Один из критериев для меня - такой часто помнишь наизусть.
Впрочем, тут стих будет недлинный...
*
Сергей Муравьев-Апостол
(Перевод с французского - NN)
Земным путем сойти до срока,
Медлительно и одиноко,
Не узнанным при свете дня,-
Но там, где небо тьмой одето,
В конце пути по вспышке света
Вы опознаете меня.
*
...в отличие от комментария.
Казалось бы, что тут откомментировать - сел Мышь на любимого нынче конька и давай цитировать... Но история несколько длиннее.
Где-то в относительно старшем классе школы мы с отцом ездили к живущим на юге родственникам, в Ростов-на-Дону и Пятигорск, всего - недели на три. Поездка эта была отмечена разными достопримечательностями и приключениями, но, в частности, что на мельчайшей даче ростовских родственников, что на квартире в Пятигорске я исправно шерстила попадавшиеся мне журналы "Работница" и "Крестьянка" в смысле раздела поэзии - а где-то еще и сборник стихов разных лиц под руку попался. Понравившееся выписывала, и набралось, помнится, ровно 50.
Было там хорошее и РАЗНОЕ (Например, концовка стихотворения: "Онемел я и оглох,/ К подоконнику присох. / Значит, вот она какая - / эта первая любовь!")
Так вот, стих был извлечен из какой-то 19-вечной подборки на полстранички. Причем о том, кто такой этот Сергей Муравьев-Апостол, я счастливо не подозревала, т.е. стих зацепил не в смысле его судьбы, а сам по себе - и запомнился.
...Настолько сам по себе, что потом, излагая текст Змее, я заявила по памяти, что писал его Трубецкой. (Очень ее удивила. И точно: не писал. И вообще стихов не писал вроде бы. Правда, и от _этого_ Сергея сохранился ровно этот один...)
Так вот, потом, внезапно оказавшись в курсе, кто такой его автор, я отдельно удивилась, что попавшийся мне перевод на диво малоизвестен. А в основном ходят и расходятся на цитаты другие два... которые, увы, нравятся мне гораздо меньше.
Собственно, все тексты, плюс оригинал на радость франкофонам собраны вот тут: http://az.lib.ru/m/murawxewapostol_s_i/text_0030.shtml
Немножко потеоретизирую на эту тему.
Собственно, запомнившийся мне перевод оказался почему-то единственным, где сохранилась рифма и 6 строк как форма.
У Лунина, на мой вкус, получилось что-то среднее между подстрочником и переводом белым стихом, и потому странное. И он вроде бы пытался передать строфику, но вместо 6 строк оказалось почему-то 5. А у Слонимского все ссохлось в четверостишие, да еще какое-то очень унылое по общей интонации, куда-то в сторону детских мечтаний "вот я умру - тогда вы все заплачете".
Вообще любой стихотворный перевод что-то прибавляет и убавляет, так вот получилось, что Слонимский прибавил могилу и уныние, а NN - одно из звеньев в очень красивую цепочку "день - тьма - свет", и акцент сместился на "В конце пути - по вспышке света".
Что, надо сказать, совершенно соответствует истине.
Вообще, стих настолько ясно описывает сергееву жизнь, что я даже задумалась ненадолго - в самом ли деле это им написано? Не кем-то - о нем?
Но с другой стороны... И странно было бы писать "задним числом" в будущем времени... И то, что от человека сохранился вдруг один стих, на самом деле, вполне нормально. Образование у него хорошее, французское, причем парижское, и мне кажется, что версификации тогда в принципе учили, а язык ему, собственно, первый и родной... Плюс - к меланхолии временами он, похоже, был склонен... точнее, одно конкретное время. Так что я бы предположила, что если это не сугубо юношеское, то это вовсе не 1823 год, а 1821 скорее. Не знаю, откуда люди вообще взяли дату. (Происхождение стиха - вообще дело довольно темное, одна из версий звучит как "написал на стене Киево-Печерской лавры". Ага, и (получил по шее от монахов) подписался, видимо. И кто, интересно, списывал?)
И даже любимый перевод - тоже со своей загадкой: почему от переводчика никаких данных? Каких хоть времен этот NN? (Может, хоть первую публикацию можно отследить? И не она ли мне некогда и попалась?)
А где остальные стихи - ну, там же, где весь остальной архив Муравьевых-Апостолов по большей части. Там же, где автор - в Вечности. А нам осталась та вспышка света и память о ней - в 6 строках, написанных заранее.