Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

"...в которые иначе - никогда". Киров-Вятка.

Несколько часов в городе Кирове. В городе в целом - с полудня до часа ночи, но собственно на осмотр города - неполные часа 4.
До того - вылезка забрать театральные билеты, а с нею в комплекте - знакомство с совершенно эпическими домашними животными - котом Миней (ака Эммануил Васильевич Трахтенберг) и собакой Фаней, зверем обманчивой плюшевости...
И вот на дворе 2 часа дня, мы стоим на Театральной площади. А в шесть - уже спектакль в филармонии.
Да, начать надо раньше. Если о городе и местности, то так: утром я проснулась в другом климате. Мы выехали из теплой осени, а приехали в зиму. (Но на следующий день вернулись... в зиму же, или хотя бы в предзимье? - наставшее и у нас).
Уезжали - пасмурно, мельчайший дождь, а утром за окном поезда - ясное небо, яркое солнце, поля, леса совершенно без листьев, в основном из тонких деревьев какого-тор "болотного" вида, который разбавляется только присутствием хвойных...
В городе - явно морозно. В полдень было - 2, к вечеру доросло до полноценных - 10. Да еще, видимо, влажно, так что мороз ощущается сильнее.
Кстати, повсюду в городе нас сопровождала "тема шубы" - от разговора при забирании билетов (нам предлагали "трясти своих спонсоров" и приезжать покупать шубы), а продолжая - вывесками, которые то и дело попадались в городе: продажа шуб, пошив шуб, ремонт шуб... Видимо, это необходимый предмет для жизни в городе.
Перед поездкой читала отчеты (немногочисленные), там была умная мысль: Киров - город нетуристический, но у него есть туристичесий потенциал. Ну т.е. есть что посмотреть, но туристы мало ездят, а город их, видимо, и не особо ждет. Пожалуй, соглашусь и с тем, и с другим.
Мы успели пройти по одной из улиц старого центра - Московской, от той самой Театральной площади - вниз, в сторону реки (по ходу дела отклонились, у набережной вернулись). Там довольно много старых домов и несколько церквей (не все действующие). Так я узнала (от Одной Змеи) о существовании особого губернского стиля - "вятского барокко" - и надо сказать, он ощутим, похоже, в постройках от 18 по начало 20 века, и действительно узнаваем и ни на что не похож. Свернули, вышли к месту, где с одной стороны - городской парк, Александровский сад, а с другой - стадион Динамо, по всему судя, использующий каку-то старую ограду, видимо, монастырскую (остатки Спасо-Преображенского монастыря находятся за ним, там есть очень интересные строения в стиле, сочетающем признаки "неорусского" и местного - красного кирпича, очень массивные, но при этом красивые и гармоничные... сейчас там что попало, физкультурный диспансер и секция греко-римской борьбы, кто-то из них врезает в здание новые окна, по форме совершенно не соответствующие старым проемам).
В парке - входной портик и беседка архитектора Витберга (того, что был автором первого, недостроенного проекта Храма Христа Спасителя; в Вятку он, оказывается, попал в ссылку по обвинению в растрате средств на постройку; в Вятке по его проекту построили, судя по фото и макету, красивый и необычный собор... в 1937 году взорван и разобран на кирпич).

(Да, исправляю упущение: макет собора мы видели в небольшом музее "Вятская кунсткамера" куда забежали в первую очередь греться. На самом деле, это один из филиалов краеведческого музея. В бывшем купеческом особняке выставлены некоторые коллекции музея - старинные часы, кузнецовский и прочий фарфор, керосиновые лампы... Всего 4 зальчика экспеозиции, но посмотреть очень приятно, кто застал у себя или у бабушек дома что-то старинное - имеет шанс поузнавать знакомые вещи (что и делал Террариум). Есть там еще зал "Чудеса природы", но это как раз, на мой взгляд, не так интересно - выжимка из типического отдела "Природа" с насекомыми на булавке и заспирнованными уродцами. Впрочем, за 10 (!) дополнительных рублей можно и зайти, глянуть на черепаховый панцирь и кресло из лосиных рогов.)


После беглого взгляда на парк и монастырь ищем выход к реке - и находим, посреди приятного квартала, уже в основном со старо-советскими домами, хотя посреди них затесался и особняк странной конфигурации (числится памятником культуры, потому что в нем проходил какой-то съезд Советов, есть даже фото в Виипедии). Что-то вроде смотровой площадки, с нее хорошо видно, что за рекой - леса до горизонта, в которых даже не особо видны населенные пункты. Чем-то поражает мысль, что можно жить практически в центре города и видеть из окна лес глухой. С той же смотровой сбоку неплохо виден Трифонов монастырь, но чтобы в него попасть, приходится совершить еще крюк вокруг одного из местных оврагов. По дороге попадается еще несколько интересных образцов архитектуры, в т.ч. "питейный дом" 18 века, в нем еще филиал музея, с народными промыслами. Заскакиваем погреться и туда, а я - и в надежде обнаружить продажу дымковской игрушки и прочих сувениров, но ничего подобного там нет, только собственно музей. (Что для меня так странно).
Трифонов монастырь красив и необычен сохранностью своего пласта старой архитектуры. Отдельно стоящая башня-корокольня, стена, она же жилой корпус, с выступали мощных круглых башен... В соборе - сохранившиеся (хотя не древние) росписи и явно нетронутый же иконостас. Там же похоронен Трифон Вятский. Житие его читала уже в обратном поезде, это был человек очень непростой жизни... и, возможно, непростого характера: не раз уходил из того монастыря, где долго жил, - и с других насиженных мест... Непростые отношения были и со Строгановыми (во времена Грозного и Федора Ионанновича), во владениях которых он жил немало лет...

Мы выходим из монастыря, остался примерно час до спектакля, а нужно бы еще поесть. Я отделяюсь от товарищей, успевая произвести закупки местной продукции (о части оных - позже), услышать в Центральном Универмаге, что "дымковской игрушки у них нет и никогда не было"), а также - увидеть под восходящей луной пресловутое самое красивое здание города, оно же - управление ФСБ. Это краснокирпичный псевдоготический "замок", на котором сидят грифоны и двуглавые орлы. На другой стороне улицы успеваю мельком увидеть еще эн старинных домов, в основном, похоже, времен стиля "модерн"...
Отказываюсь от идеи пробежать 2 квартала и увидеть красивую (судя по фото), чем-то похожу на храм Василия Блаженного Серафимовскую церковь и иду прямым курсом в филармонию...

(На сем, надо сказать, знакомство с городом практически и закончилось, потому что после театра и к нему прилагающегося мы закупились продуктами и поймали такси до вокзала. На вокзале, надо сказать,были обретены искомые киоски с суверирами. Но дымковской игрушки там было мало и недешево, очень небольшая фигурка - 500-600 р, дальше - больше. М.б. она так и стоит, но без большого ассортимента для выбора потратилась не на нее, а на разные другие симпатичные мелочи.
Хотелось бы еще попасть в город? Да, безусловно, походить еще по центру, по музеям, по тем же лавочкам с дымковской игрушкой...
Но когда и каким образом представится следующий повод, пока не знаю.
Буду пока изучать Вятку заочно, по программам местного телевидения на краеведческие темы - я их в диком количестве взялась качать с Торрентов путем Любелии, но не успела не то что посмотреть, но даже забрать!)

P.S. Есть еще одна эпическая тема, в нее я больше ударилась в процессе подготовки к поездке. Это названия местных улиц, ака история о "мифических вятских большевиках" (которой я успела озадачить даже Ванина, причем еще в Москве).
Но это загон отдельный, может, еще ищложу его кратко, чтобы было...
Tags: крыша едет - мы на ней
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments