?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давно не было веселых историй про архивные накопательства.
Потому что я тихо сидела в Историческом архиве г. Москвы (и я умолчу, о Гекуба, как оно теперь по полной форме называется, после реорганизации... потому что сама не помню!) и копала владения Барятинских в Каширском уезде (звучит-то как... нет-нет, ПОЛЕВОЙ сезон закрыт!).
И почему-то чем ближе лес был к 1858 году, тем веселее становились партизаны... То есть крестьяне и дворовые.

Нет, там и в смысле владельцев было весело: например, Николай Михайлович Барятинский получил кучу дворовых и немного крестьян своего отца, умершего в 1845 году, только в 1851 году и купив с аукциона, потому что считался, будучи рожден до брака родителей (ЗАДОЛГО до, надо сказать!) не "сыном", а "воспитанником", и кстати, Барятинским был, а князем - нет! (А потомственным дворянином был по случаю военной выслуги).
А какой-то другой кусок владений все те же Барятинские в некий момент продают своему богатому родственнику... а лет через -дцать покупают у него обратно, и выглядит это так, что покупка кажется фиктивной и способом занять денег без возврата...
А еще кусок владений уходит чужим людям и тоже с аукциона (то есть как будто нет наследников), но в 1828 году, как раз тогда, когда вступают в наследство за умершим отцом князь-Шурика и за ним самим, по случаю его "политической смерти", которая в имущественном плане имела ровно те же последствия, что и реальная. И почему так происходит (до того кусок владений был вроде не их!), я еще не знаю и буду выяснять.
Но с крестьянами тоже все любопытно и нетривиально.



Причем я-то, в целом не сильно разбираясь в эпохе, сначала натыкаюсь на что-то и не знаю, это оно лично мне в первый раз попалось, а всем остальным попадается регулярно, - или оно и правда что-то редкое?
Вразумляет меня на эту тему Змея, и оказалось, что да, в самом деле какие-то неочевидные вещи делает это следующее поколение, эти Барятинские-не-князья. Например, ситуация у нескольких семей дворовых: родители остаются крепостными, а их детям (в т.ч. мелким, до 10 лет) дают вольную. Это все 1850е годы. Может быть, родители, всю жизнь прожив именно так, и именн в услужении, а не в деревне, и сами не рвутся куда-то уходить. А детей можно отдать учиться какому-нибудь ремеслу. Да и самим помещикам за них платить теперь не нужно будет, тоже выгода...
Или вот еще, тоже, оказывается, нехарактерная идея - переводить крестьян в дворовые. И правда, в материалах предыдущих ревизий у тех же людей (и их родни), с 1780-х годов начиная, мне тоже не попадалось. Это получаются два непересекающихся мира, им и учет, по тем же ревизиям, отдельный...
И вдруг тот же Николай Михайлович переводит в дворовые довольно обширное семейство, а его супруга в своей деревне - две небольших семьи и кого-то отдельного. Впрочем, про крестьян госпожи Барятинской я ничего любопытного сказать не могу. А вот про тех, которые у ее мужа...

Словом, когда я прочитала про разнообразную участь этой семейки в разделе "Крестьяне", мне пришлось даже таблицу чертить, чтобы разобраться.
Итак, веселая семейка.
Жили-были в сельце Чернятине Каширского уезда Тульской губернии два брата Иван Казьмин и Алексей Казьмин (напомню, что это не фамилии, а отчества; фамилии у крестьян при этом были, но не появлялись в документах (а в Исландии так до сих пор и живут!)).
Жили довольно долго... ну, и в общем, наверное, благополучно: у каждого были дети, в т.ч. довольно взрослые: частью со своими семьями. Вот разве что одного из сыновей Алексея как раз рабрали в рекруты в 1853 году. На дворе аккурат Крымская война - а иначе и не взяли бы от малолетних детей (у него сын 5 лет и, похоже, новорожденная дочь).
Но вот в 1856 году конкретно понеслось. Умер Иван Казьмин, - сильно, впрочем, немолодой, лет 67. Впрочем, глядя на дальнейшее, у меня возникает вопрос: а его просто так Кондратий хватил или глядя на родню?
Поскольку аккурат в том же году брат его Алексей, всего-то лет 50, с одним из сыновей, Егором (лет 25) убыли... по суду на вечное поселение. (Интересно, далеко ли "поселились"? А то могли бы передать привет на Завальное кладбище г. Тобольска, дяде от племянника...)

Подробности их деятельности мне еще предстоит выяснить, пока нашла краткое упоминание у краеведов (больших путаников, но тут, кажется, трудно что-то перепутать!). В общем, эти деятели подожгли зерно в помещичьем амбаре - года за два до того, в 1854 г. И по суду огребли вполне закономерные последствия.
(Краеведы добавляют, что владелец, Николай Михайлович, еще какое-то количество недовольных тоже наказал: отправил из деревни жить на выселки... в 500 м от самой деревни. Нда, серьезное дело...)

Ну так вот, за выселки пока ничего не скажу, но по итогам этого революционного выступления все остальные члены этой семьи все в том же 1856 году мутировали из крестьян в дворовые. Т.е. избавились от необходимости как-то кормить себя сельским хозяйством и обрели какое-то содержание (А вот где его взяли Барятинские?! Они точно деньги лопатой не гребут...)
И было там, ни много ни мало...
- Два взрослых сына покойного Ивана Казьмина, с женами
- двое детей того самого рекрута, 10 и 5 лет
- ...и еще ЧЕТЫРЕ не сильно великовозрастных сына нашего старшего инсургента, т.е. Алексея Казьмина, в возрасте от 17 до 9 лет...
И заметим, наличие в родне двух поджигателей сарая не помешало помещику принять всю эту богадельню на свое содержание.
Вот такие локальные чудеса крепостничества.

*

А вот еще одна история. Точнее, конкретное лицо.

Я ее в ревизии 1834 года приметила. В рядах многочисленной дворни тетушки Аграфены, унаследованной потом Михаилом Николаевичем.
Там тоже занятная система, в этой семье. Годах так в 1800х, в первое десятилетие века, все четыре брата и две сестры, похоже, владеют всеми своими землями попросту совместно, кто бы конкретно что ни приобрел. Они и живут-то все вместе, включая еще семейство Петра Николаевича (отца кн-Шурика)... Я думаю, переезд всего этого множества по Москве или из Москвы в деревню - зрелище впечатляющее... И, видимо, не для слабонервных: именно где-то в эти годы из семьи вдруг линяет супруга петра Николаевича, матушка моего героя. Впрочем, может быть, это ее перестали тут терпеть, учитывая известный нам характер?!..
А к 1811 году из четырех братьев двое, холостые, умирают, - а оставшиеся два брата и две сестры владения как-то делят. Пока впечатление - что в первую очередь для удобства управления. Точнее, владения-то делят братья, а обе тетушки получают помногу дворовых, и в деревню, и в московский дом... но никаких "личных" владений. А зачем, если оставшиеся живут по-прежнему вместе?!
(И мне укорно кажется, что управляет всем этим беспокойным хозяйством лично тетушка Аграфена. По крайней мере, ревизские сказки за всех упорно подает ее служитель... Даже за заведшихся рядом Прончищевых.)

Так вот, в 1834 году, среди чернятинских дворовых, бывших аграфениных (она скончалась как раз в начале предыдущего года) оказывается, в числе прочих: "девка Пелагея Яковлева", 36 лет, без какой-то особой родни - за одним исключением: "Пелагеи Яковлевой незаконный сын Иван, по крестному отцу Михайлов", 16 лет.

Вот у крестьян нечасто, но пролетает... а среди дворовых в этой популяции - случай единственный. И ничего, заметим, из дворовых не разжаловали за неподобающее поведение, задний сарай в дальнюю деревню сторожить не услали... И живет потом она, и сын, все там же, сын заводит вполне законную жену, и к все тому же 1858 году (год последней ревизии) у них трое детей...

И вот что мне любопытно. "По крестному отцу Михайлов". (Вот да, такая система. Таким образом, тобольский сын князь-Шурика официально должен быть _Петр Иванович_ - по Анненкову). А не Михаил ли Николаевич крестил отпрыска Пелагеи? Они вообще, судя по московскому дому, нередко бывают крестными у детей дворовых.
Впрочем, это-то даже можно будет проверить по документам.

Второе непроверяемо, но подозрения одолевают меня все сильнее. Кто отец? Нет, понятно, что Пелагея, на тот момент 20 лет, могла загулять и с каким-нибудь другим дворовым, и с приказчиком лавки... Но вот с кем она в 1818 году загуляла так, что ничего ей за это, по-видимому, не было?!
...и вот думаю я на одного, гм, молодого человека, из гусарского, понимаете, полку, - который никогда не упускал лишнего случая в домашний отпуск съездить, - а еще в 1817-1818 году у нас гвардия в Москве кукует почти год...
В общем, ДУМАЮ Я. А Саша молчит и смущенно (или довольно?) улыбается.

...интересно, этот Иван Михайлов кудрявый был или как? И что сказала обо всем этом тетушка Аграфена?...

...Вообще я думаю, что по российским (и в целом - бывшим советским) просторам, гуляет некое количество генетических рюриковичей (а то и гедиминовичей! и т.д. и т.п.), официально - Ивановы, Петровы, Сидоровы, родом из крепостных...

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
naiwen
Nov. 12th, 2014 03:22 am (UTC)
Ну поэтому-то сейчас так много бывших дворян объявилось, что у Жени в классе в свое время все двадцать пять детей назвали себя потомками дворян, причем не абы каких, а исключительно Шереметевых и Голицыных (я полагаю, это потому, что родители этих детей только эти фамилии и знают - а то я могла бы еще какие-нибудь подсказать). Так что происхождение этих потомков, возможно, предсказуемое :))
(а уж где-нибудь в западных, западных-то краях чего может быть... по документам, к примеру, Бронштейн или Гольштейн, а по крови - гедиминович) :)
По поводу перевода крестьян в дворовые, вот еще когда материалы к "Городку" готовила и сейчас тоже недавно, много читала про то, как происходил подобный процесс в западных губерниях в 40-50-е годы по инвентарным реформам. Так вот, там это было очень популярно и, по-видимому, очень выгодно для крупных поместий - потому как крестьянский участок земли при этом переписывается на помещика (официально по инвентарям - в этих регионам крестьянское землевладение не общинное, а подворное, так что таким образом, помимо прочего, устранялась всякая чересполосица и владельцы получали более удобный массив земли для хозяйствования). Но! Это выгодно в КРУПНЫХ поместьях. А для мелких владельцев, в самом деле, какая выгода - только лишних дармоедов при таком раскладе кормить.
kemenkiri
Nov. 12th, 2014 08:07 am (UTC)
А ты знаешь, я думаю, по иронии судьбы натуральными "потомками Дурика" скорее будут не те, которые их себе сейчас придумывают...
(Эх, а я прямо беспокоюсь за свою семейную легенду - потомков знаменитого разбойника Чуркина. А ну, полезу после Нового года смотреть государственных крестьян Бронницкого уезда - и не будет там "девкиного сына"!)

Вот да, тут, конечно, уже чернозем или что-то вроде него (иначе бы у одной некрупной деревни не болталось по нескольку владельцев), но складываются из этого далеко не латифундии...
hildae
Nov. 12th, 2014 08:18 am (UTC)
А в СССР, наоборот, затушевывали неблагонадежное происхождение. У меня прабабка железно стояла на том, что "мы из крестьян", хотя некоторые факты их с братом биографий при этом странно выглядят.
Как у Сенеки, "нет царя, который не произошёл бы от раба, и нет раба не царского рода".:-)
kemenkiri
Nov. 12th, 2014 09:12 am (UTC)
Одна моя приятельница несколько лет назад плыла туристическим пароходиком, кажется, по Волге. На рейсе было много пенсионеров, завязывались знакомства... И вот видит она из окна каюты, как на палубе завязывают знакомство Он и Она, весьма преклонных лет, и Она с гордостью говорит: "Я - пролетарского происхождения!.."

А про приколы родословной расскажи при случае, такое всегда интересно!
hildae
Nov. 12th, 2014 09:50 am (UTC)
Забавно, как времена меняются буквально на твоих глазах.:-)

Расскажу, конечно, но я знаю такие крохи... Там брат прабабушки эффектно отметился - уводом жёны не то у своего полковника, не то вообще у генерала. Сам был штабс-капитаном, не выше, дальше началась революция. :-)
odna_zmeia
Nov. 12th, 2014 09:14 am (UTC)
Нет, здесь явно что-то другое - подворного землевладения-то нет, черный передел, как вы понимаете.:)
И мне как-то не попадалась практика переписывания крестьян в дворовые - хотя, м.б., я просто не смотрела.
Дворяне из Жениного класса, насколько я могу себе представить, происхождения в массе своей рядового, а то, что дети пишут - это семейный бред. Они к нам с этим бредом каждый день приходят. Последний прекрасный образец был - крестьянский мальчик Алеша Пантюшин, 1904 года рождения, из села Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии, любимый воспитанник царя Николая II. Вот это, я считаю, настоящий хит.:)

Edited at 2014-11-12 09:59 am (UTC)
urfinwe
Nov. 12th, 2014 12:48 pm (UTC)
"Последний прекрасный образец был - крестьянский мальчик Алеша Пантюшин ... любимый воспитанник царя Николая II"

Постыдились бы!
:)
naiwen
Nov. 12th, 2014 05:34 pm (UTC)
ну да, семейный бред, кто бы сомневался :) мне было очень интересно - есть ли среди этих двадцати пяти детей хоть один действительно дворянского происхождения (хотя бы из дворян формата Петра Борисова или Петра Высоцкого - ну хотя бы по документам дворяне, а в реале - голь перекатная). А то, может быть, даже и таких нет :)
odna_zmeia
Nov. 12th, 2014 06:49 pm (UTC)
Среди наших клиентов - считанные единицы, как и должно быть.
Вроде Петра Борисова - они, хоть и голь перекатная, но правами и преимуществами сословия все равно пользуются. Так смысл был все-таки прямой,:) а вот сейчас - вообще никакого.:)
naiwen
Nov. 12th, 2014 06:51 pm (UTC)
а сейчас ради понтов :(
ezal
Nov. 12th, 2014 05:21 am (UTC)
Надо же, здорово как) А как могли поделить владения? Московский дом кто-то же кормить должен, а кому деревня, тому и крестьяне, нет? Или "вот эти 150 человек с землей - твои, и усадьба, а эти - 150 - мои, и московский дом"? И можно ли вообще разделить пополам поместье, если, кроме него, ничего нет? Кому-то же тогда должна достаться усадьба, а кому-то - шиш)) ИЛи можно было найти новой приятное место и отстроить достойный дом для второго хозяина, а пока идет стройка, всем потерпеть-потесниться в одном?

kemenkiri
Nov. 12th, 2014 09:14 am (UTC)
Так в итоге в этом московском доме живут скопом все (это видно по исповедным - и те же две тетушки, и те же два брата, у которых имения... Т.е. реально хозяйство по-прежнему не делится, это бумажное деление, для отчетности.
Естественно, в разных семьях бывали разные приколы с дележом наследства, но тут, похоже, никто ничего не делил...
ezal
Nov. 12th, 2014 12:04 pm (UTC)
Для отчетности кому? перед кем отчитывались не-князья о том, сколько чего кому принадлежит, да еще и заморачивались ради этого с дележкой имущества?
Страсть как интересно про приколы дележа наследства, расскажи, пожалуйста!
odna_zmeia
Nov. 12th, 2014 09:21 am (UTC)
Да, дом достается кому-то одному, крестьян делят, землю тоже делят. В принципе обычно в поместье не одна деревня, поэтому скорее будут дробить владения: к примеру, брату село Мокрое Кря, а сестре деревня Душегубово.:)
Каширский уезд имеет свою специфику, потому что это уже Черноземье, хозяйства выгодные, не убыточные, как, к приму, в Смоленской губернии, где помещики крестьян еще и кормили, потому что до нового урожая хлеба не хватало. Там тебя твое поместье в конце концов просто съест.:)
Поэтому в Каширском уезде я видела совсем уж дивные вещи - когда у одного села может быть 4-5 владельцев. Хуже всего при этом крестьянам - представляешь, как, к примеру, жениться, если выбрал себе пару у другого хозяина?
Вообще по разному делали, скажем, у тех же Барятинских (ту ветку, про которую Мышь пишет) раздел достаточно формальный: крестьяне и земля в итоге поделены, чтобы каждому что-то досталось, а живут все равно все вместе, одним домом. Но это нечастый случай, там просто семья очень дружная, похоже, им вместе было хорошо и комфортно.
ezal
Nov. 12th, 2014 12:00 pm (UTC)
О, Мокрое Кря, чудо, а не название!)))))

Не знала, что помещики могли крестьян докармливать) Вот на что претендовали мужики, наезжая на княжну Марью - на некий принятый где-то уже на вооружение порядок вещей! А в Московской губернии, интересно, как было с урожаем?..

Барятинским повезло. Но, например, если помещик беден (а беден - это как? человек 150 крестьян на семью - это беден? А 300 на одного, как у Чацкого?), и у него трое сыновей, и все вырастут - женятся, да будут между собой не в ладу - что делать? ипотеки нет, квартиру однушку в городе Кукуеве не купишь...


Edited at 2014-11-12 12:07 pm (UTC)
hildae
Nov. 12th, 2014 08:06 am (UTC)
Запалиться через двести лет - ай да Александр Петрович.:-)
kemenkiri
Nov. 12th, 2014 09:16 am (UTC)
(здесь должен быть смайлик, выразительно хлопающий глазами)
hildae
Nov. 12th, 2014 09:37 am (UTC)
(дразнясь дальше)...видимо, ко всему, что делал, относился с замечательной теплотой.:-)
girafanya
Nov. 12th, 2014 11:07 am (UTC)
Как же это новелисто всё, я иногда теряла цепочку, но интересно, можно экранизировать в сериях ☺
urfinwe
Nov. 12th, 2014 12:43 pm (UTC)
А может, кто крестил, тот и родил?

Кстати, полагают, что в настоящее время в России проживают около 30.000 прямых потомков Тэмуджина. А уж рюриковичей и гедиминовичей-то, поди, не меньше.
kemenkiri
Nov. 12th, 2014 12:52 pm (UTC)
Вариант, но не факт. Они там вообще хронически крестят детей дворовых, в т.ч. вполне семейных, такая патриархальная привычка...

Ну, генетический анализ нам всем поможет!;-)
aini_svetlja4ok
Nov. 12th, 2014 04:14 pm (UTC)
Да, поголовное взятие ДНК спасет рюриковичей от проходимцев :). Я все жду, когда же оно начнется (и подстроить кому надо арест станет делом техники).
urfinwe
Nov. 12th, 2014 04:57 pm (UTC)
Даже ареста не потребуется - достаточно одного волоса или капли крови.

Прям как у ведьм и чернокнижников, право слово...
odna_zmeia
Nov. 12th, 2014 01:34 pm (UTC)
Очень вряд ли, только в случае, если оба биологических родителя воспринимают крещение как чистую формальность, но я таких людей, особенно на первую половину 19 века, просто не представляю.
Прямое кровное (родители-дети и супруг-супруга) и духовное родство несовместимы по церковным правилам.
urfinwe
Nov. 12th, 2014 02:12 pm (UTC)
О! Точно! Я совсем забыл об этом правиле. Спасибо, буду помнить.
aini_svetlja4ok
Nov. 12th, 2014 04:11 pm (UTC)
Насколько помню, настоящим родителям в норме нельзя быть крестными для своих детей. Если человек реальный родитель, то, становясь крестным, он еще раз совершает грех. Причем это уже абсолютно сознательно и отдает скорее намеренным богохульством, чем внезапным порывом. Хотя кто их знает, конечно.
urfinwe
Nov. 12th, 2014 04:57 pm (UTC)
Да, ошибся.
hild_0
Nov. 12th, 2014 04:25 pm (UTC)
Всяко могло быть:) а потомков должно быть какое-то количество, да. Как и обратный вариант - часть тех людей, которые носят известные фамилии... ну, тоже всякое бывает.
( 28 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow