?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И просто мышизмы

Я сижу в Рукописном отделе Ленинки и смотрю там - прежде всего - письма "младших" Барятинских "старшим". То есть прежде всего Варвары - тем самым обитателям роскошной усадьбы Марьино под Курском, - и кстати, Варвара пишет, что они собирались увидеться в Курске, но не сложилось. (Так что моя траектория до Курска и Марьина времен позапрошлого года выглядит все более неслучайной).
Варвара пишет всяческие благопожелания новорожденной "княжне Ольге", посылает сшитое горничной домашнее платье, - или купленный агат, или "казанские тапочки", пишет о подругах и здоровье батюшки и дяди...

Все это звучит очень мирно - но я уже не первый раз выхожу оттуда с ощущение кирпича, приземлившегося на голову.

Потому что там нашлось то, что я увидеть и не ожидала - весточки о старшем брате в "младшем" семействе - о Николае Барятинском. Почему-то я была уверена, что он не пережил 1812 года. И именно его и "по поводу", а не какой-нибудь залетной горячки плюс-минус год туда-сюда. (Последние внятные упоминания состава семейства были из 1808 года).
Ну так вот. Письма рассованы по мелким папочкам - информация выпадает на меня порциями, и не факт, что выпадет вся (ибо сохранность не 100%). Просмотрено 2 папочки из трех. В 1814 по весне он в армии - жив - уже с наградами (кажется, теперь надо будет выяснять, где живут наградные списки, в сети есть только на георгиевских кавалеров...) - уже ранен и - как некоторые! - уже некоторое время бродит с незакрывшейся раной (в данном случае *бродить* легче - это рука)...
Сегодня - вторая папочка - к концу 1815 года они уже некоторое время как знают о его смерти (Варвара успела написать об этом, получить ответ и отвечает на него).
В третьей папочке должны быть еще 5 писем, которым Варвара не удосужилась приписать дату с годом - значит, могут быть любые. Может быть, и то самое, с известием. (А может быть, и нет). Но две ближайшие недели я буду бегать где угодно, но в наименьшей степени - по архивам. И значит, третья папочка явится только после.
А пока - ждать и гадать. Если войска возвращаются еще в середине 1814 года, то неужели они так долго ничего о нем не знают - а если позже, то где, как и почему?
И да, Варвара пишет, что узнала "этот слух"... на месяц раньше отца. И молчала. Я думала, что ее потрясающая привычка скрывать новости о смерти близких по нескольку месяцев появилась *после* Николая... Ан нет, она уже именно такова.

И да, тема занимает в прочитанных письмах немного места, - но кирпичом она работает отменно.

*

Послушала я оперу "Декабристы" - нашлась она в недрах Торрентов целиком, хотя и для странного проигрывателя. Товарищи мне не советовали, но я слишком любопытно.
Нда, первое действие, до восстания, еще проходит у меня в рамках странной экзотики...
Согласитесь, фраза из либретто "на одной из станций почтового тракта, ведущего из Москвы в Петербург, тайно собрались ... Трубецкой, Каховский, Якубович, Ростовцев" чудесным сочетанием персоналий похожа на начало анекдота - а потом к ним присоединяется "Бестужев" (судя по логике действия, либо Александр, либо Михаил) да еще и Щепин-Ростовский! (Через усадьбу которого перед этим проезжает Пестель). А Щепин - еще, почитай, главный герой данного опуса по линии любовно-лирической...
(Проблема, если что, в том, что 1) это не сильно умная птица - тетерев 2) он вообще не факт, что в каком-нибудь обществе состоял. А третья проблема, что по либретто это такой сын богатой и властной помещицы... Ага, князь-юрикович - самый наглядный пример, что это звание еще не гарантирует наличие хоть каких-то богатств: на момент 1825 года у все его родни во владении примерно 60 крестьянских душ, дальше - меньше, и дожив, как ни удивительно, до амнистии, он потом живет на казенную пенсию... Ну да, и никакой любовной линии, натурально).
Впрочем, тут, конечно, надо иметь в виду, что "Сергей Есенин" - это на самом деле "Лазарь Каганович" (с), как в том анекдоте про пароход. В смысле, исходно авторов либреттно упорно тянуло на историю Анненкова и Полины Гебль, но потом либретто перелинивало 20 лет и в процессе борьбы с засильем иностранного перелиняло совсем.

...но когда случается 2е действие, то вместо абсурда образуется дурной пафос и зашкаливает так, что скулы сводит. Не-не-не. Извлечь оттуда вальс и мазурку, хоть они и странненькие - и отказать. А то меня пробивает на стеб даже в самых прочувствованных моментах - умирает на площади раненый старый солдат, и протяжно так поет, последняя фраза: "Ах где ты, правда русская?.."
- и я не могла не ответить на ту же мелодию: "Зарыта под Кирнасовкой..." Хотя еще не зарыта, в декабре-то.

Зато есть Николай I с арией "В недобрый час вступил я на престол...", а к нему Бенкендорф с докладом ходит. Оба поют басом.

...но все-таки невезучая эта тема в искусстве. Очередной случай, когда я сижу и озадачиваюсь - а почему надо брать абстрактного Щепина и сочетать несочетаемых героев, почему не интересуют людей, даже в художественном переложении, реальные истории?
Пока искала информацию об опере, наткнулась на информацию о каких-то современных спектаклях "по теме", в Иркутске и Чите. Иркутский называется "Темный лед" и предполагает, похоже, какое-то не полное, но переосмысление - и в программке стоит эпиграф "Мы думали, что знаем о них все..." И в качестве главных героев - опять какие-то абстрактные "супруги Огаревы".


*

...и подумалось, к эпиграфу. Я, конечно, недавно "под кирпичом" хожу, но вот чего мне никогда не думалось - так этого. Всегда знаешь - а то и надеешься, - что это еще не все. И оно, "еще", приходит, хотя потом ходишь после этого "еща", как сказано выше... Но пусть так и будет.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
istanaro
Apr. 3rd, 2015 02:42 am (UTC)
Князь-юрикович -- это кто в данном случае?
fredmaj
Apr. 3rd, 2015 10:37 am (UTC)

Щепин-Ростовский рюрикович.

kemenkiri
Apr. 4th, 2015 01:05 am (UTC)
Это я опечаталась;-) Рюрикович, конечно. Щепин - тоже от Рюрика... Надо, чтобы слово не пропадало, закрепить его, что ли, за потомками Юрия Долгорукого?;-)
naiwen
Apr. 3rd, 2015 02:49 am (UTC)
так что случилось с Николаем в 1814 году?
А теме да, не везет в искусстве :( хотя фильм "Звезда пленительного счастья" в целом неплох, хотя местами и сильно советский. Но фильм, скорее, исключение, а литературы приличной нет. Мне попалась тут одна повестушка о жизни декабристов в Сибири, какого-то местного сибирского автора. Там описывается, в числе прочего, Николай Федорович Лисовский в виде эдакого героя, который активно борется за права трудящихся туземцев (всяких там тунгусов и эвенков, или кто еще живет в Туруханске) и защищает их от произвола правительства и чиновников. Я поржала, потому что автор явно плохо себе представляет, что из себя представляет Николай Федорович Лисовский :), а еще ему приписали жену - зачем-то крестьянскую сироту, которая почему-то воспитанница Фонвизиных - и тоже совершенно непонятно было, зачем такие фантазии, хотя у Лисовского была совершенно реальная жена, и она не крестьянская сиротка, а дочка местного протоиерея.
А сейчас я читаю один романчик из жизни революционеров-шестидесятников и повстанцев 63 года - тоже такой советский романчик, но у меня определенные мотивы его читать, потому что я ищу одну странную инфу. Да, так вот там рассказывается, что отец главного героя "ходил на работу" (чиновником в провинциальном архиве) и затем, обсуждая будущую карьеру сына, папаша говорит ему: "будешь русским офицером - будешь получать хорошую зарплату". Вот после этого прямо даже и не знаю, как дочитаю :)))
kemenkiri
Apr. 4th, 2015 01:06 am (UTC)
Подозреваю, что он-таки умер именно в 1814, но когда именно и от чего именно - пока не знаю. Если попадутся "промежуточные" письма - имею шанс узнать.

Ох, а этот шЫдевр точно надо изучить в подробностях?? Я вот как-то бегаю от художественной литературы по теме, я в нее не верю!
naiwen
Apr. 4th, 2015 06:00 am (UTC)
Я тоже не верю, но я пытаюсь хоть откуда-нибудь узнать, как звали второго ребенка указанного героя, потому что по какой-то причине этой инфы нигде нет, соответственно одна из дальнейших семейных линий далее не прослеживается.
aywen
Apr. 3rd, 2015 05:35 am (UTC)
А музыкальный спектакль "Русские женщины" с Толкуновой и Серебренниковым вы знаете?
Интересно, есть ли его записи в интернете.
naiwen
Apr. 3rd, 2015 05:41 pm (UTC)
ой, я не знаю такого музыкального спектакля :))
kemenkiri
Apr. 4th, 2015 01:07 am (UTC)
Нет, вообще первый раз слышу! Пока смотрела бегло, есть какой-то мелкий отрывок. А вообще, думаю, театральных тематических постановок было эн, но ничего не сохр.
eamele
Apr. 3rd, 2015 07:56 am (UTC)
Я прямо заинтригован:) Вальсом и мазуркой, конечно же.
Впрочем, после британских шпиенов и Марии Федоровны во главе заговора у меня уже иммунитет ко всякой дурной траве по теме, не убоюсь и оперы)
kemenkiri
Apr. 4th, 2015 01:18 am (UTC)
Вывесила отдельной записью, отлавливай!

А там,в опере, получается, что царь на одном и том же балу 1) узнает о восстании на юге 2) слушает от Бенкендорфа "приговор Верховного суда" и корректирует род казни - тоже ничего себе АУ!
urfinwe
Apr. 3rd, 2015 06:31 pm (UTC)
На прошлой неделе в пятницу посетил РО РГБ. Восхищён каталогом и богатством фондов! Спасибо за совет!
kemenkiri
Apr. 4th, 2015 01:19 am (UTC)
А еще - работает в субботу и летом не закрывается - чудо, а не архив!
urfinwe
Apr. 4th, 2015 05:15 am (UTC)
Вот только работает до 18-00. А в Питерской Публичке - до 21-00.
kemenkiri
Apr. 4th, 2015 09:26 am (UTC)
Это да, публичка в этом отношении еще ближе к идеалу - и если в ней есть что читать, окончательно лишает мои архивные поездки выходных и свободных вечеров;-)
heylir
Apr. 3rd, 2015 07:38 pm (UTC)
Я тут с некоторым удивлением обнаружила, что у Ст. Рассадина есть повесть про Горбачевского.

А ещё таки приобрела себе ивановский набор открыток "Герои 1812 года". :)
kemenkiri
Apr. 4th, 2015 01:19 am (UTC)
Ой, и у него? Мне какая-то попадалась в Пламенных Революционерах - или это она и была??

Нет, я на них просто так с интересом посмотрела;-) Там было явно больше, чем я раньше видела.
eamele
Apr. 4th, 2015 09:09 am (UTC)
Да, в серии ПР - это она. "Никогда никого не забуду" называется. И между прочим там все очень "близко к тексту". У нас есть, даже в двух экземплярах.
hild_0
Apr. 3rd, 2015 08:34 pm (UTC)
Про кирпич - понимаю.

Не везет им на фанфики...
kemenkiri
Apr. 4th, 2015 01:20 am (UTC)
Вот да, кирпичи, они по разным поводам прилетают...
А фанфики приходится строчить самим!;-)
( 20 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow