Там явился большой файл писем супругов Юшневских. Собранный из разных изданий, не только сверстанный но и откомментированный, потому что в дореволюционном издании, самом представительных, никаких вообще комментариев нет.
Я о Юшневских немного уже писала, и местами даже стихами, и даже, помнится, просили про них еще. Вот, наверное, и есть самое сейчас полное и доступное "еще" на просторах Сети.
Процитирую из предисловия Любелии (которая даже под своим собственным вступлением почему-то не подписалась, не то что под прочей проделанной работой). Вот их история вкратце, в чем-то будет повтор, но Юшневских знают мало-а-зря, поэтому - пусть будет:
"Моя цель в данном случае - не собрать все письма Юшневских вообще, а рассказать их историю; на мой взгляд представленного материала вполне достаточно. Это история счастливой супружеской любви и верности до гроба (и за гробом). Обычно, говоря о подвиге жен декабристов, вспоминают Полину Гебль или Марию Николаевну Волконскую, "негероическая" Мария Казимировна как-то теряется на этом фоне - она не оставила воспоминаний, история ее путешествия в Сибирь не так ярко драматична. Однако вот - от нее осталось множество писем и они свидетельствуют об их любви. Это очень простая и страшная история: они жили счастливо и любили друг друга, потом Юшневский был арестован и осужден на каторгу, Мария Казимировна поехала за мужем. Не из числа первых, ей долго не давали разрешения. Жили - в Петровском заводе, потом на поселении (больше года мыкались по разным местам, назначенным для поселения, но для жизни не очень подходящим, в итоге осели под Иркутском в Малой Разводной), занимались воспитанием детей, музыкой, чтением, садом-огородом, почти наладили быт, купили домик... А потом Алексей Петрович, который буквально за несколько месяцев до этого писал в письме, что он здоров, никогда ничем сильно не болел - умирает. На отпевании еще одного декабриста, Федора Вадковского. Прямо в церкви. Мария Казимировна устраивает из его комнаты домашнюю церковь, ставит там алтарь, чуть не ежедневно приглашает священника для совершения мессы (она католичка). Пытается уехать из Сибири обратно в Россию - у нее осталась престарелая мать, есть взрослая дочь - но ее не выпускают: жены государственных преступников подписались разделить их участь до конца, и даже вдова не имеет права на возвращение. Она живет то в Кяхте, то в Малой Разводной, очень дружит с княгинями - Волконской и Трубецкой, ее письма пятидесятых годов наполнены описаниями семейных хлопот всего декабристского сообщества: выросли дети, дочерей надо выдавать замуж, сыновей - женить, уже пошли внуки - жизнь продолжается.
Возвращается она, как и все, кто вернулся - уже после официальной амнистии и умирает в Киеве в 1863 году. Последнее письмо этой подборки написано как раз из Киева."
Оно очень логично - это последнее письмо - история кончается возвращением. Без него, но все-таки, сколько лет оно вовсе казалось невозможным, скольким - не успело достаться?.. В общем-то, хороший конец, насколько он возможен в этих обстоятельствах.
43 письма -здесь: http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/yushhnevsk.htm
Если к вам выходит рекламный баннер и у вас нет рекламорезки, очень советую - просто сохраните файл себе и так и читайте. Благо, он длинный.
P.S. Про архивный отпуск - еще надеюсь сформулировать. 5 архивов, примерно 23 визита в них.
А сама села после большого перерыва дальше переводить письма Варвары брату, и дойдя до фрагментов про Полину - пришла на мокрое место... зато, кажется, сформулировала еще одну глючную закономерность - кто за кем и почему уходит. Впрочем, сугубо глючную. И - там еще 1838 год, время еще есть...