А пока пара штрихов - и, собственно, кое-что тематическое к игре.
Про дворец Потоцких, с которого мы начали, - и которому (точнее, его обитателям), наверное, город обязан частью своей исторической судьбы, недавно подробно говорила и показывала Любелия.

Поэтому из дворца выходим - и попадаем просто в город, - с упорно вылезающей из-под асфальта брусчаткой...


...и очень быстро попадаем к местному музею. Про него, точнее, про часть его экспонатов и будет речь.
Он весь в зелени, так что его трудно сфорографировать целиком.


Вот фото из Сети - видимо, старое, когда зарослей просто было меньше: посмотреть.
Оно как раз хорошо показывает, что предмет представляет собой - вроде бы дом в стиле классицизма, да еще со встроенной круглой залой - но очень приземислый, и этим подозрительно намекающий на родство с украинской хатой.
И еще одно сетевое -храстоматийное, с весенними цветущими деревьями рядом.
Во времена 2й армии дом принадлежал кому-то из местных жителей и сдавался в аренду, как я понимаю, - под офицерское собрание.
В музее для такого маленького дома удивительно много и удивительно внятно в экспозиции. Там уложилось все - от каменного века и древней Руси до семейных историй нынешних тульчинцев (и готовилась, собираясь открываться буквально через пару дней, выставка про историю местных аптек).

А в том самом круглом зале - как раз то, за чем мы пришли - Потоцкие и декабристы.

От Потоцких - например, несколько статуй из парка (теперь совершенно заросшего бурьянами), фрагмент вышивки:


...а еще там есть тематические стенды:

(знакомые всё лица - в несколько неожиданном наборе)

Муляж "Русской Правды"...

...и картины!
Вот о них-то и будет особо подробно.
Итак,
1) Это историческое заседание 1821 года (...предмет стольких очных ставок!)

По крайней мере, так полагает художник. Желающие могу поугадывать, кто тут кто. Я, честно говоря, кроме "заглавного героя" предполагаю разве что Ивашева... Которого по лохматости хочется назначить Барятинским, так как таковой тут должен быть - а Ивашев вообще по идее лежит и болеет).
2) Это... Да, это не картина, это макет, но картины сейчас воспоследуют.

Так сказать, главный культурный объект, известный как дом Пестеля...
Известен он, пожалуй, еще двумя моментами. Во-первых, где-то накануне перестройки его зачем-то решили реставрировать методом "разобрать до основания и нечто построить обратно". Как можно догадаться, зависло все где-то на первой стадии. Поэтому наблюдать объект можно (если толком) только в виде макета. (А соответствующую руину-новодел где-то можно наблюдать, но мы ее ухитрились не найти. Теперь, глядя на упорно рисуемый склон, я полагаю, что мы просто немного не дошли).
И второй момент. Поскольку, что бы ни вычисляла Киянская, документы (например, семейная переписка) показывают, что Павел Иванович банка не грабил, у него иногда и целой рубашки не случалось... То я (а, как выяснилось, не только я) сильно сомневаюсь, что ему было по средствам снимать такой домик (вообще-то сравнимый по размерам с тем же офицерским собранием). Если уж кто из обитателей мог в чем-то подобном жить, то скорее Киселев. Ну, или кто-то еще покрупнее чином и средствами... Но в случае Киселева, думаю, был бы как раз шанс дому связаться с именем... Дополнительный аргумент - про тоже немелкий домик, судя по краеведческому буклету, ходит идея, что там жил Басаргин...
Но я, чесно говоря, полагаю, что они, как и многие другие, снимали даже не дом, а скажем, местные полдома, скажем, из таких:

(На этот нам указали, как на сохранившийся традиционный для этих мест еврейский дом).
Но в местной, если можно так выразиться, художественной ноосфере, пресловутый домик оставил много следов...
3) Вот приезд Пушкина (это точно), надо полагать, к Пестелю (на себя непохожему и почему-то в красной рубашке)

...но если в Тульчине, Пушкин и домик подозрительно на горке - то к кому ж еще?;-) (с точки зрения советской исторической науки, я хочу сказать. И местного художника вместе с нею).
4) ...впрочем, другой художник, рисующий в стиле наивной живописи, явно полагает, что это было в другое время года:

Фрагмент того же:

- каковой явно показывает - пресловутый домик, тех же лиц, что в предыдущем случае... и пару товарищей при гитаре - не иначе как цыган?! Интересно, а на коне-то к ним кто едет?
5) И отступая уже от Тульчинской тематики:
Выдаю тут совсем крупно, чтобы можно было рассмотреть
(точнее, "совсем крупно" будет по этой ссылке точно: http://img-fotki.yandex.ru/get/5109/19155396.1b/0_d1f7e_45ed1b93_orig )
- что помимо "куда-то красные несутся...", например, ясно виден некто, раненый в голову, а напротив - то ли стрелявший в него, то ли при виде этой картины хватающийся за пистолет...
...а вот прочий город будет как-нибудь в отдельный раз. Это тоже целая история.
Comments
В описании сцены финала Черниговского восстания периодически упоминается, что С. Муравьев, придя в себя после встречи с картечью, пытался сесть на лошадь. Вот смотрю я на картину - и пытаюсь себе это представить, учитывая то, что ближайшая лошадь... мнэ... сама не очень-то стоит.
Кстати, я именно "о твоем" (о вашем, если сохранять обращение) и хотела в т.ч. поговорить, вот например - ты как все-таки думаешь, персонаж справа уже стелял или еще только собирается сам стреляться?
Edited at 2014-10-13 09:57 pm (UTC)
Там видны скачущие гусары и холмик за ними. Стреляли, полагаю, оттуда.
На картине про 21 год второй после "заглавного героя" - явный Юшневский, даже попытка портретного сходства есть
но плохо получилась, далее, судя по лицам - Лунин (зачем??) и Сергей, в торце если не Киселев;-), то Сергей Григорьевич, словом, полная эклектика.Про домик. А я вот думаю - а не мог Павел в этом (чьем-то) доме снимать, например, пару комнат? на такое его бы хватило, я думаю, тем более, что на тульчинские времена табуна у него еще не было или был не в таком объеме
чтобы хозяина масштабно обожрать.Про приезд Пушкина - это не красная рубашоночка, а перед мундира, так что Павел тут в форме Лейб гвардии Литовского полка, не знаю, почему, сберег, наверное:-). А похож он на "выдру лет пятидесяти" из "Выстрела", хотя в числе тульчинской пушкинианы есть нормальный портрет, ты его фотографировала - это ч/б на каком-то общем стенде.
Про наивную живопись: цыган там, по-моему, как раз нет, с гитарой, похоже, чуть ли не Шурик, а рядом не цыган, а кто-то с красными эполетами. А вот кто к ним едет - я даже боюсь предположить, вид у него уж больно жандармский:-))
Имеют наглость жечь костры, валяться на траве и замышлять недоброе..."
Крупно я ссылочку добавила: http://img-fotki.yandex.ru/get/5109/19155396.1b/0_d1f7e_45ed1b93_orig
Ты могуч, брат, Юшеневского там найти... Мне столько не выпить.
Снимать часть дома - в принципе, мог. Я просто полагаю, что хозяин такого домика скорее мог сдать его целиком, и кому покрупнее. Ну, и когда на меня вышел еще и "дом Басаргина" в виде чего-то крупного, мне показалось, что это такая тенденция - "расселять" героев по сохранившейся застройке.
Кстати, нашла оч. интересную ссылочку - много фото про "аборигенную" застройку Тульчина -и про сохранившиеся постоялые дворы:
http://photohunt.org.ua/Tulchin.html
...и зимний Тульчин:
http://russiantowns.livejournal.com/3898504.html
*
Я знаю, я знаю, с гитарой должен быть Павлищев! Это он собирался зарабатывать игрой на оной.
...но судя по времени, едут еще не за ними. М.б. едут у Пушкина спросить, почто он не на работе?;-)
И о портретности...
Да, я из-за обшлагов у выдры в красном думала про мундир, но не знала, какой он у литовцев - и вообще дико как-то смотрится.
А из неприведеннго здесь - вот это, по-моему, и все:
Edited at 2014-10-14 09:14 am (UTC)