Просил – «Живи!» Да ни в какую он,
Хоть пой, хоть выйди колесом…
В Сибири было? Хоть в Кокуеве
Во городе… Да всё – не сон.
Казалось – оклемался вроде бы,
Да вдох сорвался в хрип и свист…
…И шел по площадям – юродивым –
Картежник, вор, телеграфист.
Мелькали города неброские,
Цвел клевер и росла трава.
Он говорил простые, плоские,
Живые – заново! – слова.
Мелькали дни – иные, новые,
Он задыхался от любви,
От слова, ставшего основою
(Да имя – про себя) – «Живи!..»
Ему внимали стены в копоти,
Он открывался мостовым,
Он пел – «Как хорошо-то, Господи,
Быть человеком… Быть живым».
Он причитал над корнем скорченным:
«Вина-то, Боже, велика:
Две песни дураком испорчены –
Так слушай песню дурака!»
Не слыша шороха и шелеста,
Что днем и ночбю – по пятам,
Шептал: «но вы уже слетелись – там.
В том доме. Так живите – там».
29.12.2012, после спектакля
...ага, я еще в процессе осознала, что это тот же ритм, что и "...человек на ставке ангела/уже почти дошел в хохлы...", мало того, и история - не та, но схожа, и связка тех же двоих при некоем участии третьего... Только Леша с тех пор переместился на другую роль. А вот смысл - никуда не переместился. Точнее, смысл переместился еще в роль Сатина, и оказалось, что он - не только обаятельный болтолог, что смысл там ЕСТЬ. Ну, или Леша его туда положил. Вот как вчера - фразу, одну из ключевых "Господи, как хорошо - быть человеком!.." Что-то я ее не помню не то что у Горького - в спектакле...
А стих - это финал. Когда Сатин выходит на танец. Ага, когда "дурак" - это "Я дурак, я испортил песню вот ему..."... а потом он доходит до Клеща, трогает за руку, всматривается в глаза: есть реакция, есть жизнь? Что-то нету... Нет, потом будет - в танце - яростном, свободном, последней такой свободой... И Клещ застывает в падении, уцепившись за стояк нар... А я держу себя за горло. ...а держится он потому, что иначе, похоже, упадет по жизни, потому что играл с температурой, совершенно явной, которую потом то ли отрицал, то ли уже не замечал, больной с понедельника, с сорванным голосом, и притом у них чуть не с того же понедельника - каждый день спектакли (у него - был только один день свободный), и перед ними - репетиции, и догадайтесь, кто ведет... Если вы думаете, что это было основанием играть плохо - вы крепко ошиблись. А в образ Клеща вообще оч-чень хорошо вписывается нездоровье на стадии "и еще непонятно, кто тут первым - он или Анна"...
А танцевал - в отличие прошлому разу - очень легко.
Все, я затыкаю рот хвостом и бегу на работу...