?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О спектакле, кусочек, писк-недописк, остальное, надеюсь, завтра!


"Ромео и Джульетта", 15.12.11

* (О, Королева Маб!)

Меркуцио рассказывает о королеве Маб - весело так! - а самому ему вовсе не весело. Но это его позиция - не выпускать наружу ту жуть, что давно уже царит внутри.
Хохмит, развлекает ближних - "с камушек агата", за пятки, мол, щекочет, - а я ему не верю. Только на "паучке ядовитом" проговорился, пожалуй, - только не поручусь я за размеры этого "паучка" и за то, сколько там народу уцелело в живых и в рассудке, с ним встретившись...
Словом, королева Маб была персонажем, явным как никогда... и до чего же неприятная это оказалась женщина! Местная Унголиант. В смысле - тварь-из-Пустоты, и сама - пустота. Лицо - та самая безглазая маска, с какой разговаривает Меркуцио (хоть и говорит этой конкретно - в мужском роде), а одежда, облик для Ничто - такая же бесформенная хламида, как у здешних персонажей, только под ней ничего со всей очевидностью не гуляет, кроме ветра... и жути.

Только вот беда - приходит бал - и жуть, пустота и гибель оказываются не только внутри. А ему не хочется, чтобы ТАКОЕ вылезало вовне... Не хочется, пока это можно предотвратить... А вот потом, когда Ромео уже всеочевидно сорвался с края чаши - внутрь, Меркуцио уже вновь поминает Королеву - с ужасом, но и с диким хохотом... Это все-таки еще и безумие, которое захватывает. Хотя, может быть, потом - временами! - отпускает.
Вот, пожалуйства, следующее утро - и наш герой снова хохмит с товарищами на тему отсутствовавшего дома Ромео - куда это он ходил и с кем? А ведь Меркуцио-то все знает, он все видел на балу, видел и понял, - как и Тибальт. Но пока ситуация не выходит на критический вираж, пытается сделать для окружающих вид, что происходит полная ерунда.
(Вот так же он гонит какой-то отборный бред на пару с Кормилицей - только бы ребята увлеклись, посмеялись - и забыли убивать друг друга прямо сейчас -= об этом придется заботиться ему, раз Тибальт не стал их разнимать).

...И ах,какую историю раскрутили в итоге Тибальт и Меркуцио! Говорите-говорите, Алексей Сергеевич, о том, что спектакль надо омолаживать... Я даже признаю вашу правоту, - а пока буду смотреть во все глаза на эту связку, на Сашку и Фарида, на ту историю, которую они рассказывают... На ТЕ ИСТОРИИ.
Сегодня - была еще одна.
Сегодня - никогда не репетируйте перед спектаклем без большой нужды, это уже даже мы знаем! - куча совершенно неожиданных людей пыталась забыть текст... Так вот, я уверена, что тот случай. когда Фарид _вообще_ не сказал никаких подробностей про "первую встречу 20 лет назад" Тибальта и Меркуцио - это не забыл, это намеренно. Там четко были сняты ВСЕ возможные варианты конкретики возраста - кто кого старше и насколько, непонятно. Они общаются, как равные.
Которые - да! - когда-то общались, а потом их развела сложная внутри-веронская жизнь. Потому что Меркуцио "дружбой дорожит - как и свободой", и в какой-то момент одно и другое вступили в противоречие, и свобода оказалась важнее... а для Тибальта - верность.
Разошлись, и уж для Меркуцио эта обида так и осталась жить внутри, и, наверное, из нее в т.ч. выросло это декларируемое одиночество...
...и вот он видит Тибальта близко, - и все чувства как живые, и прежние чувства под той обидой - тоже, и поэтому так важно, чтобы он тебя _заметил_ - а поэтому хочется его демонстративно цеплять, сообщать "да, я в компании Ромео", только - отзовись!
И тогда обида выплескивается наружу, и... ЗА ней они снова видят друг друга. И этот поединок - сумасшедшая радость общения, смотрите, молодежь, как можно, так, и вот так, он у тебя вытащин кинжал - а ты ему только проворчишь "Плохие шутки", - а, былвало уже! - а сейчас я подам ему руку, чтобы он встал - и мы продолжим... Только королева Маб не дремлет, ни днем, ни ночью.
"Ромео, зачем ты встал между нами?" - между меркуцио и КЕМ? От кого он в этот миг отступает, смотря уже замутившимся смертью, и все равно очень цепким взглядом? Ой, знает он, КОГО там встретит... И полагает, что Ромео туда определенно не надо. Пусть будет живым - и живет.

(И Тибальт. Роль в которой есть много - хотя так мало слов. Поэтому о ней трудно писать. Который все видел на балу - да мало, что видел - вот же к нему подбегает Джульетта, к любимому брату, и вешаясь на шею, спрашивает... похоже, про прекрасного незнакомца, кто таков. А Тибальт не отвечает, только мрачно уходит. Он уже знает, кто это, и что он сделал. И считает сестру вовсе невиновной, а виновным его - пришедшего и посмевшего сорвать поцелуй у девушки, которая понятия не имеет, кто он. Так что письмо про "мер-за-вца" написано с полным пониманием и основанием, за что. Это фигня покрупнее, чем "пробраться в дом своих врагов". Не просто - пробраться.

Капулетти урезонивает его - до последнего мягко. Перед тем, как вскрикнуть, понижая голос почти до шепота - ласкового. А слова Тибальта - не угроза, а именно предупреждение. "Ваш гость... вам будет много крови стоить". Просто пока ни Тибальт, ни его лорд не знают еще, что кровь будет именно тибальтова...

...та самая, на его руке - перед смертью. Ладонью к Ромео - "ты убил, ты виновен" (и, пожалуй, не в тибальтовой смерти в первую голову - в предыдущей). Ладонью к небу - "я заплатил". И последней попыткой дотянуться оружием до смертельно опасного обормота - это та верность, то желание сделать что-то для защиты _своих_, что было сущностью его жизни...)

...потом в какой-то проходке лиц в масках у Лакомкина, благодаря комплекции и пластике, был очень выразительный "паучок ядовитый" - как раз около Джульетты...

А потом, на финале - они оч-чень интересно стояли в арке...
ОБычно - они не просто рядом, они вместе, с каким-то общим просветлением, примирением за смертью, там наконец кончилась вся вражда, и они - вместе...
А здесь все было сложнее. Тибальт, прекрасный и безмятежный, да, очень напоминал какую-то фреску с Архангелом Михаилом...
И Меркуцио - с напряженным взглядом и сжатыми кулаками. Он знает, что там, на земле, еще не все кончено - неужели еще не все и ОНА заберет новых жертв? Увы, так.
Но вражда кончается в итоге - может быть, и его где-то там - отпустит?

...на поклонах Фарид и сам был поначалу какой-то совсем никакой. Только к третьему начал улыбаться - и, кажется, понимать, что что-то получилось. А то ж, еще как! Вот только букетик у меня был только один...

(Про Капулетти и некоторых Монтекки надеюсь сказать завтра).

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
fredmaj
Dec. 16th, 2011 01:28 am (UTC)
Плодотворная у тебя ночь вышла, Мыши:-))
lubelia
Dec. 16th, 2011 04:17 am (UTC)
Спасибо!!!
nunzietta
Dec. 16th, 2011 09:58 am (UTC)
Спасибо! У меня всегда было некоторое недопонимание Меркуцио, некий постоянный вопрос - а Вы так хорошо (нет, так по-хорошему :) все объяснили.
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow