Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

Про Вескон сего года

...сколько я его увидела. Наконец дописала нечто вроде отчета.


Вескона в этот раз мне вроде бы было и немало (чтобы отслушать 3 концерта подряд - такого, кажется, еще не было), но явно меньше, чем я хотела - а больше у меня добрать не выходило никак, по сочетанию времени, сил и географии. (Вот, например, лит. секция: безумству храбрых (в лице Истарни) поем мы песню - но я даже не пыталась попасть на ул. Газопровод к 10 утра). Так что в итоге оценить конвент могу очень фрагментарно.

ДК Маяк, по мне, однозначно лучшее за последние три года помещение Вескона, так что идея остаться в нем на следующий год кажется мне весьма здравой (Татарский КЦ, конечно, еще прекраснее, но он невозвратим, как Валинор Эпохи Древ). Притом я осознавала старый знакомый "Маньяк" практически как новое помещение, потому что раньше не знала про наличие у него чего-то, кроме фойе, раздевалки и большого зала.
Впрочем, доп. помещения я видала сильно не все, только два - малый зал, вполне подходящий для концертов, в т.ч. по вместимости, проверенной концертом Анариона (но с очень маленькой сценой без выходов на нее - так что хорошо, что мы играли не там) - и еще одно помещение, про которое на толкинистике подумалось, что для секции оно все же маловато - но это мы еще не видели *сколько* в него влезет на концерт! Зато в фойе сидела ярмарка, наконец никому не мешая, - а на ярмарке, кстати, даже была печатная продукция (то, за чем я охочусь и чего мне не хватает на Блинкоме последнее время). Правда в небольшом количестве, "Тенгвы Мальты" и разной изобразительной продукции от Здравы, - но я задумчиво приобщилась к тому и другому.
А кроме того, наличествовали коридоры и лестничные площадки (а также под-лестничные!) в роли кулуаров, где народ общался, что-то пел, - а не поместившиеся на том самом концерте тоже слушали его из коридора. Я-то в коридорной жизни практически не участвовала, но ее наличие воспринималось как нормальное свойство нормального конвента.
...а на стенах висели плоды творческой деятельности ДК и выставка Вескона, образуя иногда причудливые сочетания...

Толкинистика, где, увы, я слушала не все доклады. (Но, в общем, просто не хотела никак заранее соглашаться с уже известной и очевидной вещью: после спектакля идет лесом ВСЁ. К сожалению. По ряду объективных причин). Словом, жаль, что доклады поделили на два дня, не так их было и много, и все три не послушанные меня интересуют (и - ура! - Ангеловский уже выложен). О том, что послушать удалось.

Марсия. ««Незаметные» Валиэр: Вайрэ, Эсте, Вана, Нэсса и их взаимодействие с Ардой и Эрухини».
Совершенно неизвестная мне докладчица (кажется, из Воронежа) сделавшая интересный и полезный доклад (коий немного не влез в регламент, так что очень хочется увидеть полный текст). Любопытные подборки информации и их анализ по неочевидным айнурским дамам. Любопытно на прочитать и подумать, а на разных играх с наличием Валинора принесет много пользы при подготовке. Я удивилась, что меньше всего информации, оказывается, про Эсте - думала, что это место займут Вана или Нэсса.

Юлия Понедельник. «Дружба Берена и Хурина: история сюжета».
(Я нагло просила поставить доклад сей на субботу, хотя, может быть, он и так там стоял).
Впечатлений два, причем противоположных.
Что до самого доклала - было очень интересно увидеть целую историю, откуда вообще взялся этот мотив и как он жил в текстах. (А дружба Берена и Хурина, причем, судя по всему, ДО Браголлах, ничего личного, упомянута в Сильме! - только в неочевидном месте). исходники вышли интересные, в том числе, что было неожиданно и замечательно - из мотивов эльфов человеческой дружбы - ибо да! был ведь момент в Лостах, где Берен был эльф... (И ведь половину этих моментов читал и знаешь - но пока не пойдешь собирать целую картинку, они никогда в нее не сложатся!) Натурально, в ранних текстах все они жили в Хитлуме (где были большие туманы и потому все не сталкивались;-)), и хронология гуляла, так что герои успевали с кем-то вместе посражаться, и много... Потом наладились хронология и география, делось боевое братство - а в наиболее поздних текстах на тему, типа Нарна, дружба сия вовсе не упоминается... Так что все, кажется, логично, что был мотив да сплыл. И докладчик суммирует, что и нужные для него мотивы пропали (та же эльфо-человеческая дружба), значит, и сам мотив уже не нужен.
А вот дальше уже мои имхи. Вот с выводами я задумчиво несогласна. В смысле, у меня они другие.
1) Прокомпостировано, Сильм. (Не абсолютный аргумент, конечно, но весомый, на мой взгляд). Плюс - что и было отмечено в докладе - в принципе Не невозможно.
2) А вот насчет "не нужно" - тут вопрос, что я все-таки смотрю на Арду не как на сюжет/набор сюжетов, а как на мир. А мир всегда шире набора сюжетов, в нем всегде есть "лишние" подробности, которые известны "просто так", потому что они просто есть, и иногда они-то и привлекают. Так что я со своей халадинской кочки - однозначно "за" наличие данной дружбы.
(Прошу прощения, что разлилась соловьем и об остальном гораздо меньше, просто больно уж тема интересная).

Дирфион. «О титуле aran у эльфов».
Любопытно, что собралось целых три доклада на "королеские" темы (Дирфион, Арторон, я), причем непересекающиеся. Про два титула "аран" и "таро", о которых говорил Дирфион, я докладывала на Блинкоме, но у нас вышли совершенно разные модели. Дирфион тоже отправляется от определений в "Этимологиях", и даже более активно, разведав все однокоренные слова и попытавшись именно от них построить, так сказать, "семантическое поле" того и другого титула. В частности, связь "арана" (точнее Кв. "харана") с понятиями "владеть", "сокровище" - и соответственно, у него вышла идея, что король может быть королем (араном т.е.) владея не только землей, но и каким-нибудь сокровищем. И что у Нолдор в Валиноре был еше только король-таро (ага, согласна), но было знание и о другом виде власти, - не очень ясно откуда. И наконец, что Феанор в клятве и речах перед ней (ага, "речи Феанора" - это ценный источник (глючи) много чего!) выстраивает отношение к Сильмарилам не просто от частной собственности, а от чего-то большего - вот, видимо, от того же "аранства". Тут с чем соглашусь, так это с мыслью, что просто от "права собственности" Клятва и правда не строится, так нужна добавка. Какая - это уже, как мы видим, возможны варианты...

Кеменкири. «Некоторые соображения о наследовании и передаче власти у эльдар».
Тут сказать ничего не могу - докладывала. Изнутри ощущение было, что делаю это очень бессвязно, но я знаю, что такое бывает, когда иду не строго по тексту, и знаю же, что со внешним впечатлением оно вообще никак не коррелирует. Помню только, что на меня чуть не с середины доклада напало юмористическое настроение, в коем и излагалась часть его тезисов. Собственно говоря, у меня был скорее сборник отдельных соображений вокруг проблемы наследования с демонстрацией некоторых чудес на эту тему у эльфов (когда наследовать могут родители - детям; о великой идее "перехода власти никому"; о недостаточно организованных Нандор, которые строиться под правителя готовы, а вот из своих рядов его породить...)

На сем толкинистика в субботу, увы, законичилась, зато я переползла на концерты.
В Малом зале наша небольшая теплая компания оккупировала очень удобный диван у дальней стены и, не слезая с оного отслушала два концерта.
Очень рада была послушать Остинга. Помимо - конечно! - "Халео", осознала, что очень давно не слушала переводы из Лэйтиан.
На Анариона (точнее, на "Золото и ртуть" пришло еще немалое количество народа, но все разместились, хотя частью на столах или на полу, но пространства на всех хватило. Опять осознала, что сольного Анариона мне все же нравится слушать больше, чем в ансамбле. Встретилась с песнями, писанными около "Конца Эпохи", опять же осознала, что "давно не", - и теперь никак не могу сообразить, если ли у меня часть оных в записи, надо будет поискать по себе и товарищам.

А потом, с небольшим зазором, был концерт Галенель, Элге, Фириэль и Эленнарве, у них была общая программа, очень интересная. Я туда собиралась идти, еще когда в расписании не было "Золота и ртути", потом решила - пойду, если не перегружусь музыкой (как было в прошлом году). Не перегрузилась, но концерт долженствовал быть в той же аудитории, что толкинистика, а направились туда примерно все, кто был на концерте Анариона... Я засомневалась и некоторое время бродила по фойе (кажется, тогда была наблюдена чудесная местная фотография людей с лозунгом "Мы Южные! Мы лучшие!" - специально для тех, кто в теме;-) Через некоторое время мне отзвонился Бобер, что он занял место, я таки туда направилась и ОЧЕНЬ сильно рада, что пошла.
Хотя вместимость комнаты была та же, плюс... 4 выступающих с разными инструментами и Бухловский при аппараттуре и нескольких микрофонах. В процессе, кстати, была наглядная иллюстрация к тому, почем на Юго-Западе перед началом все "дырки" в рядах сдвигают, и опоздавшие садятся с краю. Потому что НЕ ПРОЛЕЗУТ. Тут вполне наличествовали занятые кому-то места - и пришедшие позже люди, которые просто не могли к ним пробраться. "Хвост" вовсе не поместившихся сидел на стульях к коридоре, им было куда свободне и вполне слышно;-)
Так вот, про концерт, хотя описывать такие вещи не умею. Сначала еще был такой пред-концерт, пока Бухловский микрофоны налаживал, - и Галенель сказала, что они это специально предполагали и "взяли полтора часа, чтобы был хотя бы час". На нем пели всякие прекрасные ролевые древности. А на самом концерте - и древности, и не только. И отдельное для меня открытие - это пение Фириэль. Это человек, который просто поет а-капелла (перед этим проиграв себе мелодию на маленькой арфе), и... и все, и ваша крыша уехала. Моя, по крайней мере, уехала точно. И это очень сильный голос. Хочется 1) записей 2) при возможности - послушать еще.

И под конец дня реализовался невозможный для меня обычно номер "пообщаться на конвенте", другое дело, что это не было в строгом смысле "на". Словом, я, Сули и Истарни засели в ресторанном дворике ТЦ на "Пражской", - и мы, в частности, извлекали из Истарни информацию про то, что было на лит. секции.


*

...а вот про второй день я именно про конвент, по контрасту, рассказать практический ничего не могу.
Потому что была подготовка к спектаклю, сам спектакль (про который надо спрашивать зрителей, - и они, кстати, уже удивительно много написали по поводу!), срочные сборы и долгосрочный вынос мозга после спектакля. Ну, по крайней мере, у меня так точно. Есть, есть героические люди (кари, Тас, Нинкве), которые еще до и после на конвенте на всю катушку работали. Вот что не могу - так это вот так. Мышь - система однозадачная. И еще полбеды, что доклады толкинистики поставили впритык к вероятному окончанию спектакля, а надо еще: разгримироваться, переодеться, собрать вещи, разобрать реквизит... Больше та беда, что наступает состояние овоща и тупняк, так что потом я даже не стала проверять, на что я еще успеваю, а некоторое время задумчиво болталась в фойе, ожидая товарищей.

Про сам спектакль, в основном техническое.
Во-первых, он сложился как единый спектакль - и именно здесь, на прогоне еще не было этого единства. Несмотря на какие-то глюки, это было - одно целое, одна история.
Во-вторых, Ниггль. Это требует отдельной строки, потому что. Я уже на препетициях смотрела и впечатлялась, а тут... Что на самом деле имеет свое объяснение, Змея потом сказала в числе прочего - "Мне на репетициях было неудобно выпендриваться перед товарищами". Ну т.е. играть в полную силу. Словом, это и в процессе оценилось, а уж потом, при просмотре видео... См. ниже.

...А вообще, по сумме - все были дико интересны и прекрасны. Неостановимый в своей хозяйственности Пэриш, что равно полезно по обе стороны бытия; в самом деле, Настоящая Английская Леди госпожа Аткинс (и за что моему "кухонному диссиденту" досталась такая потрясающая супруга?! Вот тоже, "это - дар", никак иначе!); господин Томпкинс, который оказался не просто "наш упырь", а какой еще упырь - он, оказывается, и обменить в доме все успел при первом своем появлении!.. И Инспектор, у которого на момент смерти Ниггля случился вдруг "разрыв шаблона", и вместо замученного МЧСовца при исполнении оказался просто *человек*, которому страшно: "Господин Аткинс! Господин Томпкинс! Где же вы, господа?!"Меня, опять же, еще на репетициях цепляла эта фраза, представлялось - секундное ощущение, что в самом деле - никого нет, все пропали, кроме тебя и мертвого... Но такой силы, как было на спектакле- опять же, не ожидала. Голоса и Вестник, которые - да! - интересно и симптоматично встали _втроем_ - и прекрасные девы-в-зеленом, танец которых закономерно пробил меня "на мокрое место"...

Возвращаясь к "технике" - был у нас Маячный звук и Маячный же свет, и были это совершенно разные сущности. Причудливая слышимость тамошнего зала (судя по всему, какие-то акустические баги в конструкции), изучить которую у нас толком, увы, не было времени, плюс фонящие колонк - увы-увы. Второе место после "Арктики", тамошнюю "обратную акустику" пока никто не превзошел!
И замечательный свет, соданный Бухловским прямо по ходу спектакля - с настоящими вспышками молний с темноте, и всеми прочими замечательными вещами. Когда будем играть где-нибудь в "Кругозоре", такого света, увы, не будет, зато будет хорошая слышимость. Дудочка и кувшинчик, что поделаешь!

(Из гона вокруг помню только народную реакцию на синие жилетки Голосов и Вестника - про сумасшедший дом, на что в голову немедленно пришла фраза из Басаргина, что европейский путешественник "подумал бы, что где-то рядом находится большой дом сумасшедших, и их вывели на прошулку").


Что меня радует, что спектакль, похоже, оказался интересен народу, люди сравнивают со своей трактовкой, прикидывают, как можно показать недостающее (безумно трудный для показа финал и его окрестности)... А кто-то, говорят, даже прямо в процессе спектакля стал читать ранее нечитанный "Лист"...
Приятно и даже как-то неожиданно. (Я, например, опасалась больше, что могуть вызвать вопросы наши отступления и додумывания - все эти разговоры с гостями).

...после, как было сказано, я некоторое время бродила в фойе, там же бродило некоторое количество товарищей, и так стихийно родилась идея ехать с конвента к Любелии (в составе Лю, меня, Сули и Истарни). Так я осуществила заодно странную идею использовать вычисленную накануне дорогу к "Маяку" через ж/д, - там в самом деле очень близко станция Красный Строитель.

У выхода из ДК нас успели отловить Лориндиль и Артанир, которые, кажется, решили наконец собрать все забытые за много лет в их квартире товарищами-ролевиками вещи и раздать их хозяевам (отчего у них, подозреваю, сразу расчистилось полквартиры;-) Так я получила чудесный красный палантин, а Фред - подаренную ему на ДР кружку (!).

По дороге к Красному Строителю нас сопровождала огромная Луна. Она была по-своему тематична.
А у Любелии был устроен смертельный для головы номер - "спектакль еще раз", ака просмотр его записи. Так я убедилась, что смотреть запись со своим участием даже не страшно, безумно интересно увидеть спектакль в целом и как-из-зала... А вот откуда у Аткинса в виде меня взялись такие резкие, практически "молниеносные" жесты, - это отдельный вопрос, и что с ними делать - тоже... Словом, просмотр записи, оказывается, и в самом деле интересен и эстетически, и технически.
Что, конечно, к конвенту напрямую уже не относится, но при том - непосредственно с ним связано.
Где-то как-то так(с).

P.S. А в сообществе выложили уже тексты двух, по-моему, наиболее интересных докладов толкинистики:

http://ves-con.livejournal.com/94480.html
Ангел
"Записки клуба мнений" Дж.Р. Р. Толкина и "Темная башня" Клайва Льюиса: сходство мотивов.
"Темная башня" как один из источников "Записок клуба мнений".

http://ves-con.livejournal.com/95067.html
Юлия Понелельник
Дружба Берена и Хурина: история сюжета
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments