Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

Архив, театр, далее везде...

Странные занятия прошедней недели:

- совратить товарища часа в три ночи архивным делом.
Ах, мало кто знает, как увлекательно бродить по сайтам ГАРФа и РГИА ближе к четырем ночи! В итоге нашли в указателе РГИА Ипполита, нашли в на Свалке Истории ГАРФа вагон Муравьевых и "гнездо диких Гурков" - в смысле, кусок переписки всяких Гурко и Корфов, со всякими Муравьевыми связанных. В т.ч. тематическое. Почему это все - не фонд, а часть Свалки, понять трудно, да. А фонд Муравьевых-Апостолов там тоже есть. Как я понимаю, небольшой, но со вкусом.
Проверила потом пару декабристских писем из Свалки по публикациям - нет, опубликованы, но ссылки идут - на публикации года 1925го, а про оригинал честно сказано, что "не разыскан". Теперь мысленно бегаю по стенкам и думаю, куда бы обратиться, чтобы свистнуть, где оригинал...

- "тематически" ходить на юго-западную "Чайку". На самом деле, давно мы не встречали... ее, и оказалось, я даже соскучилась по всему тому, что там хорошо и не стало плохо - по всему собственно-чеховскому "второму плану". И цветочки там надо много кому, а значит - пойти в обозримое время еще... Но в этот раз цветочки - мои - были строго "по теме": Курочкину. Да, за то, что замечательный у него Медведенко.
...потому что и книги читает, и хозяйство деревенское вести пытается... и очень-очень четко понимает, что в этой истории он любит Машу, а Маша - не его, и признает это ее право... нет, этот факт, - наверное, именно потому, что любит, - и просит, укоряет, - но не срывается, не бьет по больному, хотя, кажется, мог бы уже много раз... Эх, хочется пожелать ему, чтобы все было хорошо, чтобы перевели в другой уезд и жалование повысили... Да ведь вот беда, я почему-то только в этот раз зацепилась: Маша говорит, что не прожила бы ни минуты лишней, если бы Треплев застрелился тогда, в районе убитой чайки... А в финале-то он, простите, это и сделал - и что Маша ТЕПЕРЬ? Как говорится, упс. Не знаю, даже предоложить боюсь.
...а еще, потому, что читана в ГАРФе подборка писем Петра Терпугова, воспитанника декабристов и сельского учителя в глуши около-Тобольской, и я читала:

"Я, сельский учитель, и притом семейный, получаю 200 руб в год... Проработав 20 лет сельским учителем, я получил медаль, а через 10 лет я был представлен к награждению меня званием потомственного почетного гражданина, но Тобольская Казенная Палата, в ведении которой находились сельские училища, и которая назначила меня учителем, на требование учебного начальства о доставлении ему документов развязно ответила, что документы мои потеряны." (ГАРФ ф. 1146, оп. 1. д. 904, л. 1об, 3) - пишется это в 1904 г., в самые "чеховские" времена!

...и вспоминала прекрасное курочкинское, фразу, которой, кажется, нет в пьесе: "К празднику медаль дали... лучше бы деньгами!" - да и всю его интонацию роли.

В общем, следующий по списку будет: Ванину - Дорну - за доктора Вольфа. Они разные (и Дорны бывают очень разные, этот был таки порядочный ловелас - но порядочный! - и явно не числивший Полину Андреевну среди наиболее дорогих ему дам), но почему так, почему я села читать письмо Вольфа, опубликованное в неочевидном сибирском издании, которое не читали ни Чехов, ни Ванин, а там (перевожу курсивом французские фразы):

"Мне нельзя жаловаться на свою судьбу, я прожил свой век в беспрерывном движении и испытал все, что человек только может испытать, и ежели правда, как сказали вы прекрасно однажды, Наталья Дмитриевна, "что жизнь есть нервическое состояние", - "то я провел свою в судорогах!".
(Ф.Б. Вольф - Фонвизиным, 1836 г. // "В сердцах Отечества сынов". Иркустк, 1975, с. 281)

...и меня нагнало ощущение полного совпадения, чуть не цитаты?!
И если в случае сельского учителя совпадает эпоха, хотя герои разного в ней возраста, то хдесь и эпоха разная, и доктор Вольф куда моложе доктора Дорна, сказавшего: "Я прожил свою жизнь разнообразно и со вкусом..." (О, да, о птичках, Вольфу, говорящему о "прожитом веке", едва есть 40 лет! - и он проживет еще почти 20). Тут тоже - интонация, это "разннобразно и со вкусом" тоже ведь может быть разное! Так вот, тут оно - именно в эту сторону, тут оно - совпадает. И потому я лелею мысль о букете с открыточкой-цитатой из Вольфа...

- третье, с выводом. Совмещение прогона, где кукуешь на сцене чуть не все время, - и ЮЗ спектакля после. ОТ-КА-ЗАТЬ. В следующий раз - непременно и желательно заранее. Дело не в том, что я в итоге сознательно опаздывала и, увы, пропустив осмысленное из 1го действия, самый отборный маразм как раз не пропустила...
Нет, все-таки голову свою жалко, вот в чем дело. Восприятие потом странное (в стиле: о, играют... хорошо понимаю, мы вот тут тоже играли... ой, а что этот так плохо играет-то? А этот текст забыл, бедолага, очень понимаю...), и очень кусками, все не совсем осмысленное мимо головы вообще. Впрочем, прекрасных и изрядную часть - вполне равных Пилата и Афрания это никак не отменяет.
Tags: 8-й ряд, Полдень, вся такая внезапная гадюка в сиропе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment