Про 49ю страницу
...Когда в декабре я сидела 2 недели в питерских архивах, у меня,в отличие от предыдущей такой поездки, почти не было вечерней культурной программы. Потому что был Рукописный отдел Публички (ака Российской национальной библиотеки - не путать с Российской государственной, они в разных городах!). А она до 9 вечера по будням.
И программа в ней была куда как культурная...
Самая наикультурная ее часть называлась Фонд Шильдера.
...В общем, жил-был такой дореволюционный историк. Занимался отечественной историей 18 - 19 века, написал про это эн книг - и к ним активно копировал всяческие документы из государственных архивов. По декабристской тематике там тоже есть. И просто по ряду персоналий, меня интересующих.
Я раньше не знала, в чем прелесть копийных фондов, казалось бы - фу, копия, то ли дело - оригинал!..
Но выяснилось, что копии, например:
- обыкновенно бывают понятным почерком. А оригиналы - ВСЯКИМ.
- сохранились, а оригинал с тех пор делся или просто неведомо, где может находиться.
- лежат все в одном месте и кучкой, а оригиналы могут быть в куче разных мест.
(Кстати, о разных местах. Судя по составу бумаг, чуть ли не за теми же архивными столами наперегонки с Шильдером переписывал историк Дубровин. А его фонд оказался вовсе даже в Архиве Академии Наук, Санкт-Петербургский филиал, - и кое-где они на интересующие меня темы повторяют друг друга, а кое-где - любопытно дополняют. Так что приходится смотреть 2 версии копий. Остается выяснить, не лежит ли где теперь еще и оригинал, а то, может, и он чем дополнит картину...)
Самая же прелесть с Фондом Шильдера состоит в том, КАК вы ищете то, что хотите получить. Вообще-то во всяком архиве на это есть 1) описи фондов 2) каталог с карточками (Без второго - в формате "для читателей" - умудряется обходиться ГАРФ, но вообще-то так не бывает;-).
Так вот, никаких следов Шильдера в каталоге Публички нет. А ведь казалось бы - еще в отчете оной библиотеки за 1903 год есть список, рассортированный по темам, того полезного что есть в этом фонде. (Как раз когда-то тогда он в библиотеку и попал).
Ну так вот, при желании что-то получить вы и получите книжку 1910 года издания... с чернильными пометками на полях, которые являются шифром. И в требовании надо писать еще и страницу, с которой вы это списали - чтобы сотрудники проверили.
Причем из всех наличных в Рукописном отделе экземпляров этой книги с пометками - ровно один. А поскольку он, натурально, затрепался, с него сделали ксерокс, переплели в 4 папки и выдают читателям.
(Кстати, один из сотрудников рассказывал мне, что эти пометки - в несколько слоев, и "нижний" писался, еще когда коллекция была в основном у Шильдера дома, так что можно обнаружить варианты "в шкафу около кровати"...)
Так вот, в ксероксе и была вся проблема. В процессе его изготовления как-то задумчиво не скопировали страницу 49. Судя по наличию следующей, лист из книги не выпал, просто - забыли.
Один из интересующих меня предметов - перлюстрация писем 1812 года - был как раз на ней. А шифра нет, потому что нет страницы. Показываю проблему сотруднику читального зала. Очень его удивляю. Получаю предложение заказать без шифра. В следующий раз... получаю отказ потому, что без шифра! А шифр на 49й странице. А страница в книге. А где книга, никто не знает. Всегда была где-то тут, но, наверное, кто-то из сотрудников взял и не признается. Вы придите в другое время, может, ее найдут.
Эту траекторию я проделывала минимум с тремя сотрудниками, в т.ч. в субботу, утром перед докладом на Весконе...
Результат был все тем же нулевым, и я бесилась от того, что есть обработанный (ну хоть как!) фонд, есть документ, - и я не могу его получить.
В оставшемся декабре и январе Хейлир, по моей просьбе кое-что там отсматривавшая, периодически закидывала к ним удочки про Шильдера. С тем же результатом.
В общем, было понятно, что тянуться это может еще бесконечно долго. А еще интереснее, что будет, если книга пропадет с концами.
А я январе я собралась в Питер же на 3 дня - вроде как компенсировать недобранную культурную программу. И ни в коем случае не сидеть в архивах!;-)
Но вдруг всплыла дико интересная ссылка из Эйдельмана - и именно в Публичку! А еще образовалась игра, и к ней бы, все из того же Шильдера было осмысленно посписывать всякие письма родных и родным времен следствия... Словом, в итоге я снова нагрузила Хейлир просьбой кое-что заказать. Удочку имени 49й страницы она им снова закинула. С аналогичным нулем на выходе.
Так что в пятницу, пробежав примерно 5 выставок в трех местах, я непоздним вечером явилась в родной и знакомый уже рукописный отдел. На выдаче было человека три. Сугубо для проформы я спросила про 49ю. "А что с ней такое?" - поинтересовалась явно не виденная мной раньше немолодая дама. Остальные меня и историю прекрасно вспомнили и объяснили даме про ксерокс. "Так надо смотреть не там, а в книге". Ей сказали, что в книге нет пометок, а другой экземпляр невозможно найти. "Так он же у заведующего!" - сказала дама... и принесла книгу.
Действительно порядком затрепанную, так что мне ее только с чужих рук показали. Но с нужной страницей. Шифр списан, но - кто же знал, кто же знал!? - в общем, списывать результаты опять не мне, потому что на выходных заказы не приходят. Вот кто же знал - так бы я себе понедельник организовала... Эх.
Но, в общем, речь не об этом.
А о том, скорее, что по сю пору во всяком архивном поиске сохраняется элемент случайности, а еще удачи (и волшебного бардака).
И еще о том, что не надейтесь, граждане, что скоро все архивы переведут в Интернет, и можно будет ВСЁ найти, не отходя от компа. Во-первых, не скоро и не все. Кое-что - переведут и уже перевели, и это сильно расширяет возможности поиска (см. хоть то, что мы со Змеём недавно опубликовали). А кое-что сложно перевести, потому что его нет. Например, нет описи, а есть книга с пометками на полях.
И в том, что хоть вывешено, хоть не вывешено, нужно для начала твердо знать, что и где искать. Ну, или... оказаться в нужное время в нужном месте. А вот это - параметр предельно неформализуемый.