Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

Про спектакли . "Мастер" 19 июня 2011 г.

ВЫвешиваю хвосты сезона, пока они относительно актуальны.
Писалось недели две назад, уже после эпических театральных новостей разного рода, а вот спектакль был - еще ДО.
В примечаниях - несколько сравнительных моментов про 20е, "Мастер" совсем финальный.


Ну вот, опять у нас дни по геологическим эпохам… Сажусь писать про 19е, а настроение -
«Я спросил у ясеня:
Нафига нам Леушин?
- Ты б у Станиславского
Заодно спросил!..»

Но попробую сосредоточиться на том, что было ДО.


«Мастер и Маргарита», 19 июня 2011 г.

По ощущению было – очень «сочный» спектакль. В осмысленной его части, вестимо. Или, может быть, я по ним просто соскучилась, битый месяц «Мастера» не видела? Ага, целый один пропустила, безобразие какое!..
Поэтому для начала, хоть и коротко, пробегусь помимо библейской линии.

…Берлиоз спорил словно бы не с Иваном, а продолжал спор с каким-то давним идеологическим противником. Ну что Ивану, человеку простому, все эти Тациты? А тут нарисовался даже быстренько – чуть ли не товарищ по временам учебы, который взял да и пошел потом вовсе по духовной части… Может быть, встретились они недавно на каком-нибудь диспуте «Есть ли Бог?» в качестве противоположных сторон – и старые споры всплыли с новой силой… А может, даже и не лично встретились, статья попалась в процессе написания какого-нибудь обзора «Буржуазные измышления…» - протоиерей такой-то, писано уже где-нибудь в Германии или Франции… (*1)

Если что, это все про Берлиоза, а не против Ивана. Иван, как теперь обычно, был осмысленен, самое интересное в первой сцене, что уже подметили товарищи, - как он (да и Берллиоз!) в самом деле поверили в реальность рассказанного. Они еще в тот момент, когда свет на сцене угасает свет перед первой библейской сценой, застывают в предвкушении – или даже уже начиная видеть. А после Иван с искренним непониманием воззряется на Леву-Воланда: «Вы – на балконе у Понтия Пилата?!» Тут Понтий Пилат и его балкон – явления совершенно реальные, а вот что этот дерьмодемон сидел именно там, а не был спущен прокуратором с балкона за шкирку – событие почти невероятное.
(Было очень любопытно наблюдать, как он взаимодействует с рассказом Мастера, и тем интереснее было, а будет ли какой-то финал Ивана? – мне его всегда не хватает. Пожалуй, что и был, что-то наловилось. Это точно – не историк. Но писать определенно будет, не «стишки», как и обещал – прозу. Возможно, в стол, просто – чтобы было. Возможно, из профессиональной литературы он при этом уйдет, парень-то он простой, нафига она ему, строго говоря? Но напишет обязательно).

*

В клинике наличествовало буйство духов, беготня сопровождалась чьей-то потерей целой пачки конспектов с формулами (!), которые Стравинский немедленно пригреб, с их помощью приставал к Прасковье Федоровне (в лице Галки, хотя программка упорно бредит насчет Тамары, притом, что все остальное (!!) в этой программке было на месте). Потом таки отдел их (после просмотра) Лакомкину, хотя из этого так и осталось непонятно, он ли их потерял.
Отдельно отжигал Матошин, пытавшийся в задумчивости съесть медицинскую маску, впрочем, Стравинский и ему «помог»:
- Так, запиши – «дура»… Как и ты!

*

Неожиданно обрадовалась даже Мишке-Азазелло в длинном разговоре с Маргаритой. (Ну, собственно, Маргарите там можно было обрадоваться только в таких экстремальных обстоятельствах, как «грузчик» Ершов в виде Азазеллы). Было очень ясно видно, как демон, общаясь с дамой, утверждается во мнении, какая же она ДУРА! Чуть не ушел с середины разговора, и фиг с ним, с балом, видимо! Но все-таки потом посочувствовал ей.
Даже, как показалось, отловила один серьезный момент: «Пропал Ершалаим, великий город… Так пропадите же и вы пропадом…» (и далее) Показалось, что Ершалаим был здесь не просто цитатой-из-Мастера, а констатацией факта: пропал он, тот былой город, и правда пропал (и в 30е годы, кажется, еще не то чтобы особо думал возрождаться?) – и (далее немного докручено Фредом в разговоре после) – и если эта история не сложится (далее – с Мастером-и-Пилатом, и о них – далее) – пропадет вовсе, и все прочее тоже, ну, и Маргарита за компанию.

**

А теперь я все-таки перейду к основной истории.

Первая сцена. Пилат выходит перекошенный – в том числе чисто физически: наклон головы, одно плечо выше другого. Я не знаю, это все только гемикрания, или там ещеи какая-то «радость» добавилась (как мне в один из предыдущих разов показалось, что болит не голова, а кости, зато – все!).
И потом, когда боль уходит, он оказывается, очень разным, если не глупо будет звучать – многогранным. Но только после.
…на снятии боли – он слепо идет на зов – на слова Иешуа, он их не понимает, почти не слышит, точно не смысл, нужно только, чтобы они звучали, не прекращались, чтобы было понятно, куда двигаться из боли(*2) . Именно поэтому в тот момент – «великий врач», он успевает в тот момент воспринять Иешуа именно так, как того, кто его исцелил.
Это потом будет – разговор философов (как его ведет и воспринимает Пилат), когда можно поговорить о высоких материях, эта восхитительная свобода, можно не думать, что у тебя тут, вообще-то, судебное разбирательство, а не диспут в тенистом портике… Но он «не помнит», не потому, что прячется от очевидного. Просто он – до «дела об оскорблении величия» - совершенно уверен, что его силы и власти совершенно точно хватит, чтобы решить дело так, как дОлжно. Эта была еще одна грань Пилата – государственный муж, сила и власть, совершенно уверенная в своей достаточной силе власть… И тем удивительнее, что когда силы оказывается недостаточно, здесь – один шаг до полного слома. Который, наверное, уже происходит – в конце этого разговора, на последних распоряжениях-выкриках… Хотя внешне это вроде бы не проявится – сразу и после. Да и сила и власть еще появятся позже, во втором действии – неистребимая привычка, или все-таки что-то осталось, что может стать основанием?
….на самом деле, именно по второму действию в т.ч. было странное ощущение: что этот один разговор с Иешуа ему очень много дал. Не только как неиспользованный шанс, совершенная ошибка, но и как то, что было. Хотя за это бывшее пришлось заплатить так безумно – отправив Говорившего с тобой на казнь. Причем связка выходит сложная, не вариант «вернулся к привычному поведению», «разочаровался» или что-то вроде этого. Т.е. хотя юридиески это именно решение прокуратора, для него точнее всего говорить именно о цене, которую он платит.
(А еще в сцене снова приросли фразы! Я текст помню неидеально, когда кто что пропустит, могу и не заметить, но вот добавки почему-то сразу отсекаются! Я развернулась и в другом конце рядом выше были замечательно видны Змея и Кот, с восторгом на лицах вытянувшиеся вперед. Потом, на всех других попытках поглядеть туда, мешал кто-то из середины ряда, тоже подающийся вперед, но тут – видно нужно было из увидеть).

* Разговор с Каифой. Не видала еще такого. Совершенно другая линия поведения. Народ вот говорит, что Пилат с самого начала знает о своем поражении, я этого именно сначала не уловила. Казалось, он справился со срывом конца предыдущего разговора. Но это была уже не та же спокойная сила и власть. Он откровенно угрожал Каифе, давил на него. Может быть, это еще и кажущийся ему единственным возможным и результативным способ разговора с этим бревном?
А когда сила угроз оказывается тоже бесполезна, он так же – внезапно и страшно – ломается.
И какое-то время речь идет не о нынешнем случае, который уже не изменишь, а о том, как потом отвести душу, хоть как-то выместив свою злость на Каифу, Ершалаим, на себя, наверное, на Солнечную систему в целом… Впрочем, насколько прокуратор собирается все это реально осуществлять (легион Ударенный-молнией под стенами ит.д.?) Может, и собирается, кесарь-то ему на что? – а вот сам при этом присутствовать, в смысле – сам при этом еще пребывать в живых – не факт. В какой-то момент становится понятно, что жит дальше прокуратор как-то особо не собирается («…и эта казнь сейчас совершится»), и про письмо кесарю должен услышать, понять и сделать верный Афраний, наверняка присутствующий где-то в границах слышимости…
Но, выходя на приговор, он все-таки попытался еще сказать другое имя. Может быть, встретившись – в своих же словах – и словно согревшись об имя Иешуа? «Презренная жизнь», как она мне услышалась, была вовсе не презренной, что логично, если предполагать, ЧЬЯ имеется в виду. Но – не сумелось, не сказалось.
…Он застывает, полусогнувшись, с раскрытым, перекошенным ртом, это уже не крик, не стон, не последний слог имени… это такой ЗВУК (вслух он или нет). А еще я вижу – вместо красной полосы этой «тоги» - кровь, идущую горлом.
Наверное, это не то, что было. Это то, как оно ощущается. Самим Пилатом – а возможно, и кем-то впечатлительным в толпе – то-то, наверное, он офигеет, то-то, наверное, с трудом поверит, что это было – наваждение, а не на самом деле!
В том, что Пилата после этого уводит Афраний, я уверилась давно. Потому что тот, кто объявил приговор так, едва ли твердо стоит на ногах – и твердо представляет, где находится (включая дихотомию тот/этот свет). А тут уж вообще бы по уму надо – уносить… Но нет, наверное – увел. Только где-то там, «за сценой», долго отливал водичкой – эта сцена представилась мне очень ясно.

(Интермедия. Бедный, бедный, Степа Лиходеев! Вот уж кого мне от всей души жалко. Больше я ничем не могу ему помочь, потому что все начало его сцены (которое в одного, потом как-то включаешься) пропадает в Туне и прочих достойных местах. И, похоже, правы товарищи, полагающие, что Санников, бедолага, не может не видеть и не понимать, на какого дикобраза в этот момент похож зал. Не зря в начальном стоне Степы так ясно слышится что-то вроде «Уй, ёёё….» Говорят, 8го было еще более внятно и непечатно)

Второе действие. История наконец развивается дальше.
Пилат пытается говорить вроде-бы-нормально. Удивительное дело, что у него – после того, что было в прошлой его сцене, - что –то получается. Ну, например, вести для начала разговор «не о том». Пытаться отвлечься. Не уверена, что при таком Афрании это сработает…
Впрочем, все равно вообще не работает. Раздражение- от того, что ты знаешь, что говоришь не о том? Оттого, что все пошло не так и теперь так и будет идти? – все равно вырывается, он переносит его на город Ершалаим, «этого мессию» (не отдавая себе отчета, видимо, в смысле этого термина, а то бы, пожалуй, сопоставил!), на дворец Ирода… В полемическом задоре не по делу совершенно явно натыкается на какую-то архитектурную деталь – и конкретно на нее показывает в роли «столь странной архитектуры».
И наконец решается перейти к тому, что имеет смысл.
Афраний прекрасно понимает, что нужно прокуратору. Он его прикроет, он не покажет, что видит как тому странно и криво… Поэтому нужную информацию подает, но осторожно6 «ОН [хорошо выделено голосом] отказался». Что-то вроде – вы ж меня поняла, а я не сказал вслух, что вам дико интересно, что сказал и сделал Иешуа. Нет, не понял, не та адекватность. Тогда Афраний честно сделает вид, что толстого намека не было, это, конечно, он, Афраний оплошал: «Простите, игемон, я не сказал?» Перед «трусостью» у него была явно ощутимая пауза. Как будто Афраний примеривал это слово к тому смыслу, с которым оно говорится –и в итоге понял, что не согласен. Не с «самым страшным» ВООБЩЕ пороком – Афраний не интересуется такой абстракцией – а тем, как это читает прокуратор. Афраний не согласен, что Пилатов поступок – трусость.
А Пилат, похоже, вполне согласен, мало того – знает, ЧТО будет произнесено, еще до того, как слово сказано(*3). Он сам себе приговор уже вынес. И хорошего в этом только то, что к сказанному он – готов, он не настигает его мгновенно (а бывает ведь и так). Поэтому мысль, видимо, уже работает дальше, - он еще только спрашивает об Иуде – «Говорят, он деньги получил?» - а рука уже сжимается в «жесте кинжала»…

Здесь уже скажу немного про Мастера. В его появлении и произнесении части реплик Пилата (которые сам Пилат, при этом, не говоря, проживает,) нарисовался некий отдельный смысл.
Мастер (Бакалов, что и обеспечивало осмысленность этой связки) вполне воспроизводит прокуратора «по смыслу», но у него иная, не столь богатая интонация. Невоспроизводимо, но и не нужно, пожалуй. Получалось, как будто Мастер сейчас – «официальное лицо» прокуратора. То есть – то, что он говорит вслух (а Пилат – это то, что внутри), ну или… пытается, хочет сказать так (а Пилат – это как на самом деле выходит).
Словом получалось, что Мастер – это, безусловно, другой человек, но вполне соразмерный Пилату человек, который понимает его, хотя и не становится – им.

*

…Левий был невменяем. Похоже, он успел по дороге удариться головой об кого-нибудь из «солдат-кентуриев»(*4), и действительность у него откровенно плыла.
А прокуратор пытался разобраться с его судьбой (хоть для него что-то сделать?) – и, наверное, как с Каифой, когда нет полной уверенности, что собственной силы, той, спокойной и правильной, хватит, прибегал к силе более жесткой. Он явно давил на Левия, излагая, что тот будет делать в библиотеке, и это давление, в числе прочего, наверное, Левия и отталкивало. Ему не предлагали, а приказывали.
Впрочем, это была часть проявленного, они все равно – неожиданно, тем больше поражая! – были здесь: сила и твердость, право говорить, право судить себя («ОН… никого не винит» - и не нужно, прокуратор справится сам!), а впрочем, и Левия («Ты – жесток»). Так же безжалостно, как и себя. Наверное, именно на этом основании – что он хорошо знает, что себе никакой поблажки по сравнению с другим не дает.
Свиток, как он просил свиток… Не видела еще такого… Вот здесь не было ни силы, ни обвинения… Ему просто нужно увидеть, и рука поднимается, вытягивается в совершенно откровенном жесте нищего, молящего о милостыне… Он сейчас не думает о том, насколько, наверное, это может дико смотреться со стороны – у него! – необходимость, жажда, закрывает собой все. Впрочем, Левий – именно из-за несоответствия ситуации и не увидит, не поймет. Он был где-то внутри своей картины мира, и реальности – не заметил. Отказ – и рука мгновенно безвольно падает.

Ножом Левия Пилат как-то нехорошо заинтересовался. Это первый случай в биографии Пилата (а не ванинского Афрания). Впрочем, по дальнейшему судя, с мыслью о самоубийстве он поигрался и оставил – по крайней мере, с тем самым ножом (присоединяюсь к здравой мысли Фреда – зачем подставлять Левия?).
С вопросом «Ты, конечно, хочешь зарезать меня?» было сложнее. Я сначала даже не раскусила до конца. Не закрывался он него, но и не рвался быть зарезанным. (может быть, правда, - опять же слушаю товарищей, - четко знал, что не здесь – его судьба?)
Притом, что долго жить, просто-напросто жить прокуратор не то что не собирается, - он, похоже, знает, что – уже – кончилась жизнь, а пришла – смерть, бездна, дурная бесконечность, расплата за сделанное… Даже если внешне она выглядит как продолжение жизни.

Афраний все это время следит за невменяемым Левием. И в начале, и когда выходит в синий свет, Ночным Демоном Прокуратора. Именно там был роскошный момент, когда Левий оборачивается на него объявив, что желает удить Иуду а Афраний реагирует несколькими мельчайшими движениями: довольной (и несколько злорадной) улыбочкой и чуть качает головой. «Ничего у тебя, мужик, не получится…» (Убивал, вестимо, Пилат, но Афраний этим гордится).

Финал сцены как-то очень четко представился в жанре «кто куда» - именно в этот момент. Афраний уходит – чуть раньше – позвать солдат, чтобы забрали и вывели Левия. Пилат уходит к себе – по долгим коридорам дворца, мы его – последний раз «при жизни» видим идущим по ним (два прохода за сценой), и это потом откликнется в вечности.

А Левий кричит, почти хрипит «Бессмертие пришло!..» (Он наконец увидел то, что можно было увидеть, а не то, что внутри себя) - и крик этот настолько вполне безумен, что мне кажется – он падает на пол и ползет, не замечая, что упал…

*

Немного о Мастере, подбираясь к финальной сцене. Этот был – историком, влюбленным в свой роман. Романа с Маргаритой (прошу прощения, каламбур) не вышло. Было ощущение, что имел место случай банального приворота с ее стороны, уж не знаю, насколько осознанного. И в итоге – человек к ней привязан (пока длятся их отношения), но не любит. Не слышала я там любви, и когда он говорил, спасая роман, - «Приди же, приди!» - в словах слышался явный упрек (наверное, что-то вроде: «А ведь ты говорила, что ты для меня все сделаешь и все такое…»)

Реактивный психоз давно пришел человек этот здоров на голову, прекрасно понимает свое положение, осознает его, кажется, как заслуженное – и уж точно не ожидает новой встречи… до натурального отшатывания, когда Маргарита кинется к нему.

Впрочем, возвращение к событиям романа, кажется, расшатывает его, - и финальное «Не было казни, не было!» - и мигающий-гаснущий свет на сцене подарили ощущение, что с ним случается что-то вроде припадка… напрямую из которого он и выпадает, к Воланду и Ко после бала.
Отсюда – явно побитый и плохо соображающий вид на «выпадении» и первой фразе. Но дальше он оценивает ситуацию очень быстро – и четко. Снова было совершенно явное противостояние Воланду, внутреннее достоинство, противопоставленное нечисти, и радость оттого, что роман им показать никак нельзя, он и от них спасен… Дальше на него равными потрясениями свалились «возвращенный» роман и вернувшаяся Маргарита…
Впрочем, он, похоже, и эту раскладку принимает и считает свалившейся на себя по заслугам.
Он – не свободен, у него вререди – сомнительная вечность с Этой Маргаритой, но он, автор, может дать свободу другому, так же несомненно заслужившему ее:
«Свободен! Ты – свободен». (= «…я – нет».)

В последней сцене было много интересных моментов выделения голосом:
Левий: «Он послал меня». – это почему-то осмысленно, что именно его, и Воланд долен это тоже понимать.
И тоже замечательно, нечисть обиделась, Воланд – Пилату: «Иди. Он ждет – тебя». ( «…а меня не ждет, бедная я сиротинушка».)

Пилат слышит их, но еще раньше, еще важнее – Пилат просит. Кажется, он впервые осознает – нет, не так, решается признать, - что все эти походы по лунной дороге в лунной дреме – не реальность. (Наверное, страшно отказаться от того, что у тебя есть хотя бы призрачно). Но – эти кажимости ничего не меняют. И он заговаривает с Иешуа наяву. Не видя его перед собой, не видя ничего… Он просит Его – и потому будет услышан.

Он понимает… что что-то изменилось. Что он может уйти отсюда, из дурной бесконечности. И уходит – почему-то кажется, что для него этот путь примет облик тех самых долгих галерей дворца (потому что – те же два прохода за сценой). Он идет по ним, и когда выйдет – его встретит Иешуа, хотя Пилат еще не знает об этом…

-------------------------

(*1) 20.06 увиделось совершенно иначе: Берлиоз искренне разочарован и разозлен, что под его чутким руководством выросло что-то настолько не то! А у Ивана, похоже, «несимпатичным» лицо своего Героя вышло по итогам указаний Берлиоза, а вот «живым» - уже от себя от своего интереса к этой истории…

(*2) 20.06 – было совершенно иначе. Прокуратор слышал то, к чему шел. И Иешуа тоже говорил иначе, зная, что Пилат – слышит не только голос, но и смысл. Там очень личной, именно обращением, а не констатацией факта была фраза «Твоя жизнь скудна, прокуратор». Пилат это услышал – и принял. В том смысле, что решился шагнуть за пределы это скудной жизни. И платить положенную цену.
И он был готов услышать ответ6 «Нет, я – не великий врач, я - …», он даже ждал этого пояснения.

(*3) Опять же, 20.06 было иначе (у меня, видно, не получтится записать спектакль, отмечу хоть пару моментов). Пилат ждал, но не того. «Трусость» показалась ему слишком легким вариантом. Он ждал – и присудил себе – что-то более тяжелое. Кажется, «предательство». Он даже усмехнулся на «трусость»…

(*4) Эту эпическую оговорку мне сказали 19го, и 20го я ее успешно услышала. Да прочтите ему кто-нибудь спецкурс по истории Рима, поможет! И Фарида посадите рядом, может, с Молниеносным разберется окончательно…
Tags: 8-й ряд
Subscribe

  • О Скитаниях и не только

    Магический все-таки текст для меня - "Скитания Хурина". Да, я его перечитала - и мне было интересно, не превратился ли он для меня в тыкву, то есть в…

  • ТТП. Об отсутствии Кирдана.

    И раз уж я назначила это место складом для оседаиня текущих толкиновских озарений, простите, кто не по этой части, их все равно не обвально много...…

  • Толкин. Всякое неочевидное к 03.01.

    И к уже немного пропущенному ДР Профессора Толкина. ....вот кто что прошедшим годом писал "под глазом", а я как-то раз сама с собой порассуждала,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments