*
Путеводитель по Абхазии. Эпиграф к первой главе, из какого-то старого путещественника: "Вся эта страна изобилует развалинами..."
На автомате киваешь - "Ага!" - и только потом соображаешь, что путеводитель-то советский (книжка Воронова из "желтой" серии, пробегала по Озону, я не удержалась ее ухватить), 1978 года, и речь идет (и еще порядочно лет будет идти!) о других развалинах, и народническая усадьба "Ясочка" еще жилая, и Воронов еще много наисследует... и всё, и все - еще.
Впрочем, у старых путешественников вообще много актуального, вот как обругал Бестужев-Марлинский гагрский климат (суммировав потом кратко - "это просто гроб"), так, по-моему, кроме исчезновения лихорадки, не сильно все и поменялось (так что именно там я добровольно могу появиться только зимой...)
Но вот фрагмент прекрасный, и по нравам (местных собак) совершенно узнаваемый, хоть политическая ситуация с тех пор и поменялась... а собаки - нет!
"Одну из достопримечательностей в Гагре составляют здешние собаки, служащие одною из верных и самых надежных стражей. Они обыкновенно лежат вне крепости, при малейшем приближении неприятеля подымают вой, и таким образом предупреждают гарнизон о грозящей опасности; барабаны бьют; они собираются в кучки и уходят в крепость".
С. Сафонов. Поездка к восточным берегам Черного моря на корвете "Ифигения" в 1856 году...
Одесса, 1857, с. 35
Мне почему-то особенно нравится, что они "собираются в кучки и уходят в крепость". Полагаю, неторопливо, с достоинством и чувством выполненного долга!