Ну и еще один неочевидный, похоже, момент.
Берен собрался добыть Камень, который по праву - феанорингов. Зачеркиваем.
Берен собрался добыть Камень и не отдать его феанорингам. Опять зачеркиваем.
Берен собрался добыть Камень у Моргота.
У того гражданина, у которого зимой снега не допросишься - вместо снега выливается пламя, выползает дракон и выбегают орки.
История - поверьте мне - на самом деле в известной мере об этом (кроме того, что о любви). Почему-то за порчу лица и фана Моргота претензии орлу и Финголфину выдвигает только "темная сторона" фэндома... Наверное, потому что лицо и фана - не заёмные. А между тем ущерб ему в данном случае от повреждения короны, строго говоря, не меньший. Не телу, да - так, щеку немного поцарапали, какая ерунда, если сравнивать с золотым клювом Торондора... Жажде обладания. Власти над миром. Репутации среди орков и сподвижников, в конце концов!...
О том, что Моргот уязвим. О том, что это еще не конец. Об Освобождении... да-да. В том числе и частицы незапятнанного Света - из плена Тьмы, пока еще не Вечной, но уж слишком надолго окопавшейся на них.

Кстати, о Вечной Тьме - мы ведь говорили о Келегормах...Как-то я (причем второй раз) пробежала глазами один текст с долгим и подробным обоснованием нелюбви к Берену. Точка зрения была примерно из того ж окна того Дома, а аргумент приводился другой: Берен ничего не сделал САМ. Сам он только влюбился, а любовь волевых усилий не требует... Зато все прочие - Лютиен, Финрод, Хуан - ему активно помогали...
При упоминании о волевых усилиях меня почему-то посещает мысль о Крутом Герое. С афиши боевика. Который расшвыряет всех своим гранатометом. Сам. Один. Будет самым лучшим и самым сильным... А значит - достойным.
Мысль о том, что для чьей-то любви надо быть непременно лучшим, достойна отдельного рассмотрения...
А пока рассмотрим другую и ровно в рамках заявленной: действительно, где уж Берену превзойти Келегорма, который...
Красавец, несомненно. Реакция быстрая - за то и именован Быстро Вскакивающим. Великий охотник - сомнению не подлежит. Единственный в Средиземье обладатель Валинорской Разумной Неуязвимой Собаки, - и он ее не на дороге нашел, - да и Ороме Хуана, надо думать, не в лотерею разыгрывал...
Перейдем к деяниям - причем именно помимо "общего" списка для Феанорингов. Утопил орков в Топях Сереха в прошлый раз, еще до Солнца. Держал крепость Аглон. Есть мнение, что прикрыл отступление Ородрета.
(Думаю, что такие мелочи, как незнание Кхуздула (который братец знает) впечатления испортить не могут...)
И правда - куда Берену тягаться с этим списком? В чем же дело? (Тингол вот думал, что в темных чарах... А что он думал о Келегорме, мы не будем цитировать, тем более, что Профессор не процитировал тоже...)

Возможно, в том, что для любви конкретной девы нужен вовсе не этот список. И не первое место среди всех.... кроме, быть может, такого неформализуемого параметра, как "соответствие друг другу".
На этом месте многие, возможно с возмущением или недоумением возразят - да чем-же они походят друг другу: прекраснейшая среди эльфов, дочь майа, принцесса - и какой-то человек?

Он самый...
Берена, похоже, не любят за то, что он просто человек. Не стану говорить "обыкновенный человек" - скажите это Саурону, который одно время мечтал о двух равноценных подарках: голове короля Фингона и голове партизана Берена (своей, должно быть, не хватало!).
Но - человек как человек, не полуэльф, магических способностей не замечено, даже в самые высокие - и то не выбрался... Сын вождя, да. Хотя, пока не грянула Браголлах - даже не так. А если и так - кто они, те вожди Людей, чем отличаются от прочих? Боюсь, ни хоромов особенных, ни золота... Разве что ответственность за твой народ да возможность быть убитым где-то рядом с твоих эльфийским лордом. Если повезет.
А в остальном... Не может - разорвать цепи, если не может физически; не умеет изменить облик, перепеть Саурона, усыпить Моргота, победить Кархарота без оружия, потом - победить Кархарота "в одного", не может самостоятельно вернуться из Мандоса...
(Здесь стоило бы заметить, что незадолго до того Кархарота повстречало целое дориатское посольство, и спасся из него один Маблунг, причем "спасся" в данном случае означает "сумел убежать"... Что-то никто его за это не порицает! О том, кто кого перепел, я тем паче не рассуждаю.)

Это с одной стороны. Проблема вот в чем. Предыдущая деятельность Берена - та, которая нам известна, т.е. после Браголлах, - как-то не демонстрируем тяжелой степени инфантилизма...
И еще один момент. За пресловутой помощью - сам и осознанно - Берен таки идет один раз, к Финроду (и испорченность моя такова, что я не вижу в этом ничего странного). Но чаще все эта помощь находит его сама, и имеет облик конкретной девы из Дориата. Первый раз - на Тол-ин-Гаурхот. Второй... тут еще интереснее. Трудно будет сказать, что Берен не учел последствий похода за помощью и не впечатлился ими. Как раз наоборот. И, исцелившись, от границы Дориата он как раз старается уйти тихо и один. Обеспечив дальнейшую судьбу всех остальных, кто сейчас с ним: Лютиен - в безопасном Дориате, Хуан - ее сторожит (и при деле, и вне опасности!) - и даже коню Куруфина он рассказывает, куда можно убраться с границы Анфауглита... И отправляется, это на всякий случай, к вопросу о гордыне и мании величия, - не добыть Камень, а честно сложиться в попытке сделать ЭТО. Но именно ЭТО-то ему и не даст Лютиен, вовремя догнав. И хотя ранее она сама ратовала за идею "бросить все и жить где-нибудь в лесу", но тут выясняется, что без Берена лично для нее эта идея недорого стоит.

Так что причина, видимо, не в несамостоятельности. А в том, что люди обычно не ходят добывать Сильмарилы. И даже эльфы не ходят. Стоят, осаждают - т.е. стояЛИ, осаждаЛИ, пока получалось, и долго получалось, кстати... А теперь перестало. Совсем, строго говоря. И то, что раньше казалось просто не слишком возможной задачей, теперь стало ВООБЩЕ невозможной. А Берен за нее берется. А они - с чего бы? - берутся ему помогать. Казалось бы, если задача невозможна в принципе, никакой разницы, возьмутся за нее один или четверо, и кто они будут.
...И тут в Белерианде начинает ПРОИСХОДИТЬ.
И не по всему Белерианду - в каком-нибудь Эстоладе или на Амон Эреб ничего выдающегося не случается. И там, где случается - тоже не навечно. Нет, строго по траектории следования квеста. Да не так, что чудо произошло, и вдохновленные этим зрители бросаются помогать Берену. А наоборот. В ситуации вроде бы совершенно не выигрышной кто-то берется ему помогать, - и чудо таки происходит.
Да, это очень важно - помощь. И не кого-нибудь, а "лучших людей Белерианда" - Лютиен, Финрода, Хуана, Торондора... Как мы видели, из помощи можно сделать повод для обвинения. Это если саму идею "помощи кого-то" считать недостойной Великого Героя - или доводить до абсурда (раз ему помогают, значит, сам он ничего не делает!). Есть еще вариант. Можно усомниться не только в получателе помощи, но и в подающем. Другое дело, что личности подобрались такие, что в целом в их моральной репутации усомниться нелегко, с двух последних спрос вообще невелик, поскольку не гуманоиды... (Участвовал ли Хуан в Резне в Альквадондэ? Скольких Телери загрыз? Тема не раскрыта!)
Словом, можно усомниться, выражаясь грубо, в адекватности того, кто помогает. Или в наличии у него свободы выбора. Так и получаются у разных людей странные коллизии вроде:
- истории о том, что Лютиен, став человеком, взяла разлюбила Берена и перестала понимать, зачем он ей нужен...
- истории о том, что Финрод пошел за Береном потому, что был связан клятвой, а не был бы связан - не пошел...
- истории об отрядниках, которые не понимают и не любят Берена, а идут только за Финродом (чаще всего эта история за что-то достается Эдрахилю)
- а также о злобном Замысле, под влиянием которого герои совершают кучу поступков, за которые никогда не взялись бы по доброй воле (и Замысел этот, видимо, из тупости и садизма отбирает для каждой задачи персонажей наиболее к ней неподходящих)...
И т.д.
Т.е. происходит честное усомнение, что эти вот замечательные эльфы взяли и сами, по доброй воле этому вот человеку захотели помочь. А не под влиянием гормонов или сурового долга.
И даже не под влиянием эстель или предвидения, посетившего в нужный момент. Или - не только из-за них. А, например, из-за самогО Берена. Например, потому что они его... любят.

(Здесь я подразумеваю любовь в том довольно широком толковании, которое, в общем-то интуитивно понятно, и которое всплывает в Этимологиях при переводе пресловутого корня MEL- - "love as friend", хотя у нас все-таки говорится обычно не "любить как друга", а "любить как брата", например.
А чего из доступного в нынешних "текстах по мотивам" я НЕ подразумеваю - догадаться, пожалуй, нетрудно.)

..И вот эту-то простую идею. похоже, многим и трудно представить. Про том, что именно при таком допущении многие вопросы "А почему Лютиен/Финрод/Хуан сделали то, а не это, и зачем они так вообще поступили?" получает довольно простой ответ, не обремененный сомнительными и многоэтажными допущениями. Это с одной стороны.
С другой - так легко задать в ответ тот вопрос, на который обычно ответ отыскивается с трудом не только в случае с Береном: а за что его любят?

Честно говоря, я полагаю, что на такой вопрос просто невозможно адекватно ответить. И полагаю также, что в пресловутом изречении "Любят не за что-то, а вопреки", вторая часть как раз спорна, а первая весьма осмысленна. "Вопреки" в моем понимании может относиться скорее не к самому объекту любви (который, таким образом, обязательно должен иметь какой-то весомый недостаток, а то не полюбят!), а к разговорам о нем в свете части первой. Когда на вопрос "А за что ты его/ее любишь?", называя конкретное качество - красоту, доброту и т.д., - всегда можно получить ответ - "Но (кто-то еще) красивее/добрее" и т.д. - и всегда же можно парировать его неотразимым аргументом - "Ну и что?"
Потому что дело намного сложнее списочного набора качеств, дело в том таинственном параметре "соответствия друг другу", он же, говоря языком более древним, "созданность друг для друга".
...И поэтому я не буду в случае с Береном отвечать на этот вопрос. Я даже не знаю, удовлетворил бы кого-нибудь ответ Лютиен или Финрода, а я-то точно не они.

Я хотела бы еще немного сказать по поводу вопроса скорее смежного и тоже важного: не о самой любви, а о том, что сделало возможным ее возникновение, и - что не сделало его невозможным.Речь не только и даже не столько о моральных качествах. Скорее о поступках, или даже - о событиях. Я уже упомянула в начале о любопытной вещи - таких ситуациях для Берена, где выбор оказался не очевидным. И упомянула как раз одну из них - уход из Дортониона.
Давайте вспомним и то, что перед ней. Потому что там - несколько настолько *выдающихся* лет жизни - нет, я не о подвигах речь веду! - что даже нелюбители Берена не всякому врагу пожелают... а Врагу - да, хотелось бы пожелать, да нет так условий, нет того самого, что приходится целиком потерять - всех близких, всё родное... Погибших. Уходящих - тоже, потому что ты остаешься здесь и не собираешься уходить. Остающихся, цепляющихся за землю - потому что дела твоего отряда должны хотя бы не навредить им... И саму эту землю, превращающуюся стремительно во что-то такое, в такой лес, через которой орки боятся ходить. Разве только толпой, быстро и по большой необходимости.
...А потом, разом - весь свой отряд. Да, включая отца и племянников, кстати говоря, но я думаю, там уже все были роднёй друг другу - по факту и по сути. Вот отец - это еще больше того родства, да. И здесь все-таки будет цитата - из подстрочника "Лэйтиан", потому что нужен именно смысл.


Там Берен положил кости своего отца
В спешке под каирном из камней;
Он не вырезал руну и ни слова не написал
Над Барахиром, но трижды он ударил
По верхнему камню и трижды громко
Выкрикнул его имя. «Твою смерть, - клялся он, -
Я отомщу. Да, хотя бы моя судьба
Приведет меня в конце концов к вратам Ангбанда».
И затем он повернулся, и не плакал:
Слишком темно было его сердце, слишком глубока рана.
В ночь, холодный как камень,
Без любви, без друзей он шел один.

(LL-R, 413-424)

...кстати, вы понимаете? - всё начинается ЗДЕСЬ. Это потом Лютиен разглядит чужака, это потом у Тингола из синонимичной последовательности "Нолдор-Моргот-Люди=всякие неприятности" сложится идея добычи Сильмарила, пока они об этом и не помышляют... А мироздание уже услышало голос человека, который действительно, если так нужно и так сложится, дойдет хоть до Ангбанда. Кажется, можно не удивляться, что именно туда он в итоге и дошел...
Но речь сейчас не совсем об этом. "Холодный как камень", "без любви, без друзей", "слишком глубока рана" - и кто бы удивился? Все, что свалилось на него, могло бы в итоге сломить - как Горлима. Могло - заставить *искать смерти*, чтобы догнать ушедших. Могло бы - оставить одну жажду мести, и все силы, весь разум будут направлены на то, чтобы она осуществлялась подольше и наиболее развернуто. Первое, быть может, и было - внутри. Ожидание смерти, месть - было, и неудивительно.
...Странно, что он смог потом стать *другим*. Значит, в душе все-таки сумело уцелеть что-то еще, что-то - живое... Цитата выше - из более позднего, переписанного текста Лэйтиан, ранняя говорит короче и чуть иначе:

...И проклял имя Моргота трижды,
Но не плакал, потому что его сердце было льдом.

(LL 289-290)

Да, это все-таки не камень, а лёд. Потому что он в конце концов растаял, и Берен не остался "без любви". Да и без друзей, кстати, тоже.
Но - как? Что, как оставалось - живым - в нем? ...Или вокруг. Например, эта земля. Которая еще не до конца превратилась в Лес Ужасной Ночной Тени. Поэма говорит нам, что после гибели отряда его союзниками были всяческие "шерстистые и пернатые", но дело даже не в этом. Именно земля. Безнадежно любимая. Ради которой, между прочим, и делается все это...
В Лэйтиан замечательные описания природы, - живые, яркие, одухотворенные. Вот тот самый Дортонион, из которого как раз уходит Берен:

Зимней ночью бездомный Север
Он оставил позади и, прокравшись через
Осаду своего бдительного врага,
Он прошел – тень на снегу,
Порыв ветра, - и он ушел,
(оставив) разрушенный Дортонион,
Тарн Аэлуин и его серые воды,
Чтобы никогда более не взглянуть на них.
Не будет больше петь скрытая тетива,
Не летят больше его обтесанные стрелы,
Не преклонит больше он, преследуемый, голову
На вересковой пустоши под (открытым) небом.
Северные звезды, чье серебряное пламя
Люди древле называли пылающим Вереском,
Взошли за его спиной и сияли
Над покинутой землей: он ушел.

(LL-R, 555-570)

...эта столь явная тоска в них. Кто же тоскует? Автор? Сама земля Дортониона? Или - сам Берен? Он,конечно, не может, не будет думать именно так, уходя, загнанный орками, - но потом вспомнит и уже не забудет. Потому что это все, чо осталось у него, пока он не нашел Лютиен. Эта земля. Навсегда покинутая и бесконечно любимая.
...Когда Берен, как я уже говорила, честно пытается отправиться в Ангбанд один и стоит на краю Анфауглита, прозаическое повествование Сильмариллиона второй раз разрывается поэтическими строками из Лэйтиан. И первый - по авторской воле: фрагмент о поединке вставил Кристофер, взяв в пример эту сцену, где Профессор сам вписал строки песни Берена из поэмы.
Кстати говоря - примерно половину этой песни, в оригинале она длиннее, и о Лютиен - действительно только в конце, а все остальное - это подробное прощание с теми самыми землями, с перечислением и описанием - леса, озер... Он ведь стоит на краю того самого Дортониона. И перечисляет - все, от чего уходит:

Прощайте теперь листья и деревья,
И ваша песня в утреннем ветерке!
Прощайте теперь, лист, цветок и трава,
Что видят, как сменяются времена года;
И вы, воды, журчащие по камням,
И озера, что лежат в одиноком молчании!
Прощайте теперь, гора, долина и равнина!
Прощайте теперь, ветер, мороз и дождь,
Туман и облако, и воздух небес,
И вы, звезды и луна, столь ослепительно прекрасные,
Что так и будете смотреть с небес
На широкую землю, хотя Берен умрет –
(или) хотя Берен не умрет, но так глубоко,
В глубинах, откуда, от тех, кто рыдает,
Не (долетит даже) ужасное эхо, будет лежать, задыхаясь
В вечной темноте и дыму...»

(LL, 3306-3321)

(...А далее - уже то, что в Сильмариллионе).Это озеро Аэлуин (что когда-то благословила Мелиан - и почему бы?) "лежит в одиноком молчании", это горы и пустоши вокруг него и звезды над ними, это леса и ручьи ниже, там, где, пока был мир, жили эльфы и люди...
Это то, что оставалось у него, когда ушли все. То, что стало его жизнью - и, наверное, спасло его душу, что позволило *остаться человеком*, а не просто оружием мести. И - вспомнить об этом, когда появилось время и возможность думать о чем-то кроме стратегии и тактики, которые уже на подкорке. В безопасных землях Огражденного королевства, в которые он попал, вряд ли твердо зная, куда и как.
...Третья песня Лэйтиан - очень личная. Это Дориат, но в нем, вроде бы, ничего еще не происходит: Лютиен УЖЕ убежала от Берена, пришедшего за завесу в начале лета, - и они ЕЩЕ не встретились следующей весной... Почти год. Тех, кто размышляет о непродуманности "любви с первого взгляда" - прошу обратить внимание! И стихи поэмы неспешно описывают смену времен года (и изредка видимую вдали Лютиен) - не просто потому, что время идет, листья опадают и вырастают вновь, а потому, пожалуй, что всё это проживает Берен. И через происходящее - просто через природу, только минимально (насколько возможно в этих землях) искаженную, возвращается к жизни. Наверное, потому он и не встречается с Лютиен раньше - не смог бы, не выдержал... да просто - не сумел бы заговорить. Физически. Еще не вспомнив, как это бывает - говорить с живым существом. Возможно, Лютиен знает об этом. А возможно, это еще одна "случайная встреча, как говорят в Средиземье". Так или иначе - смысл один.
Но ведь и для лесного эльфа, жительницы Дориата - для Лютиен лес, вечная смена времен года - очень важная часть жизни.
И так эта природа - то единственное, что оставалось у Берена, и то, неотъемлемое, что было у Лютиен, позволила не только ему - выжить, но и им двоим - встретиться, разглядеть друг друга.
...Полюбить друг друга - не ЗА любовь к природе, не только за нее - скорее, думаю, это была та общая точка, которой можно было начать. У Берена, как я сказала, и выбора не было, но для Лютиен она тоже подошла - как раз для того, чтобы полюбить Берена. Суммируя, наверное, скажу так: просто за то, что он есть - такой, какой он есть.

Но это в случае Лютиен. А в случае фэндома, как мы знаем, Берена скорее часто не любят - и, пожалуй, за то же самое.
И совершенно зря.
Говорю это не с позиций правоты или этичности данной точки зрения. Говорю в самом прямом смысле: "зря".
Потому что тогда пропадает смысл самой истории, и вместо истории Берена и Лютиен, которым удавалось "склонить" и "привлечь" не только Финрода, Хуана или Торондора, но даже Намо Мандоса, будет одна из других возможных историй. К сожалению, обязательно грустная, про кого-нибудь несчастного. Например:
- про Лютиен, у которой оказался *такой* жених
- про Тингола, Даэрона и прочий Дориат, оставшихся без Лютиен
- про Финрода, который, увы, погиб
- про Нарготронд, оставшийся без Финрода
- про феанорингов, оставшихся без Сильмарила, дружины и даже Хуана
...ну и даже про несчастного Моргота, оставшегося без Сильмарила же. А также без Кархарота, Тол-ин-Гаурхота и прочей мелочи.

В общем, что угодно получается, только не история, "в которой сквозь рыдания проступает радость, а под тенью смерти таится бессмертный свет".
А ведь именно это в ней, судя по всему, и читали обитатели Средиземья.

2009-2011 гг.
Tags: leithian
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal