С любовной лирикой вышла другая загвоздка. Она такая совершенно 18-вечная, какая и должна быть, вроде бы как про аркадских пастушков и прелести простой сельской жизни... И вот эта стилизованная простота для меня оказывалась столь намеренно стилизованной, что тоже серьезно не воспринималась.
И еще у него - в самых разных вещах, помимо высокого штиля, есть еще, как я понимаю, вполне сознательной языковой игры на смешение штилей. И это еще одна для меня проблема. То есть высокий штиль сам по себе ее создает, многие его слова убрели в языке с тех пор кто в непонятную архаику, кто куда (например, какой-то бог идет, "ширинкою махая"; не подумайте плохого, там еще "ширинки шлемов" упомянуты!). А когда ее еще и смешивают с чем-нибудь подчеркнуто простонародным, мозги мои совсем путаются. (Это как с древнерусским. Летопись - вестимо, в печатном тексте - при наличии параллельного перевода читать могу, в перевод заглядывая иногда, а вот 19-вечную стилизацию под древнерусский (Вельтман, Сенковский) - куда меньше понимаю!)
И ведь юмор еще в том, что все это - штили, все это - не так, как говорят люди в обычной жизни (хотя они и далеко не нынешним языком, понятно, говорят!). Это вдруг доходит, когда читаешь-читаешь эти инверсии дикие... а потом натыкаешься вдруг на "Поймали птичку голосисту..." - я не помнила, что это Державин! И думаешь: елки-палки, да ты, мужик, оказывается, умеешь человеческим языком говорить!..
(Впрочем, дело точно не только в давности автора, - я об этом еще вспою на тему незаданного мне Ломоносова).
Так что выбирала я в чем-то по остаточному принципу. Что было более понятно. Хотя насчет звуков из дивана в первом случае я все равно не поняла, пока не нашла в Сети примечания. (Да, еще первый предмет - это определенно Раисе с большим кото-приветом!)
Итак,
Г.Р. Державин
На разлуку
Не раздаются больше звуки
Уже в диване мне тобой;
Бегу всяк час, бегу от скуки,
А скука следует за мной.
Когда ж назад ты возвратишься,
Весельем мой наполнишь дом?
Иль с арфою навек простишься,
С Мурзой, Милордом и котом?
Пожалуй, возвратись скорее,
Приятны возврати часы,
И Дашу сделай веселее,
И почеши Мурзе усы.
1802
Да, так вот, в силу своего происхождения из татарского рода, под "диваном" в данном случае следует понимать гостинную, а под Мурзой - Державина лично. (Даша - это его супруга, а посвящено отъезду из их усадьбе некой родственницы, П.М. Бакуниной, "в шутку" (все в шутку!))
А Милорд - это его пудель, которому посвящена и отдельная ода. Там описывается масса его достоинств и только один недостаток - что он всегда сбегает от "Ужасной величины датского злобного кобеля" по кличке Дурак;-)
И еще одно - более раннее, тоже с элементами идиллии, но - вот что-то цепляет. Оно еше относительно раннее, и кажется - здесь еще много веры в то, что можно в самом деле устроить именно так:
Пикники
Оставя беспокойство в граде
И всё, смущает что умы,
В простой приятельской прохладе
Свое проводим время мы.
Невинны красоты природы
По холмам, рощам, островам,
Кустарники, луга и воды —
Приятная забава нам.
Мы положили меж друзьями
Законы равенства хранить;
Богатством, властью и чинами
Себя отнюдь не возносить.
Но если весел кто, забавен,
Любезнее других тот нам; —
А если скромен, благонравен,
Мы чтим того не по чинам.
Нас не касаются раздоры,
Обидам места не даем;
Но, души всех, сердца и взоры
Совокупя, веселье пьем.
У нас не стыдно и герою
Повиноваться красотам;
Всегда одной дышать войною
Прилично варварам, не нам.
У нас лишь для того собранье,
Чтоб в жизни сладость почерпать;
Любви и дружества желанье —
Между собой цветы срывать.
Кто ищет общества, согласья,
Приди повеселись у нас;
И то для человека счастье,
Когда один приятен час.
1776
...а с ходу, конечно, из Державина вспоминается "Река времен". Даже почти наизусть. Но. Говорят, что это только начатая ода "На тленность". И совершенно точно, что это недо-акростих. Но у нас есть то, что есть, - не знаю, к чему приходила бы целая ода, а тут - только мысль, что все "Вечности жерлом пожрется". Впрочем, если все в порядке с датами, это написано им буквально дня за два до смерти... Так что кто его знает, насчет оды.
(И тут я поняла, что незаданное-ассоциативное пойдет отдельной записью).