1
Про голос ты ёрничал? Тонок,
Того же оттенка - глаза...
Я так и играю девчонок,
Как лет, скажем... восемь назад.
А трагик наш осенью тронут,
Приама играть - в самый раз!
...Ты сам нам оставил корону -
Пускай помолчит Фортинбрас,
Пускай не пытается даже
Свою обменять - хоть бы две! -
На ту невесомую тяжесть
Фольги на моей голове.
Барыш, как и прежде, некрупен,
Дороги дождями рябят...
И всем до сих пор в нашей труппе,
Мой принц, не хватает - тебя.
2
Тяжелого полога влага,
Костер, тихо двое поют...
Мы снова "Убийство Гонзаго"
Дадим в годовщину твою.
Предвижу - придворные лица
(Как их только носит земля?)
И лично - норвежского принца
(Ах нет, сколько лет - короля?).
...Вот, вышел - поникшие плечи
(Кто знает, а вдруг - от дождя?).
"Ты знаешь ли слово "невстреча"?" -
Спросил он меня, проходя.
Пусть прочее - глупость земная
И зал, натурально, не мёд...
Я, ваше величество, знаю.
...Ну что ж, хоть один - да поймет.
0:03 19.08.2011
В общем, традиционно - показываю "японского" ЮЗ-Гамлета, соответственно - смотрю сама. Надо заводить вариант "текущее гамлетовское потрясение", оно всегда разное.
Впечатлений, как обычно, прежде всего два - Гамлет и Лаэрт.
Первый на сей раз особенно вынес меня вот чем. Прорывающейся в самые безумные моменты полной беззащиностью, состоянием души, когда на следующем слова - кажется, неизбежно заплачет, если еще не "уже". Это тем сильнее цепляет, что таковым оказывается человек сильный, волевой, цельный... А еще добрый и думающий. когда внезапно совсем нет сил - быть каким-то еще...
И цепляет - никак не меньше его братства с Горацио, даже ярче чуть (потому что сцен меньше?) братство принца с актерами. Он в самом деле мог бы уйти в их труппу... И момент, где он в самом финале первого действия возвращает бутафорскую корону Королеве (Олежке) - под прозрачную музыку Жарра, - почему-то выносит меня совершенно в ноль.
Про Лаэрта сформулирую мысль, просмотром успешно подтвржденную. Про то, что проделанная работа, наверное, по итогу - не меньше гамлетовой. Потому что про роль Гамлета, строго говоря, исходно известно, что это такая большая и глубокая роль, а Лаэрт бывает... всякий. Как когда-то сказала Юлька, "Раньше я думала, что Лаэрта может сыграть кто угодно". Остается добавить - и как угодно.
Шекспировед Михаил Морозов написал в числе прочего интересную статью, где он анализирует речь нескольких главных героев и делает из этого выводы об их характерах. Не ЧТО говорят, а КАК, какимии словами. И там получалось такое противопоставление, что ли, в числе прочего - "естественный" Гамлет и "неестественный" Лаэрт, у которого куча абстрактных пафосных фраз и мифологических образов - и прочая риторика.
И вот смотрю я и думаю - что же, трактовка-то выходит, мягко говоря, совершенно другая. Что же - против текста, или Морозов ошибался? И вот что я надумала. Высокий стиль, пафос - он ведь не то что в принципе недопустим, но он естественен в очень узком классе ситуаций, а вне их - получаются пустые фразы и риторика.
И вот что делает А.С. - он поднимает Лаэрта, ВСЕГО Лаэрта, всю роль, а особенно - все второе действие, на ту высоту, где пафос естественен, и высокие слова - правда. И у него - получается. Другое дело, что это яркость невозможного накала, на ней либо долго не живут - ну так Лаэрт и не долго. Либо это опять же феномен белого пламени - гореть и не сгорать. И это уже не только Лаэрт...