?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Новгород. Странное.

В голове, похоже, провзаимодействовали концепт Реки Времени о многих руслах (как концепт), драбель-фест (как идея писать коротко - и альтернативно) и поездка в Новгород. В качестве Новгорода.
Ну и получилось:

Вольный Новгород. Из другого русла.

Хорошо посидели. Пили за князя, за дружину, за варяжскую автономию… Вышли рано, до рассвета, под серым небом. На площади темнел шпиль кирхи и поблескивали купола Георгиевского собора. На стенах, - приземистых, надежных, только за ними и бывает так спокойно, только здесь и в Ладоге-Альдейгье, где такие же! – на стенах, как всегда, светили фонари и ходили часовые. Показали пропуска, вышли за стены, дошли уж почти до насыпи. Пришлось подождать – по ней от реки пронесся, светлый и пустой, утренний поезд. Потом перешли пути, дошли почти до устья Волховца и спустились к берегу.
Здесь было куда прохладнее, - за стенами не чувствовался ни холод от воды, ни ветер с Ильменя. У запасливой Хельги оказался с собой термос с чаем. Пили по очереди, как круговую чашу, - и как-то неторопливо говорили, кто теперь куда. С ребятами все понятно, все училища здесь, и рыбацкое, и военное, и флотское тоже, - так что кое-кто через год надеялся уже уходить в первое долгое плавание, пусть и учебное. Хельга давно и прочно решила – за Ильмень, в Соляную Руссу, и никто ее не переубедит, что и в Городе на врача выучиться можно. А еще она шутит, что до соленой воды доберется быстрее будущих моряков…
Смотрела на воду, думала: а где через год буду я? Что же, если сбудется решенное, то вот оно, твое будущее, вниз по Волхову, светит огнями на обоих берегах. И будут тогда светлые корпуса университета, что разрослись из древней монастырской школы, яблоневые сады Торговой стороны, памятник посаднику Петроку посреди сквера в сирени – витиеватая надпись на невысоком пьедестале, можно водить по ней пальцем и в сумраке угадывать буквы: «Отсель грозить мы будем шведу!»
В Городе чувствуешь себя совсем иначе, чем здесь, скорее, как ни странно, похоже на то, как бывает посреди Ильменя – особенно ясно ощущаешь огромность мира. Не только мира вообще, но наших земель – хорошо идти по пустынным ночным улицам и знать, что отсюда еще страшно далеко на север и восток - наши земли, где-нибудь там, в самой середине Выгской пятины, где еще и до Студеного моря далеко, и ганзейским кораблем не доплывешь, переходи на речной и поднимайся по тамошним медленным широким рекам…
И хоть стоит университет у стен Антония-Римлянина, но утром на службу – не туда, там служба монастырская, долгая, и не в Софию через полгорода спросонья. Нет, найти поближе какую-нибудь из уличанских церквей Торговой стороны, небольших, с толстым стенами, массивным куполом - и неожидаемо высоким взлетом сводов внутри. Тех, где так со времен постройки и повелось – только свои, своя улица, а на хорах – только тот род, что строил, как ни обедней они к нынешним временам. И там же, на хорах, у них – у кого семейный архив, у кого коллекция серебра (как прежде – казна), а у кого, говорят, и вправду старый велосипед хранится… И если случится так, что будет знакомец из них, возьмет с собой – подниматься по скрипучей деревянной лестнице, по узкому лазу-проходу, радостно пугаясь высоты, неизбежно касаясь рукой стены – и гадать, какие и корявых надписей под рукой нацарапали в 15 веке, а какие – совсем недавно, может, твой спутник в детстве и накарябал!
Но это утром. А ночью – если не спать, конечно - вот так же, ночью, под утро… Куда можно будет выбраться такой же светлой ночью? Вечевой мост разводят, на Торг тоже ночью так просто не пролезешь, значит – пустынными улицами – на Славну, у самого вала – на берег, к устью Тарасовца, и оттуда смотреть уже в эту сторону – на огни Рёрикборга, на купола Юрьева, угадывать за ними Ильмень – и ждать рассвета…

31.05.2011

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
lubelia
May. 31st, 2011 11:08 am (UTC)
Отлично.
gondolinde
May. 31st, 2011 11:16 am (UTC)
Новгород в качестве Новгорода - это более чем правильно!

Спасибо огромное.
kemenkiri
May. 31st, 2011 01:33 pm (UTC)
Это хорошо, что я и вас порадовала! Не думала заранее, а ведь и правда, была речь про Новгород;-)
indraja_rrt
May. 31st, 2011 01:11 pm (UTC)
Замечательный Город. Такое ощущение, что у него было меньше несчастий в истории, чем в нашем мире?
kemenkiri
May. 31st, 2011 01:32 pm (UTC)
Похоже, что да, - и у города, и у мира... Но я сама знаю только то, что записалось, а остальное из него же и угадываю: вот, раз посроили железную дорогу, значит, не было Первой Мировой (потому что так там только опоры моста поставить успели)...
hild_0
May. 31st, 2011 03:02 pm (UTC)
Какая история... То ли стихи в прозе, то ли сказка.
istarni
May. 31st, 2011 03:30 pm (UTC)
растеклась мыслию по древу:)
Кири, ох, спасибо!
Какой прекрасный, пронзительно-щемящий город - и мир!
и - да, это _то русло реки, хорошее русло, и мир был менее жесток к городу и миру...
Похода на Новгород - не было! Раз сохранились церкви, где на хорах стоят потомки тех родов, кто строили (и как же это прекрасно - семейный архив и старый велосипед там же).
Первой мировой - не было. Петровских реформ не было - то есть были реформы, но _нормальнее и не из-под палки (уж не посадник ли Петрок?:)), отсюда и военное и флотское училище, и Соляная Русса, и Новгород, кажется, на месте Петербурга - северный светлый город на большой воде, только - свой, древний...

И северные войны были, да прошли, с тех пор успели наладить добрые отношения с соседями, иначе откуда бы кирха на площади и название Альдейгье, - для и от иноземцев, для которых эта земля стала своей.

Революции - не было, раз и церкви, и долгие службы, и старинные рода.
Есть - Ганза, и Новгород - полноправный ганзейский город, _морской город, все эти мореходные училища - ничего, что не на берегу моря, чем Ильмень-то хуже?
Есть - варяжская автономия, хоть и по-другому наверно называется, но есть, и Новгород - свободный, вольный город, Господин Великий Новгород, и в честь этого, для защиты этого - часовые на стене.
Есть громадные наши земли на северо-востоке, и есть - непрерывное, великое течение истории, преемственность городов, улиц, голосов на хорах древней церкви...
Ох, Кири, как же я хочу туда!
odna_zmeia
May. 31st, 2011 03:40 pm (UTC)
Re: растеклась мыслию по древу:)
Ты тоже, ты тоже, да? Я знала, чуяла, что ты тоже увидишь это вот так...
Точка расхода, точка невозврата, где она? Не было не только похода на Новгород, не было, похоже, и Москвы как центра собирания земель, не было соперничества Москвы и Твери, похоже, Новгород и стал этим центром, и поэтому все иначе, может быть, точка расхода еще раньше, где-то на варягах князя Ярослава, и нет государственной границы за городом Выборгом, а где она? Между Швецией и Норвегией, так? А на севере - варяжская автономия...
Ганзейский город, да.
Я хочу туда. Я полдня сегодня хочу туда...
istarni
May. 31st, 2011 04:22 pm (UTC)
Re: растеклась мыслию по древу:)
Наверно, точка невозврата - совсем далеко, совсем рано, даже и на варягах, но это вектор движения, но и после нее, из-за нее раз за разом - из всех вариантов развития событий получался не тот, который получился, а который светлее...То есть - и Москва, и Тверь были, но не было этого соперничества, и монголо-тараты наверняка были, но под ними удельные князья не превратились в то, что превратились, и Новгород собрал земли, и посаднику Петроку не пришлось никуда переносить столицу - потому что у него _была_ столица...

Знаешь, может быть там - и между Швецией и Норвегией нет государственной границы, по ощущениям в этом отражении - то состояние покоя, некая общность, бледную тень которой пытается сейчас построить Евросоюз и никак не может построить -
То есть - варяжская автономия, самоуправление, свой язык и свои земли у множества разных народов, но - ганзейские корабли и открытые моря без войны...

Знаешь, я сейчас скажу ересь.
Когда Иоанн писал о том, что увидел - о небесном Иерусалиме, о преображенном граде, он ведь писал о родном городе, который он знал и любил, ему, наверно, и невозможно было увидеть и написать еще и о Риме или Новгороде, потому что Рима он не знал, а Новгорода еще не было. Так вот, мне кажется, что *там и тогда* преобразится и останутся не только Иерусалим, но и все прекраснейшие города и уголки Земли...
То есть, я сугубо не уверена, что, скажем, лично я увижу все это, но мне хочется верить, что может быть именно так...
odna_zmeia
Jun. 1st, 2011 09:18 pm (UTC)
Re: растеклась мыслию по древу:)
Да, да, я тоже думала когда-то о том, что вся красота, все дела человеческих рук не исчезнут, а как-то преобразятся и усвоятся , и, если город жил долго, и в нем одно сменяло другое, оно будет как-то одновременно, я не знаю, как, мы не можем этого знать, но оно не исчезнет, одно не сотрет другое.
И преображенные города будут тоже, и станет ясно, какими они, может быть, должны/могли бы стать...
Я тоже совсем не уверена, что это увижу, но это тоже то, что "дает основание существовать".
istarni
Jun. 1st, 2011 10:09 pm (UTC)
Re: растеклась мыслию по древу:)
Мне мучительно хочется к вам, вот! Говорить об этом - и не только об этом...
odna_zmeia
Jun. 2nd, 2011 09:41 pm (UTC)
Re: растеклась мыслию по древу:)
Надеюсь, что теперь уже скоро...
istarni
Jun. 2nd, 2011 09:49 pm (UTC)
Re: растеклась мыслию по древу:)
надеюсь, что скоро...глупо, да?
И глупо, да? - я надеялась с ними познакомиться на нуменорке, с Терн и с Талиорне, кого я вживую ни разу не видела, а статей в интернетах читала много...
даже не знаю, что сказать.
kemenkiri
May. 31st, 2011 08:00 pm (UTC)
Re: растеклась мыслию по древу:)
Знаешь, сегодня днем мне пришла мысль, что точка расхода могла быть очень простая: Ярослав, причесав дела после смерти отца, НЕ УШЕЛ в Киев, а стал править из Новгорода.
odna_zmeia
Jun. 1st, 2011 09:07 pm (UTC)
Re: растеклась мыслию по древу:)
Да. Да, именно так, я тоже все крутилась вокруг Ярослава, пыталась понять, что там может быть...
odna_zmeia
May. 31st, 2011 03:32 pm (UTC)
Здесь должна быть длинная телега об Арде Неискаженной.:)
Перечитывала в метро с телефона, опять разревелась на одном и том же месте - на университете, возникшем из монастырской школы. Почему там? Не знаю даже, может быть, это самое "правильное" место в тексте, знак той самой нормы, неискаженности мира.
Я хочу туда, под светлое северное небо, к прозрачному воздуху, холодному лету, цветущим яблоням Ильиной улицы, сирени в скверах, покою... Самое сильное, самое верное, что есть здесь - это вот этот покой мира, не знавшего первой, а может и второй мировой войны, мира, в котором есть поезда по непостроенному мосту через Волхов, ганзейские корабли, посадник Петрок, не ставший императором Петром, огромная страна от дальнего севера до дальнего востока, и вся она перед тобой, уцелевшие боярские роды города Новгорода, разные народы одной страны и одной веры, корабли и моря, варяжский князь и его дружина... Приглашает ли все еще Новгород князя или это давно один род, живущий в Рекикборге, не превратившемся в Рюриково городише? Этот выпускной вечер в варяжской школе, огромный и прекрасный мир перед ними и вокруг них, с единым, неразрывным прошлым и настоящим...
Мы говорили недавно с Фредом, что есть вещи и явления, которым нельзя давать бытие, даже вторичное, их нельзя даже называть вслух, даже если ты хочешь их отвергнуть, чтобы не призвать ненароком.
Этой истории надо, необходимо было дать бытие, написать и вывесить, потому что от этого света мир вокруг становится светлее. Спасибо тебе за возможность его увидеть.
istarni
May. 31st, 2011 03:43 pm (UTC)
Да, да, да!
Знаешь, я за это зацепилась, но не написала - да, университет из монастырской школы, неразрывное прошлое и настоящее, Арда Неискаженная...
пустите нас в тот рукав, ну пожалуйста, пустите.
а второй мировой не было. Потому что она выросла из первой напрямую, а той - не было!
*йа тоже уже слегка реву, а вот*

в общем, спасибо Мыши за текст и тебе за этот комментарий.
kemenkiri
May. 31st, 2011 08:05 pm (UTC)
А текст, понимаешь ли, был из серии "пришло в голову", в смысле "САМО пришло". Когда ночью вылезли несколько первых фраз, и я поняла, что надо только им не мешать и раскручивать, ЧТО вылезет дальше...
istarni
May. 31st, 2011 08:10 pm (UTC)
...И как же хорошо, что оно пришло!
я серьезно, Кири. Спасиб.
fredmaj
Jun. 1st, 2011 12:24 am (UTC)
Спасибо
livejournal
Jan. 12th, 2013 10:39 pm (UTC)
Просто перепост
Пользователь deva_poley сослался на вашу запись в записи «Просто перепост» в контексте: [...] автора. Есть смысл кое-что знать о городе, его настоящем и прошлом. Взято Новгород. Странное. [...]
livejournal
Jan. 8th, 2015 07:18 pm (UTC)
Мышь. Разное. Продолжение подборки.
Пользователь odna_zmeia сослался на вашу запись в своей записи «Мышь. Разное. Продолжение подборки.» в контексте: [...] рукава, там еще диалог в комментах, сама запись здесь: http://kemenkiri.livejournal.com/449427.html [...]
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow