?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Да, прежде всего - дополнение к предыдущей серии.
Сама теперь удивляюсь, что не заметила. Но в итоге товарищи подсказали.
Единственный элемент Стенда, который я не закомментировала - это изображения. Пять портретов. Ну, казалось бы, все с ними ясно - внеразрядники. Ну, и текст вокруг такой "увлекательный", что на них киваешь, как на очевидное, и идешь комментировать его.
ТАК ВОТ. Там слева с краю явно по смыслу должен быть Мишель Бестужев-Рюмин... а вместо него наличествует портрет Михаила Бестужева. Просто. Не Рюмина. Не Южное общество, а Северное, не внеразряд, к счастью, а второй, etc. etc. ... В общем, просто-напросто два разных человека. Так уж получилось, что от Мишеля единственное изображение - профильная зарисовка пером со следствия, кажется, не слишком удачная... Этот портрет, конечно, лучше. Одна беда - не его...
Я надеюсь, хотя бы с изображением заднего плана все в порядке?!

*

А выставка меж тем продолжалась.
Я. впрочем, осознав, что на дворе хороший двенадцатый час, изучала ее конспективно, но стараясь именно что осмыслить хоть в целом все залы, пока в полночь все не превратится в известный овощ.

Так что вместо описания кинусь, пожалуй, в публику несколькими общими закономерностями.
Прежде всего одной, кратко упомянутой раньше: потрясения в концепции выставки происходят если не из-за Врагов, то нипочему. Просто происходят. И им можно только героически противостоять или стоически от них страдать.
Например, царствование Николая I "омрачила крымская война". Где мы проиграли, но было место и героизму. Почему именно омрачила? Нет ответа...
В царствование Александра II, во второй его половине "росла социальная напряженность", а от нее заводились кружки, которые начинали с антиправительственной агитации, а продолжали террором (цитирую близко к тексту)... Отчего ж напряженность была? Да вот просто была... (от чего заводились кружки, думаю, отвечал не осмотренный мною детально текст про "врагов", ибо на их стенде, помимо террористов, наличествовало какое-то зарубежное на имена "Общество друзей русской свободы"...)
А в предпоследнем зале вообще есть отдельный крупный стенд "Несчастные обстоятельства правления Николая II". И там крупно, с картинками свалено в кучу все: Распутин, Ходынка, японская и мировая войны, а также болезнь наследника. И все это - "несчастные обстоятельства". Они просто есть. В тексте про Николая II перечисляются скопом разные принятые им меры - вот, он что-то сделал в 1890-каком-то году, вот "в 1906 году была созвана Государственная Дума"... Почему была создана? Какая такая революция 1905 года? Про нее отдельно, дальше, что из-за провокаторов расстреляли демонстрацию и начались беспорядки... Всего-то.
(Нет уж, фигушки. Я как член своей семьи и житель окрестностей станции Ухтомская крайне против забывать и запинывать под плинтус это событие).
Зато есть целый стенд про пресловутый Тринадцатый Год, в который "Россия достигла наивысшего экономического развития".
Да, кстати, стенд про врагов тоже есть еще больше прежних (этот зал вообще какой-то сдвоенный). Там на зловещем красном фоне "эсеры-террористы", "большевики", "творцы революции" (отдельно!), а также "генералы-предатели" и Думская оппозиция. Внизу, на стыке террористов и большевиков отдельно показаны Азеф и Троцкий. Видимо, чтобы посетители не успели, не дай Единый, забыть теорию жидо-масонского заговора. Впрочем, текстовину к этому изделию я не читала. (Змея потом спрашивает: "Савинкова нет?" Нету. "Конечно, русский дворянин, неудобно..." Ага, кстати, среди изобразительной продукции прошлых залов что-то не помню ни Герцена, ни Кропоткина, например...)
ВОТ тащу ссылки у ЖЖ-обитателя kolobok1973 - фото двух "вражеских" стендов:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/163521432.1b/0_fca7c_666ef9f7_L.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/163521432.1b/0_fca84_91a0475c_L.jpg
Насладитесь об забор, как говорится.

А еще есть целый стенд (я поразилась его размеру, но близко не ходила) посвященный конкретно теме, что Николай II отрекся не просто так, а по просьбе командующих всех фронтов.
Это, видимо, чтобы не было вопроса, что если у нас все было так хорошо, то что ж царь отрекся-то?

А вопрос возникает, и не только про отречение. Нам столько рассказывают про замечательные деяния царей, первую сирень махровые астры, первый кофе из цикория и вытрезвители...
И остается совершенно непонятно, как же после всего этого и 13 года наступил 17й и как это так получается, что мы тут празднуем 400 лет династии Романовых, а через четыре года, ничего личного, тоже будет юбилей, сто лет как эта династия тут не династия...
А ответа на выставке нет, кроме теории врагов. Они же - оппозиция. Слово это возникает еще в 18-вечных материалах выставки, если я чего более раннего не пропустила: произошло восстание Пугачева - и "Екатерина II ужесточила свою политику по отношению к крестьянам и оппозиции". Видимо, чтобы зритель четко увязал эту линию с сегодняшней действительностью.

Надо сказать, что связи с сегодняшним днем, точнее, преемственности, кажется, был посвящен последний зал. Там на очередном большом экране шли цветные картинки советской действительности. Совершенно валом и безоценочно: за тот краткий период, что я шла мимо, мелькнули и кадры голода в Поволжье, и какие-то радостные образцы живописи 1930-х годов... Может быть, это идет в смысле объективности, но у меня, в сочетании с бравурностью и напором предыдущего скорее вызывает бардак в голове.

Знать бы, что об этом думают в массе посетители?
Но я чуть-чуть смогла оценить их мнение, только пока торчала у стенда про декабристов. Подходят не очень молодые супруги и так насмешливо-философски обмениваются мнениями: "Надо же, теперь уже и Степан Разин не герой, и Пугачев, и декабристы..."
Радостно включаюсь, несу в народ тему "песня про казнокрадство - бред", про то, что надо читать не эту пропаганду, а источники...
Тут кто-то из них выдает фразу: "Да все источники, наверное, уже переписаны..."

Дальше у меня был короткий экскурс в архивное дело, и сейчас будет. Потому что хочется это сказать, даже если оно и очевидно.
Что, между прочих, у нас закреплено законодательно право доступа граждан к информации. И среди дореволюционных документов нет секретных. И любой гражданин (да, и лично вы, читатель) может прийти в архив, сформулировать тему, по которой он хочет вскопать документы, написать заявление и сесть их копать. И откроется ему то, что никакая идеология не переменит.
Ибо "переписанные источники" - это, к счастью, нереально. Источники либо есть, либо нет. А еще многие из них еще и изданы. И никто не переписывает не только их, но и даже старые, "неактуальные" нынче труды историков: раньше - дореволюционных, теперь - советских... Их просто объявляют неактуальными.
И при этом - если историческое исследование было качественным, оно сохраняет свой смысл, даже если концепция устаревает. Потому что историк по дороге к концепции делает много "черновой" работы - публикует документы, анализирует археологические находки или коллекции музеев... "Сверху" он может написать, что все это свитедетельствует, скажем, о революционном сознании крестьян Древней Руси. Потом окажется, что ни фига. Но то, что "ниже" уровня концепции, останется ценных. А вот если разобрать по кирпичу такую выставку, как нынешние Романовы в Манеже, то от нее, за вычетом концепции, боюсь, не останется практически ничего. Потому что это не наука, а пропаганда.

Да, вот вопрос напоследок (его задал Ринглин у Змеи): так может ли от сей выставки быть польза?
Ответить сложно. Думаю, если вы хорошо (пусть не досконально) и примерно равно разбираетесь в российской истории 17- начала 20 века (например, читаете по ней лекции в вузе;-), т.е. хорошо отличите лажу от не-лажи на базовом уровне, вы можете туда отправиться за отдельными любопытными фактами и высказываниями. Вдруг что-то из них вам раньше не попадалось? А они хорошо разнообразят лекции и привлекают внимание студентов - когда там был первый салют, парад, герберы и горчица...
Но. Если вы (как я) не можете поручиться за столь равномерные знания, то я не поручусь, что вы выловите там что-то годное, - и что вы сумеете разглядеть именно его за общим фоном, довольно напористым и агрессивным.
Хотя - это не исключено.
Там, например, приводилось по одному-два высказывания от каждого государя или государыни, в основном на тему управления страной. Даже из Петров II и III, даже из Анны Леопольдовны добыли какие-то...
Так вот, Александр II был представлен на стенде имени себя двумя, и весьма нетривиальными:
"Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно".
"Все страны живут по законам, а Россия - по пословицам и поговоркам".
Второе, заметим, уже после кодификации законов, не в том дело. Я им дополнительно прониклась, словом.

Так что, может и к вам что-нибудь выйдет? Но, увы, непременно - в сопровождении откровенно ненаучной и агрессивно преподнесенной концепции.
Такие дела.

P.S. Между прочим, к вопросу о Романовых - рядом, через площадь, есть выставка в Историчеком музее (точнее, в том здании, где был Музей Ленина, а теперь Музей 1812 года):
http://www.shm.ru/ev101512.html
Судя по описанию - должно быть интересно, причем именно про "человеческий аспект", про личности, а не про воплощенное государство. Не бесплатно, но 200 рублей - цена подъемная. Не до полуночи, но по четвергам - до 9 вечера. И ажно до конца января. Я туда собираюсь.
И еще накопала выставку в Коломенском:
http://mgomz.ru/vistavki/6980

Так что выбор есть, не на Манеже все клином сходится.

Comments

agata_lerd
Nov. 18th, 2013 09:47 pm (UTC)
И про колледж, и не только. Я тут недавно на новое издание учебника истории наткнулась. Плюнула и отложила, ибо.