Решила подвести итоги театрального сезона. Он у меня все равно в биографии первый, который от начала и до конца.
Итоги в общем и целом будут юго-западные, за вычетом одного. А он таков. В течение года я эн раз вылезала куда-то по тематическому признаку ("Гамлет" театра Шаубюне, "Маленькие трагедии" в школе Малого театра, "Лесная песня" в Олимпийской деревне и "арт-опера" "Моцарт и Сальери"). Все сии вылазки попали по итогам в жанр "однако театр". Возможно, это прозрачный намек, что ходить надо не по тематическому принципу. Но я - человек инерционный, и добыть меня куда-то по принципу "там хороший спектакль/режиссер/актеры" - крайне сложно.
Переходим к ЮЗ. В сезоне было много дыр разного вида: мы в Абхазии, театр в Питере, пандус в пути, локально - гастроли групы товарищей в Волжском, Те Самые Гастроли, ну и наконец - я в экспедиции. Тем не менее, насыщенным он получился по такие уши... что м.б. в дырах и был какой-то смысл.
Что сезон прошел под темой "Мастера", сомнению не подлежит. Уже почти забылось, но начинался он, надо сказать, с приступов фэншуя, в т.ч. в Мастере, которые еще совершенно ничего не предвещали. А вот дальше... Это, строго говоря, готовый сюжет, история, какие записывать надо, - от моего пожелания театрального туризма, от того, как Фред 2го, кажется, января, достал в дороге мобильник - и сел в сугроб, и... наверное, до сих пор.
В рамках почти-чисто-театральных находится также расширение географического кругозора и постижение размера нашей Родины. Когда едешь двое суток - и только-только заехал за Урал, - то, казалось бы, причем тут театр?;-)
Тема "Мастера" имеет еще одно следствие - лучший спектакль выявить невозможно. Ничего из гастрольной и после-гастрольной серии, где Пилат - это Пилат, не выделяется. Они все разные и прекрасные. (не то слово, но точнее никак не могу подобрать).
(Из разового интересного, что удалось увидеть в "Мастере" - это Илона в роли Геллы, я так и не пойму, наверное, почему утвердили не ее, - и Прасковья Федоровна во всей гастрольной части - Тамара. С удовольствием бы еще посмотрела на них, хотя и Люба Ярлыкова, и Галя вполне осмысленны.).
Отвлекусь и скажу про остальное.
"Дно" - с "Дном" было много хорошего, отчасти по "плохой" причине - пока Китаев был в больнице, Луку напропалую играл Мамонтов. Самым интересным, наверное, все-таки было майское.
"Ромео" - со спектаклем случился фэн-шуй, затем полу-отыгранный обратно, и это дало некий потрясающий эффект. В одном случае классический вариант дудочки и кувшинчика - теперь я вижу прекрасную Джульетту и увы-Ромео, раньше было наоборот. В другом - настоящие Меркуцио и Тибальт таки *встретились*, им - обоим! - стало интересно играть ИХ историю, отсюда прибавилось всему спектаклю.
"Самоубийца". Неожиданно из спектакля вылезла история конкретного персонажа (не путать с главным героем!), произвела разные творческие последствия, а когда была прочитана и разнообразно записана, полезли другие версии того же персонажа. К концу сезона - их у меня всего три, ну ладно, две с половиной. Интересно, что будет дальше.
"Куклы". Не в целом по сезону (тут - скорее про то, что спектакль наскучил), а "точечно": интересный выход Наумова "последним Пигмалионом - мероприятие покамест разовое. И последние "Куклы" сезона - спектакль внакладку к окружающим событиям.
Минус по спектаклям - "Вальпургии" не было.
Явление мета-спектаклевое - "эффект гастролей". Проявлялся где только не. По итогам стало резко интересней смотреть Нагретдинова и Бакалова, например.
Я как-то не решилась сим годом ознакомиться ни с одной еще не посмотренной странностью, намеченной ранее (Гамлетом, Макбетом...). Все сие отложено на когда-нибудь. В поисках "эффекта гастролей" изучила зато "Царя Эдипа", нашелся ли эффект, не знаю, но зато первоисточник Софокла я наконец прочла! И даже собираюсь продолжить Гофмансталем...
Сезон заканчивается новостями театральными, но не сценическими. Которые полной неясностью вокруг как-бы-намекают, что надо расслабиться и подождать начала сезона. Летящая параллельным курсом Таганка, наверное, тоже намекает - что двигается нечто весьма масштабное.
И вообще, я больше не спрашиваю, зачем нас привели. Я жду, что будет дальше. И надеюсь, что Пилата мы еще увидим.