?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...Мне кажется, я разбираю фотографии из нашей поездки то ли со скоростью самой поездки, то ли еще медленнее.

"Итак, что-где-когда".
Города Каменка, просто Каменка, но в отличие от НЕВЕРОЯТНОГО множества других Каменок - можно говорить Каменка Днестровская. Ибо она в самом деле на Днестре и в Приднестровье. Тихий, зеленый, и, кажется, как это в Приднестровье традиционно - _длинный_ город, вытянутый вдоль реки и дороги. Из характерного пейзажа, помимо реки Днестр, границы, которая вроде бы и не совсем граница - каменистые склоны вокруг, - вот то, что непохоже на Приднестровье много ниже (Тирасполь и далее). А река, кстати, на _ту_ очень похожа - у Днестра нет крупных притоков, он практически не меняет ширину.

IMGP0332.JPG

IMGP0541.JPG

Из градообразующего добра - консервный завод и санаторий, куда мы приземлились.
...конечно, по тематическим мотивам. Да, ЭТУ Каменку, в частности, не стоит путать с другой "тематической" - которая Днепровская, где были Василий Давыдов, Пушкин проездом, и сильно потом - Чайковский. Эта другая история, мы ее еще не изучали.
В ЭТОй - жил другой "тематический" человек - фельдмаршал Витгенштейн, главнокомандующий Второй армией, где и плодилось Южное общество, немалая часть которого состояла из его адъютантов. Потому что Вингенштейн, при всех своих военных заслугах был, судя по всему, человек характера весьма "невоенного" и доброго, и никому не отказывал. При этом сам ввиду мирного времени с огромным удовольствием засел в оной Каменке, дела поручил в основном начальнику штаба - и занялся садоводством и виноградарством...

IMGP0368.JPG

...за что его тут и помнят. У Приднестровья странные отношения с прошлым - у них нет какого-то древнего государства, которому они наследуют, именно эта узкая полоса вдоль Днестра как отдельный предмет и не-совсем-Молдавия - наследие исключительно событий XX века. Но два приднестровских явления по меньшей мере - город Каменка и Тираспольский коньячный завод "Квинт", можно сказать, числят Витгенштейна своими основателями. Потому что помимо собственно усадьбы (увы, сгоревшей на новый 1918 год с концами, теперь и места точно не найдешь, заросло окрестным парком) - так вот, помимо этого, Витгенштейн занялся тут виноградарством по самым передовым методам того времени. Выписал немцев-специалистов, набралось на целый поселок, и сейчас остался и поселок, и даже немного немцев, вот только название перелиняло, Антуаненталь (в честь жены, Антуанетты, урожденной Снарской) - теперь Антоновка, и большинство наверняка уверена, что это по яблоку! Ну, и виноградарству пришел локальный каюк, хотя собираются восстанавливать... Но были и есть - выложенные на каменистом склоне террасы - где прогревался камень, и потому виноград вырастал не только быстрее, но и слаще окрестного.

IMGP1099.JPG

...вот самое крышесносное впечатление от Каменки у меня - оттуда. С террас. Мы прошли пешеходной экскурсией по парку (городскому, бывшему усадебному), отслушали даму-краеведа, которая 30 лет добивалась, чтобы тут поставили памятник Витгенштейну, которая на экскурсии даже упоминает князь-Шурика(!), - правда, в романтическом и неверном по факту контексте, но сам факт! - мы расспросили ее и пообещали прислать по интернету еще кое-что из воспоминаний о Петре Христиановиче... А террасы были рядом, сразу за парком, и мы на них бодро полезли.

Вот дня начала немнго собственно бывшего усадебного парка (и сохранившийся на краю его "дом Эмилии Трубецкой" - как раз той самой дочери Витгенштейна, которой посвящал стихи князь-Шурик!)

IMGP1048.JPG

IMGP1054.JPG

IMGP1060.JPG

IMGP1327.JPG

Влезли мы не до верху, где мелкие сосны. и сохранившееся здание каменного домика смотрителя, "красивое только издали", как было сказано на экскурсии (вблизи видно, что у него активно "поехала крыша"). тем более, что в оное здание бодрой рысью уносилась компания молодых каменчан - видимо, выпить и вообще весело провести время.
Но этого "не до верху" уже хватило. Там было тепло и тихо (когда спустились, оценили, насколько в районе заката в самом деле отличается температура вверху и внизу). И далеко видно - город, другой берег Днестра... И эти тянущиееся вдаль каменные стенки с лестницами, заросшие сухой травой, которые невероятно напоминали раскопанное и заросшее обратно античное городище, вроде Танаиса...
Конечно, хорошо, если там и вправда возродят посадки - но будет уже не так.

IMGP1095.JPG

IMGP1098.JPG

IMGP1082.JPG

IMGP1105.JPG

(А возрождением всякого такого интересуются, в частности, зарубежные потомки Витгенштейнов, они приезжали... И у того самого их поместья Сайн (того, которое восстанавливал Лео!) есть сайт - надо будет пойти и посмотреть таки его. Может, из этого тоже что-то любопытное выйдет, о связи прошлого и настоящего).

Здесь вышло, и какое. Самое близкое путешествие, нами абсолюно не планировавшееся и от того еще более потрясающее. Витгенштейн - лютеранин, в "Антоновке" была кирха, в подвале которой он и был похоронен, как и те члены семьи, которые не жили совсем уже далече к моменту смерти. В советское время кирха превращалась в разные учреждения и в итоге сгорела, а могилы разорили и закопила останки в какой-то яме поблизости. (Эх, георадаром бы там пройти...) На фундаменте здания стоит здание погранзаставы (ширина Приднестровья от 3 до 20 км, поэтому там ВЕЗДЕ граница!). Вроде бы в подвале что-то есть, но было прекрасно понятно, что под таким "режимным" учреждением экскурсии не ходят...
И вдруг. Тетушка-краевед через пару дней после экскурсии разыскала нас сама - и сказала, что каким-то невозможным образом договорилась, чтобы нас пустили посмотреть.
Погранзаставу снаружи фотографировать нельзя, но она - дом и дом, ну, покрупнее окрестных жилых, и все. И вот обнаружить под ней готические своды не ожидаешь никак!..
Это второе крышесносное впечатление.

IMGP1750.JPG

IMGP1751.JPG

IMGP1756.JPG

На участке за бывшей кирхой - не слишком активная попытка местных лютеран привести в порядок уцелевшие плиты бывшего кладбища при кирхе.

IMGP1765.JPG

...И о санатории. Тут тоже Витгенштейн(ы) - если я правильно помню, какие-то поползновения в сторону устройства тут курорта были уже при сыне или даже внуке Петра Христиановича. дачи в парке, лечение виноградом и кумысом...
Теперь есть еще и минеральная вода, но ее откопали вроде бы уже в советское время - но мы в итоге получили, можно сказать, времяпрепровождение в духе как раз той, более ранней эпохи - "ездили на воды"! Вода вполне приятная, солоноватая. Впрочем, из-под крана там тоже идет что-то, определяемое как слабая минералка... с любопытным доп. эффектом при попытке ею вымыться: кажется, что никак не можешь смыть мыло. Потом выясняется, что если сунуть в струю воды чистую руку, она тоже будет по ощущению "мыльной". (В Тирасполе, помнится, тоже была "слабая минералка из-под крана, но какая-то другая, не "мыльная"!)
И нужно сказать, что минеральная вода - это практически все, что мы знаем о лечебной составляющей санатория. Ее там вообще-то много, в чем-то идеальное место "для пожилых ежей"(с) с кучей возможных процедур до обеда и наличными в расписании мелкими экскурсиями после. Но нам поправкой здоровья было заморачиваться нереально, потому что половина наших дней уходила под поездки примерно на весь световой день. каковые тоже, кстати, извлекались из санатория (потому что общественный междугородний транспорт там невелик числом и весьма неспешен... словом, им мы пользовались только для самого ближнего, меньше 10 километров, выезда - в Хрустовую). Только ездили мы в большинстве случаев в комплекте "четверо нас + водитель". Культорганизатор Виталий исправно объявлял по громкой связи в обед и ужин, что "инициативная группа" (сумасшедших) (читай: управа Южного общества;-) собралась куда-нибудь в Тульчин.... Другие желающие почему-то не образовывались, что нам было только на руку!

Что еще? Тихое, _очень_ тихое место. Я в определенном смысле вернулась через 20 лет - не сюда конкретно, а в Приднестровье. И понимаешь, что река та же... Но то, что вокруг, словно застыло - памятники Ленину все на месте, про улицу 60-летия Октября с гордостью сообщают, что ее не переименовали... Мобильная связь местного разлива идет по какому-то древнему протоколу, в результате мы неделю выясняли, как позвонить от нас на местные номера... Оказалось - никак. Нужен другой оператор.
Все, что растет, растет здесь по факту воткнутия палки в землю - а потому стоит копейки.
Местный рубль - это 3 российских, но все равно помидоры по 3 тамошних рубля килограмм, слива - по 6, весьма неплохое вино - за 20 с чем-то впечатляют.

Местный базаный день (на фоне церкви, которая в девичестве, похоже, была торговыми рядами):
IMGP1332.JPG

...и то, что оттуда можно принести:
IMGP1856.JPG

Среди транспорта внятно представлен гужевой... впрочем, за Днестром, собственно в Молдавии, его еще больше.

IMGP0337.JPG

IMGP0415.JPG

Санаторий населен внушительным количеством собак и кошек. Причем собаки все как на подбор мелкие, ушастые, рыжие или черные. То же прослеживалось и в других посещенных местах. Какая-то южная разновидность непородистых собак. У нас они получили прозвище "феньков", а главная их санаторная представительница была прозвана Феней.

IMGP1419.JPG

IMGP1740.JPG

...а еще в санатории есть местная современная скульптура по парку (это я как-нибудь покажу отдельно, только для желающих!) - и поздне-советская настенная роспись (здесь пара фрагментов)

IMGP1342.JPG

IMGP1344.JPG

...и фрагмент ее, по прозвищу "врачебный фейспалм")
IMGP1346.JPG

...а о том, куда мы, собственно, ездили все время, которое не выдыхали после поездок;-), уже начали рассказывать товарищи и, наверное, еще порассказываю я.

P.S. А фотоальбоме Каменки традиционно больше: http://fotki.yandex.ru/users/aiya-maitimo/album/222889/

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
odna_zmeia
Oct. 4th, 2014 11:35 pm (UTC)
Да, по итогам то же: самое сильное впечатление - это террасы и склеп под погранзаставой.
И я только на фотографии толком увидела, до какой степени церковь сохраняет облик торговых рядов.:)
kemenkiri
Oct. 5th, 2014 09:54 am (UTC)
Надо бы поискать в книжке у тетушщки-краеведа - может, там что-то внятно будет сказано про храм?

Edited at 2014-10-05 09:54 am (UTC)
fredmaj
Oct. 5th, 2014 12:27 am (UTC)
да, присоединяюсь - террасы, и тот лютеранский кусочек в Антоновке: склеп, в котором пусто, но есть память - и кладбище, где только крест и все...:-((

А так - да, феньки, гужевой транспорт, тишина, заповедник Советского Союза некоторым образом, Лыцк как он есть.
А да! еще та самая мадам-краеведица с сияющим кирпичом:-)

Но, Мыши, кроме всего прочего - что за музыка у тебя??



Edited at 2014-10-05 12:27 am (UTC)
kemenkiri
Oct. 5th, 2014 09:44 am (UTC)
А это непрямые последствия того, что я (с помощью купленного в Кишиневе диска) сообразила, как искать на Торрентах молдавскую музыку. Собственно, ЭТА группа (под названием "Патмос") играет не этнику вовсе, а абстрактно-приемлемые инструментальные аранжировки классики, видимо, каких-то протестантских современных вещей (судя по названиям), буквально пару штук чего-то молдавского... и немалое количество тематического добра;-) Кажется, среди него я опознала пару вещей, попадавшихся мне в древние годы в сборниках *молдавской* музыки из магазина "Путь к себе"!

Edited at 2014-10-05 09:44 am (UTC)
kemenkiri
Oct. 7th, 2014 08:56 pm (UTC)
Собственно, она:

Прослушать или скачать Patmos Hava Nagila бесплатно на Простоплеер
naiwen
Oct. 5th, 2014 02:16 am (UTC)
А, так вы ездили на культорганизаторе :) а то я все хотела спросить, каким транспортом вы там везде ездили.
И что, оный организатор вас где-то ждал целый день? Или ходил с вами?
А чем особенно страшна местная парковая скульптура?
А врач на картинке почему-то на Путина похож :))

Edited at 2014-10-05 02:17 am (UTC)
kemenkiri
Oct. 5th, 2014 09:53 am (UTC)
Собственно, поскольку у них на сайте были обещаны гипотетические экскурсии в Умань, Кишинев, Одессу, мы их исходно собирались использовать - и поискать водителя на Тульчин с их же помощью. Ездили мы таким образом, кроме Кишинева, не на самом культорганизаторе, а на другом товарище, - спокойном, разумном и приятном, который оказался внезапно одним из замдиректоров санатория. И да, он нас задумчиво ждал в машине во всех этих точках. В Кишиневе культорганизатор Виталий в музей ходил с нами, но он в свою девушку в Кишинев таким образом выгуливал;-)
Один раз мы решили предпринять что-нибудь дальнее сами, но осмотр автостанции показал, что довсюду мало рейсов и они долго едут (до Тирасполя и Бендер - часа 4). В итоге выяснилось, что есть еще просто "прикормленные" водители, которые поочередно дежурят у санатория каждый день. С одним таким мы ездили в Молдавию, в Сороки. Поскольку раньше он заведовал местной милицией, из будки не вышла ни одна таможня, так и проехали;-) Кстати, пока мы собирались, мимо бежал культорганизатор и принес пользу - позвонил сорокскому краеведу, который встретился и рассказал много любопытного про историю города и крепости. Так вот, пока мы смотрели крепость и музей, водитель нас ждал в машине (в музей он сначала пошел с нами, но там оказался перерыв, и мы пошли бродить по городу сами в ожидании окончания). А вот в храм необычной архитектуры на горушке около города он лазил вместе с нами.

Скульптура просто в меру абстрактная, и у всех остальных обитателей нашей компании, кроме меня, энтузиазма не вызывала, - а у меня, видимо, восполняла недостаток маразма в организме;-)

"почему-то на Путина похож"
Живьем, к счастью, не ассоциировался;-)
naiwen
Oct. 5th, 2014 10:44 am (UTC)
и берут наверняка эти водители по московским меркам копейки :)
поэтому я и говорю - нужно кооперироваться. А то в одиночку брать машину дорого выходит, а на четверых - вроде нормально. Даже как я в Минусинск ездила, машина на четверых вышла бы примерно столько же на человека, как я за автобус платила - и можно было бы ехать в удобное время, а не ночным автобусом. Одному дорого путешествовать :(
kemenkiri
Oct. 5th, 2014 09:15 pm (UTC)
Ну, не совсем копейки (я не могу припомнить, сколько стоили наши "самопальные" Сороки, а остальные вояжи - по 25 - 40 долларов с лица). Но да, 4 человека - это уже готовая экскурсионная группа.

Edited at 2014-10-05 09:15 pm (UTC)
naiwen
Oct. 6th, 2014 01:38 am (UTC)
вот, например, мы в Варшаву собираемся, там индивидуальные экскурсии предлагают от 80-90 евро. Соответственно если один человек - то он и платит один 80 евро, а если четыре человека - то по 20 евро с носа.
Но группа в таких случаях, кажется, не больше 6 человек в целом.
hild_0
Oct. 5th, 2014 05:28 pm (UTC)
Почему-то от рассказа - ощущение жаркого летнего дня и горячего степного воздуха. Земли, прокаленной солнцем...
kemenkiri
Oct. 5th, 2014 09:16 pm (UTC)
А летом - в начале осени там так и есть, и мы успели на самый конец этого в первую пару дней. Вот Днестр на первом фото - он именно из такой погоды. И да, мое "внутреннее Приднестовье" именно такое.

Edited at 2014-10-05 09:16 pm (UTC)
hild_0
Oct. 6th, 2014 05:41 pm (UTC)
Вам удалось это передать.
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow