Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:
  • Music:

И просто мышизмы

Я сижу в Рукописном отделе Ленинки и смотрю там - прежде всего - письма "младших" Барятинских "старшим". То есть прежде всего Варвары - тем самым обитателям роскошной усадьбы Марьино под Курском, - и кстати, Варвара пишет, что они собирались увидеться в Курске, но не сложилось. (Так что моя траектория до Курска и Марьина времен позапрошлого года выглядит все более неслучайной).
Варвара пишет всяческие благопожелания новорожденной "княжне Ольге", посылает сшитое горничной домашнее платье, - или купленный агат, или "казанские тапочки", пишет о подругах и здоровье батюшки и дяди...

Все это звучит очень мирно - но я уже не первый раз выхожу оттуда с ощущение кирпича, приземлившегося на голову.

Потому что там нашлось то, что я увидеть и не ожидала - весточки о старшем брате в "младшем" семействе - о Николае Барятинском. Почему-то я была уверена, что он не пережил 1812 года. И именно его и "по поводу", а не какой-нибудь залетной горячки плюс-минус год туда-сюда. (Последние внятные упоминания состава семейства были из 1808 года).
Ну так вот. Письма рассованы по мелким папочкам - информация выпадает на меня порциями, и не факт, что выпадет вся (ибо сохранность не 100%). Просмотрено 2 папочки из трех. В 1814 по весне он в армии - жив - уже с наградами (кажется, теперь надо будет выяснять, где живут наградные списки, в сети есть только на георгиевских кавалеров...) - уже ранен и - как некоторые! - уже некоторое время бродит с незакрывшейся раной (в данном случае *бродить* легче - это рука)...
Сегодня - вторая папочка - к концу 1815 года они уже некоторое время как знают о его смерти (Варвара успела написать об этом, получить ответ и отвечает на него).
В третьей папочке должны быть еще 5 писем, которым Варвара не удосужилась приписать дату с годом - значит, могут быть любые. Может быть, и то самое, с известием. (А может быть, и нет). Но две ближайшие недели я буду бегать где угодно, но в наименьшей степени - по архивам. И значит, третья папочка явится только после.
А пока - ждать и гадать. Если войска возвращаются еще в середине 1814 года, то неужели они так долго ничего о нем не знают - а если позже, то где, как и почему?
И да, Варвара пишет, что узнала "этот слух"... на месяц раньше отца. И молчала. Я думала, что ее потрясающая привычка скрывать новости о смерти близких по нескольку месяцев появилась *после* Николая... Ан нет, она уже именно такова.

И да, тема занимает в прочитанных письмах немного места, - но кирпичом она работает отменно.

*

Послушала я оперу "Декабристы" - нашлась она в недрах Торрентов целиком, хотя и для странного проигрывателя. Товарищи мне не советовали, но я слишком любопытно.
Нда, первое действие, до восстания, еще проходит у меня в рамках странной экзотики...
Согласитесь, фраза из либретто "на одной из станций почтового тракта, ведущего из Москвы в Петербург, тайно собрались ... Трубецкой, Каховский, Якубович, Ростовцев" чудесным сочетанием персоналий похожа на начало анекдота - а потом к ним присоединяется "Бестужев" (судя по логике действия, либо Александр, либо Михаил) да еще и Щепин-Ростовский! (Через усадьбу которого перед этим проезжает Пестель). А Щепин - еще, почитай, главный герой данного опуса по линии любовно-лирической...
(Проблема, если что, в том, что 1) это не сильно умная птица - тетерев 2) он вообще не факт, что в каком-нибудь обществе состоял. А третья проблема, что по либретто это такой сын богатой и властной помещицы... Ага, князь-юрикович - самый наглядный пример, что это звание еще не гарантирует наличие хоть каких-то богатств: на момент 1825 года у все его родни во владении примерно 60 крестьянских душ, дальше - меньше, и дожив, как ни удивительно, до амнистии, он потом живет на казенную пенсию... Ну да, и никакой любовной линии, натурально).
Впрочем, тут, конечно, надо иметь в виду, что "Сергей Есенин" - это на самом деле "Лазарь Каганович" (с), как в том анекдоте про пароход. В смысле, исходно авторов либреттно упорно тянуло на историю Анненкова и Полины Гебль, но потом либретто перелинивало 20 лет и в процессе борьбы с засильем иностранного перелиняло совсем.

...но когда случается 2е действие, то вместо абсурда образуется дурной пафос и зашкаливает так, что скулы сводит. Не-не-не. Извлечь оттуда вальс и мазурку, хоть они и странненькие - и отказать. А то меня пробивает на стеб даже в самых прочувствованных моментах - умирает на площади раненый старый солдат, и протяжно так поет, последняя фраза: "Ах где ты, правда русская?.."
- и я не могла не ответить на ту же мелодию: "Зарыта под Кирнасовкой..." Хотя еще не зарыта, в декабре-то.

Зато есть Николай I с арией "В недобрый час вступил я на престол...", а к нему Бенкендорф с докладом ходит. Оба поют басом.

...но все-таки невезучая эта тема в искусстве. Очередной случай, когда я сижу и озадачиваюсь - а почему надо брать абстрактного Щепина и сочетать несочетаемых героев, почему не интересуют людей, даже в художественном переложении, реальные истории?
Пока искала информацию об опере, наткнулась на информацию о каких-то современных спектаклях "по теме", в Иркутске и Чите. Иркутский называется "Темный лед" и предполагает, похоже, какое-то не полное, но переосмысление - и в программке стоит эпиграф "Мы думали, что знаем о них все..." И в качестве главных героев - опять какие-то абстрактные "супруги Огаревы".


*

...и подумалось, к эпиграфу. Я, конечно, недавно "под кирпичом" хожу, но вот чего мне никогда не думалось - так этого. Всегда знаешь - а то и надеешься, - что это еще не все. И оно, "еще", приходит, хотя потом ходишь после этого "еща", как сказано выше... Но пусть так и будет.
Tags: Архивные Хроники, вся такая внезапная гадюка в сиропе, князь-Шурик, культурный контекст
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments