Булгаковский Дом
Прогон спектакля "Сто иен за услугу" по пьесе Бэцуяку Минору.
Режиссер Николай Ломтев.
В ролях: Надежда Бадакова, Николай Ломтев.
*
ОТкрыла театральный сезон. Если "как встретишь, так и проведешь", то это прекрасно!
Технически, кстати, это был вроде бы и не ЮЗ... Ага, но два человека на сцене (а их всего два - в спектакле) известны мне именно по ЮЗ (так или иначе), а уж количество ЮЗ в зале (причем не тех, которые из зала, а тех, которые со сцены) превышало количество их же в некоторых спектаклях;-)
И - я увидела Надю Бадакову. И - это прекрасно, господа. И это столь же прекрасно, как в старых записях. Актерский дар, соответственно, относится к вещам, которые, похоже, не деваются.
И вроде территориально не ЮЗ, а вовсе даже Булгаковский Дом.
И при этом в рубрику "Однако театр" это точно не попало! Разве что "однако странная японская драматургия"...
И при этом - замечательно *сделанный* спектакль, со сложным звукорядом (который концептуально начинается до спектакля), в котором собственно японского, кстати, осталось разве что упоминание тех самых ста йен...
(Ах да, еще очень японское обстоятельство. Название происходит оттого, что Мужчина, один из двух героев, собирается заработать следующим образом: показывать желающим, которым приперло, дорогу в туалет, и брать за это 100 йен. (Туалета там,натурально, нет.) В какой-то рецензии на другую постановку сего же предмета я читала, что отечественный зритель непривычвен к сортирному юмору. Да нет, у отечественного зрителя, боюсь, просто не укладывается в голове проблема "где налить лужу в парке, если нет туалета", нет такой проблемы, есть кусты - проблемы нет!)
Впрочем, это неважно. Ни остатки японской специфики, ни несколько неясный мне финал. (И вообще было бы интересно узнать, почему режиссер взял именно эту пьесу, чем она зацепила - его).
Важно - то, что происходит на сцене. Два человека, мужчина и женщина. Каждый из двоих сыгран ярко, выпукло и достоверно. Я уже знаю, что Надя _умеет_ тему безумия. Так вот, она ее сюда успешно принесла. И это было... странно так сказать, но совершенно органичное безумие. Я все начало вспоминала наши недавние разговоры про сумасшедших в электричке, этих обладательниц корон, пакетиков и др. У нее тоже есть какая-то сумасшедшего цвета сумка и кукла, которую она называет дочкой (и знает, что это странно). Да, это скорее именно грань - безумия и еще не утраченной глубины души. Может, из-за этой грани она и собирается повеситься (к началу действий на сцене выразительно висит петля). И она мечется на этой грани, к петле и от петли...
(Пластика, какая пластика. И вот ДА, КАКИЕ руки...)
И мужчина. Нет, этот в здравом уме и твердой памяти, с ними у него все в порядке, в отличие от положения в жизни. Ох,кажется мне, врет он про жену-ребенка-тещу, нет у него никого, и дома нет, - только эта странная сумка тоже с чем попало, которую он таскает за собой... Но не сумасшедший, просто бомж. И - он злится, огрызается, спрашивает, так когда же она повесится, если собиралась, рассказывает, что беспокоиться может только о себе... Но он не сможет, не сумеет уйти, пока не убедится, что избавил эту сумасшедшую от петли. Физически. Срежет и унесет с собой. Человек, который, наверное, скорее умрет, чем признается: 1) что у него самого не все хорошо 2) что он беспокоится о других.
Народ (в лице Юльки и Ленки) утверждал, что Ломтев играет недостаточно тонко, а я соглашусь со Змеей, - он специально играет на контрасте, делая персонажа крупными мазками, - при этом, как я уже сказала, совершенно достоверного.
...Змея вспоминала Олби, да, логично, два человека и скамейка, но я-то помню Олби хуже, мне отчетливо сверкнуло, только когда мужчина выхватил нож. Но, как было сказано, резать-то он пошел не человека, а петлю. Это все-таки другая история.
В которой меня только загоняет в растерянность финал, я его не слишком поняла. Он ушел, она свернулась калачиком на лавочке, и в полутьме разговор - их голоса в записи, его силуэт на заднем плане: где уже ЕЕ кто-то спрашивает насчет дороги в туалет, - а она отвечает и получает 100 йен (хотя сама героя всю дорогу отговаривала этим заниматься и утверждала, что никто не придет). Что это - сон-воспоминание о прошлом? Такой странный способ зацепиться за жзинь в ближайшем будущем? Кто маячит - все он же, кто-то посторонний, или...?
...А еще - в спектакле много стихов. Читала, что в какой-то из прошлых постановок персонажи читают Басё, - видно, и в оригинале есть какие-то стихи? Но тут стихи совсем не японские, опять же - Змей опознала Самойлова в количестве, притом опознав не все, а я - только очевидного "дядю Степу" (потрясающий эпизод, когда каждый из персонажей читает "свой" стих одновременно с другим: он - "дочке", она - в пространство, и еще реагируют друг на друга), "Жили-были три японца..." А еще в музыкальном сопровождении было - та-дам! - "Дженни вымокла до нитки..." Нда, от этого мы прифигели еще в самом начале. Есть такая штука, называется ноосфера. И если как абсолютно пьяную песню я ее уже слыхала, то никогда не думала, что услышу ее как абсолютно потустороннюю песню. Один из лейтмотивов спектакля, ЕЕ мотив. Низкий голос без аккомпанемента (я плохо узнаю голоса, все пыталась понять - это Надя же и поет, что ли?
Вот такая куча впечатлений. Там было можно фотографировать, писать видео и вообще все можно;-), так что я надеюсь, что что-то мы с этого поимеем. Например, фото, чтобы тут вывесить.
И когда оно будет еще раз, я пойду еще раз. Смотреть на Надю. И поведу тех окружающих, которые не будут слишком сильно упираться. Потому что оно того стоит, вне зависимости от странностей японской драматургии.
3:27 08.09.2011
Сей же текст на форуме (с опуском пары подробностей, понятных не всем):
http://ugozapad.ru/phorum/viewtopic.php?t=190