?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...Это, в общем-то фрагмент подготовки к "Петровскому заводу", но заодно - такая вот сама по себе история...

....сейчас разбираюсь с небольшой, но специфической кучкой источников - воспоминания "со стороны" времен Читы и Петровского завода. Их - в отличие от воспоминаний о временах, когда декабристы живут на поселении - немного (про Читу - одни и очень краткие, про Петровский - три экз., не считая такого специфического зверя как Медокс, а также официальные донесения). И они очень своеобразны - хорошо видно, что, гм, - что сквозь забор ничего не видно.
Люди описывают то, что наружу вылезает и/или идет на контакт. Это либо люди, занятые каким-то делом вовне (Вольф и Артамон Муравьев со врачебным делом, Бестужев со всяким ремеслом), либо то, что активно лезет общаться потому что кто же его, кроме черта, любит товарищи эту потребность, видимо, не спешат удовлетворить в таком размере (Завалишины, Якубович).
Люди описывают "дам", которые не могут не общаться с местным населением - но, кстати, не сказать, чтобы вообще семейные были как-то более общительны, если дело не касается хозяйственно-бытовых вопросов.
Самый образованный и понимающий ситуацию в целом из авторов - инженер-путеец Штукенберг четко отмечает - тем, кто извне, не доверяют. И он вполне понимает, почему. Остальные, люди местные ("сибирский казак", молодой дьячок, сын кузнеца из Петровского) просто составляют свое представление по тем и тому, что видят. И от неполноты и необычности картины интерпретации ее выходят куда как своеобразные...
Например, "дамы" тратят непривычные для этих мест суммы ("я сам однажды получил от княгини Трубецкой пять рублей за очинку ей пера" - Черепанов), и от необычности при описаниях к некоторым из сумм, похоже, местами прирастают сзади один-два нолика и остается впечатление, что "все они" получали какие-то несусветные деньги и тратили их нерационально. Спору нет, я верю, что оборотистые местные, которые нажились, в природе тоже встречались. Но из-за забора явно не видно, что изрядная часть обитателей острога получает из дома немного, а примерно такая же - ничего или почти ничего Я помню в статистике за какой-то год отдельно прекрасную цифру денег, присланных барону Соловьеву... не то 15 рублей, не то 30. Она в чем-то озадачивает больше, чем вариант "ничего не прислали"... Про Артель, кстати, не упоминает тоже никто из вспоминальцев. Все это, и многое другое - внутри забора.
Разумный и работящий Першин ворчит - со слов Николая Бестужева - зачем же "дамы" занимались благотворительностью, лучше бы вложили деньги в организацию училища на 50 человек... А я думаю, вспоминая весь трэш их жизни - вот только еще училища им туда не хватало. А еще - представляю себе форму правительственных лиц при новости "жены государственных преступников решили научить 50 человек плохому". Они, эти лица, как нынче говорят, фалломорфировали бы, думаю я.

Что же до интерпретаций в целом... то у меня в какой-то момент сложилось в голове две цитаты, одна из которых - сама по себе яркий пример, но в сочетании со второй это уже готовая история с названием -
Напророчил.

Первая - это Н.В. Басаргин. "Воспоминания". О том, кто как был одет при переселении из Читы в Петровский.

"Мы сами помирали со смеху, глядя на кос­тюмы наши и наше комическое шествие. Оно открывалось почти всегда Завалишиным в круглой шляпе с величайшими полями и в каком-то платье черного цвета своего собственного изобретения, похожем на квакерский каф­тан. Будучи маленького роста, он держал в одной руке палку гораздо выше себя, а в другой книгу, которую читал. За ним Якушкин в курточке a l'enfant [фр. - "по-детски"], Волконский в женской кацавейке; некоторые в долгополых поно­марских сюртуках, другие в испанских мантиях, иные в блузах; одним словом, такое разнообразие комического, что если б мы встретили какого-нибудь европейца, выехавшего только из столицы, то он непременно подумал бы, что тут есть большое заведение для сумасшедших и их вывели гулять."

Вторая - С.И. Черепанов "Воспоминания сибирского казака", товарища заносит в Петровскийвскоре, году так в 1832.

"За исключением Лукина [sic! натурально, это Лунин - К.], Якубовича, Артамона Муравьева, Николая Бестужева, сохранявших некоторую энергию в борьбе со скукою заключения, остальные были совершенно подавлены ею. Между ними были даже лишившиеся рассудка: так каждый день я видел одного на платформе гауптвахты, стоявшего как истукан; другой, Якушкин, кажется, наряжался по-детски, Дм. Завалишин воображал, что без его деятельности все погибли бы с голоду и т.п."

Как видите, двое из троих названных в самом деле появились в списке сумасшедших! Составляя интересную компанию Андреевичу (что это он, устанавливается по другому тексту, где описание практически то же и есть фамилия), действительно как-то в тихой форме повредившемуся рассудком.
При этом если Завалишин, которого автор, в общем-то описывает верно, был странного и скверного характера, любил "писать в Спортлото" о своих заслугах и разврате других (и был, кажется, единственным из популяции, кого потом за кляузы выслали ИЗ Сибири!), но при этом зеленых чертей он не ловил и с голосами не разговаривал, - то Якушкин был всю дорогу совершенно вменяем, деятелен и довольно-таки оптимистичен на общем фоне. Своеобразен - да, но крыша там была гвоздями приколочена.
...Но, видимо, это была какая-то фантастически дурацкого вида курточка. И, видимо, ему было пофиг.

...и это еще один момент - или другая грань уже названного.
Да, они исходно странны для этих мест, - но разбираясь в наступившей заднице ситуации, в доступных средствах и способах жить, не потеряв себя, они, похоже, переносят некоторое количество вещей в раздел "пофиг". И становятся еще более странны и неформатны...

Немного выбиваясь из хронологии - есть среди воспоминаний такой молодой человек Львов, который попал в Сибирь в рамках какой-то инспекции всего (послал его Киселев, и, глядя на характер товарища, мне иногда кажется, что и правда послал подальше от себя). И общался уже с теми, кто был на поселении около Иркутска, - как раз попал на момент ареста Лунина, с остальными по лесу бегал, что-то на дорогу ему передавал... При этом всех декабристов, с кем общался, он описывает со сдержанной неприязнью - так что хочется спросить: что ж ты, страдалец, с ними столько пересекался, поберег бы свои нервы? (Вероятный ответ: потому что общество интересовавшего его уровня в этих краях декабристами начиналось и часто заканчивалось.)
Так вот, он называет Никиту Муравьева "полусумасшедшим". Опять же, Никита - натура тонко чувствующая, жизнь у него печальная - но на голову он совершенно нормален.
...а из воспоминаний Нонушки (дочери Никиты) вылезает эпизод, который, похоже, с участием Львова и проходил: некий приезжий довольно грубо кричит слуге - "Человек, трубку!" - а Никита его отчитывает - мол, нельзя так, с людьми надо обращаться по-людски.
Наверное, такая мысль даже в сороковые годы помещается не во всякой голове - вот и попадает ее автор в полусмасшедшие...

При этом если тот же Штукенберг, по крайней мере, четко осознает, что о политике с ним не говорят, и осознает, почему... (Но при этом забывает стряхнуть лапшу с ушей после того, как ему Николай Бестужев и Якубович порассказали случаев из жизни в жанре устной художественной литературы - Якубович, например, пересказал близко к тексту пушкинский "Выстрел" с собой в качестве героя!)
....то остальные, в частности, все попытки не говорить о политике принимают за чистую монету. В качестве примера пара цитат все из того же "сибирского казака" С. Черепанова - уже тех времен, когда он натыкается на разных лиц на поселении.



"Застал здесь [в Тунке - К.] поселенным декабриста Люблинского, которого, по словам его, вся вина состояла в том, что он переписал бумагу квартировавшего в деревне их офицера (Бестужева) и даже, будучи поляком, не понял хорошо содержания ее, – но по следствию она оказалась важною, вследствие чего он и пострадал".

"Здесь, т.е. в Александровском заводе, я первый раз встретился со своего рода знаменитостью — крестьянином в модном фраке, цилиндре и т.п., говорившем о самых возвышенных предметах и бойко по-французски. Это бывший сосланный в 1824 году разжалованный майор Владимир Федосеевич Раевский. (...)
О Раевском доставил я в редакцию «Русской старины» пространную статью, в которой фактами доказал, что он был сослан единственно за перевод на русский язык известной песни:
Мальбрук в поход поехал.
Конь был под ним игрен и т. д. ...
но статья не напечатана, стало быть, и здесь ей не место".

(Надо сказать, что Люблинский вполне в здравом уме и твердой памяти вступил в Соединенные славяне... уже будучи к этому моменту высланным за политическую деятельность до того...
...а в деле Раевского в числе прочего и правда фигурировала перепевка этой песни про какого-то бессарабского военного... но если бы в этом, как говорится, была главная проблема!)

...а в общем, вся эта история, в числе прочего - о том, что всякие "воспоминания о" (чем угодно) ценны не всегда именно как источник "как было", но иногда не меньше, а то и больше - в качестве источника на тему "как это выглядело со стороны".
В случае с декабристами на каторге есть немало воспоминаний "изнутри", а еще писем и официальных документов, есть с чем сравнить. Но так не всегда везет, и потому - важно помнить про то, что сквозь забор обыкновенно плохо видно.

По идее, такие вещи рассказывают в курсе источниковедения, но поскольку у меня его не случилось (хотя было 2 предмета с таким названием), вот, дохожу до него сама и на ваших глазах;-)

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
istanaro
Oct. 20th, 2015 11:22 pm (UTC)
Ну, что до сумасшедших, то необычные люди кажутся сумасшедшими...
А еще -- диск дошел, можешь идти получать.
kemenkiri
Oct. 20th, 2015 11:36 pm (UTC)
1) Ну да, а тут, представляешь, не один-два, не десяток, а несколько десятков странных людей в одном месте!.. Зрелище, в общем, уникальное.

2) О, здорово, спасибо! Нагряну на почту завтра.
naiwen
Oct. 21st, 2015 03:21 am (UTC)
Люблинский вообще большой конспиратор, такое ощущение, что у этого человека несколько разных вариантов биографий для разных лиц :) а "квартировавшего в деревне офицера (Бестужева)" скорее всего все-таки была произнесена фамилия Борисова, но слушатель запамятовал и перепутал (наверное, фамилия Бестужев ему была лучше известна). А "переписанная бумага" - скорее всего, Правила общества соединенных славян :)
Кстати, Люблинский очень хорошо знает русский язык (как можно понять из его коротенького следственного дела), у него идеальный почерк и идеальная грамотность - далеко не все русские дворяне пишут так.
А мне в этой связи еще интересна история про Мозгалевского, который "уснул на заседании" в Лещине, рассказывал об этом на следствии и потом уже годы спустя этот рассказ всплывает в чьих-то воспоминаниях на поселении. Хотя из некоторых других источников вроде бы видно, что не такая уж это была на самом деле невинная овечка.
kemenkiri
Oct. 21st, 2015 09:45 am (UTC)
А у Натали была еще версия, что это была бумага об истреблении цесаревича ;-)

И интересно все-таки, хотя поди пойми, понять мотивацию, с которой это все рассказывается - "да отстаньте вы от меня", "вы все равно фиг поймете", "вы еще куда-нибудь донесете" или "я бедный овец, и я зря пострадал"?...
naiwen
Oct. 21st, 2015 05:01 pm (UTC)
Ну нет, я все-таки думаю, что бумага об истреблении цесаревича до Юлиана Казимировича не доползла :)
Хотя пути этой бумаги были загадочны и странны. А сам Юлиан Казимирович - личность загадочная и странная, я все хотела собрать подборку всего, что о нем известно и выложить на погрыз товарищам, вдруг коллективный разум разгадает некоторые загадки. Мне очень жаль, что его мемуары утеряны - мы даже не знаем, на каком они были языки, хотя, наверное, на русском, раз он пытался передать их Герцену для публикации. Я вообще очень хотела сыграть Люблинского, если бы мы играли Читу, а не Петровский, я бы вызвалась - интересно достроить персонажа вот на такой "дырявой" информации.
А зачем рассказывается, а вот зачем Фролов в 1866 году пишет горестное письмо про пьянство в Пензенском полку и сдохших овец? :)) Не знаю. В каждом конкретном случае по-разному, наверное. Люблинский скорее в формате "вы еще куда-нибудь донесете", уж больно конспиратор.
tal_gilas
Oct. 21st, 2015 05:23 am (UTC)
Да, да, история переселения в Петровский выносит мозг. Ощущение, что людям и правда пофиг - почему бы не развлечься в процессе? По-моему, шествовать в испанской мантии - это совершенно не хуже всяких былых кавалергардских шуточек...
lubelia
Oct. 21st, 2015 07:15 am (UTC)
Главное, что ведь оказалась в наличии испанская мантия-то! Или из подручного соорудили?:)
Но вообще да, разумеется они там резвятся - молодые лбы, впервые за столько-то лет оказались на природе и на относительной свободе - ну чо бы и не поржать?
Вот о чем я совсем не хочу думать - это как они наконец в Петровский пришли:(
tal_gilas
Oct. 21st, 2015 07:19 am (UTC)
Я думаю, из подручного - чего там особо сооружать-то? Как вот тут у сэра на картинке: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5f/Nebel_Voyage_16_La_Mantilla.jpg/1280px-Nebel_Voyage_16_La_Mantilla.jpg
Задрапироваться в кусок ткани(и пустить по колонне бутылку хереса, присланную "для поправки здоровья")...
kemenkiri
Oct. 21st, 2015 10:15 am (UTC)
Вот да, завернулся в простыню - и пошел! А может, ты всю жизнь ее хотел, но по форме не положено было?..
lubelia
Oct. 21st, 2015 07:11 am (UTC)
Спасибо!
Вот - ты понимаешь, почему я не понимаю, как это выкладывать и давать - это вот нужен вот такой, внятный и подробный комментарий!
(Отдельное спасибо за локализацию Львова у Никиты, а ведь и правда:)
(И про Киселева мне в общем тоже в этой ситуации интересно - он же, видимо, и правда хочет знать, что там у них в Сибири творится-то, там же... все, за одним исключением).
В общем, суну-ка я нос в этого Львова - вот в ту главу, где именно про Киселева.
kemenkiri
Oct. 21st, 2015 09:43 am (UTC)
Ну вот я его и написала, этот комментарий;-) Т.е. про вообще можно хоть дать ссылку сюда, хоть написать пару предложений в этом духе. А еще про Черепанова я точно знаю, что я сделаю выборку именно формата "Петровский и байки" и напиу свою версию примечаний. ПОтому что в издании еще звездные примечания и принцип публикации. (Это Коваль. Вот он такой.) В связи с этим принципом поеду сейчас в Химки заполнять дыры и списывать второй вариант Старого Дьячка. Потому что комментарии класса "это он написал по указке редакции, потому что это не соответствует Истине" - это не комментарии. Сквозь забор плохо видно но тут персонаж еще себе ведро на голову надел.

А из Львова интересно будет почитать всякие фрагменты... Но пока я сначала разберу вот это все.
lubelia
Oct. 21st, 2015 09:55 am (UTC)
Да, разбирай это, я пока отсканю Штукенберга - и мне кажется, что из этого всего просто какой-то единый текст нужно будет сделать - вот с некоторым предисловием и нашими примечаниями, чтоб не вешать на страничку отдельными кусочками и не распыляться.
А Львова просто максимального полного самого по себе - при всем том, что он Львов, в сети его нет, а вся вот эта история с арестом Лунина - именно у него и Лунину будет нужна.
odna_zmeia
Oct. 21st, 2015 01:22 pm (UTC)
Не надо. Не надо единого текста, не надо кучи малы!:(
Надо дать каждый текст отдельно, сделав необходимые примечания и снабдив вводным текстом (собственно, он у Мыши уже написан). Давать это надо обязательно, иначе картина реальности получится кривая и однобокая.
Не знаю, надо ли это выкладывать на страничке, если выборка получится относительно небольшая, то можно просто одним или двумя постами в сообществе.
lubelia
Oct. 21st, 2015 01:26 pm (UTC)
Как скажешь.
Собственно, я потому и отдала это дело Мыши - потому что не понимаю, что делать именно с этими текстами, как и в какой форме их выкладывать.
tindomerele
Oct. 21st, 2015 08:13 am (UTC)
Есть у меня большое подозрение, что "в пономарских длиннополых сюртуках" они потому, что это единственное мужское теплое платье, которое приехавшие жены точно знают как шить. По крайне мере, в историчной книге по кройке и шитью для дам этот вопрос подробно рассматривается.
kemenkiri
Oct. 21st, 2015 10:14 am (UTC)
И при этом он, как я подозреваю - не самое сложное в покрое изделие...
tindomerele
Oct. 21st, 2015 10:35 am (UTC)
Именно так!
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow