Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

К прошедшему

Небольшой рассказ про Третью эпоху.
Текст содержит некое...эээ безобидное хулиганство (или сюжетную параллель?), в том числе в имени героини, - впрочем, внутри Арды оно не проявляется никак и вреда никому не подразумевает. А вне ее тоже вряд ли сильно известно - в общем, ссылка в конце, но читать можно и без нее.

Самое-самое

(Где-то в Третьей Эпохе, в Углу)

День обещал быть интересным, но Вингариель вначале и думать не думала, насколько. Сперва они собирались играть во встречу народа Халет и народа Карантира, - и она (конечно, будущая Халет!) обсуждала с будущим Карантиром- как же так вышло, что эльфы обещали людям защиту и помощь - а те не согласились? Артад говорил, что у эльфов тогда тоже была война, а значит и помощи от них могло быть куда меньше, Вингариель задумалась, что бы ответить...
Но тут мимо прошла компания постарше - и они сказали, что состязание по стрельбе решили устроить сегодня, берут всех, кто может держать лук, судить будет хромой Рагнир - и кто из старших победит, того непременно возьмут в следующий дозор, а если из младших... кажется, тут еще точно не придумали, но непременно будет что-нибудь серьезное. Например, с охотниками на охоту подальше, чем до того ходили. Тут игра, понятное дело, была забыта, и Вингариель побежала домой за луком. Хорошо, что матушка уже вторую неделю выпускает ее только в дорожной одежде - чтобы в любое время быть готовой в путь. Переодеваться не пришлось, она схватила лук, - матушка сказала, чтобы она не уходила далеко, даже в ближний лес, - но состязание-то на краю деревни, тут все в порядке! Но проверить себя на дальность и меткость так и не удалось. Начали со старших - оно и понятно, у них дело серьезнее, и она все еще присматривалась к ним и высчитывала, скоро ли дойдет очередь до младших. И тут мать с дальнего конца улицы громко позвала ее. У нее такой голос - "хоть в рог не труби", как говорит отец. И звала она дочь не как-нибудь обыкновенно, для быстроты, а полным именем. Значит, не домашние дела какие-нибудь приспели. Значит, именно сегодня и сейчас пришли эльфы - и пора отправляться в путь. В Ривенделл, чтобы увидеться с братом. Остальные тоже знали об этом - так что даже стрельбу ненадолго остановили - кто хотел что-то передать ее брату, кто просил непременно потом рассказать, что же она увидит - что там, что в дороге. Но мать снова позвала - и Вингариэль побежала по улице к дому, думая: жалко отправляться, пока отец еще в дозоре, хоть он и передавал, что хочет сказать сыну, заранее. Но дело же в эльфах - у них такие эльфийские дела, что они не могут заранее сказать день и час, они просто приходят. А может быть, дело еще в том, что им есть от кого скрываться на этом пути...
Но она тоже хотела теперь запомнить все-все, что увидит в этом необычайном путешествии - ведь раньше она не бывала еще дальше, чем в окрестных лесах!

...Когда они вернулись, полтора месяца спустя, расспросов было еще больше, мать говорила сначала с отцом, который успел уйти в новый дозор и вернулся за неделю до них, - а потом собрала и многих из селения. А они, дети, сели на поляне за домами, и теперь на Вингариель смотрели все, кто собрался. Энердиль, сидевший рядом, кажется, первым задал вопрос - чуть ли не ровно тот, что прозвучал в день ее ухода: "Ты ведь расскажешь ВСЕ, что видела?"
Вингариель задумалась на несколько мгновений - и только теперь осознала, кажется, до конца, как много было ВСЕГО. Она жила в нем все это время - и ничего не было похожим на то, что она видела раньше. Кроме нескольких знакомых людей, - а их них только мать она видела без разлуки и не могла бы назвать ее изменившейся.
- Все? Но... знаешь, я так не один день буду рассказывать! И что же - вот с самого начала начинать, как мы ушли?
Тут вопросы посыпались градом - как там брат, как живут эльфы, встречали ли по пути врагов... На все было, что ответить, - и кажется, к каждому выходило прибавить - это так удивительно, необычно, совсем не как здесь...
А потом, кажется, Нариель, - спросила:
- А что было самое-самое? Ну... необычное или еще какое - но самое?
Вингариель задумалась снова, но совсем ненадолго - почти сразу она поняла, что знает ответ. Который в свою очередь удивил ее саму.
Потому что, казалось, каждый день приносил ей "самое" - мало того, она хорошо помнила, что могла и сама удивить спутников-эльфов. Вот, было дело во время холодной ночевки, они спрашивали, не мерзнет ли у нее голова (которая все врем высовывалась из-под теплых плащей!), а она ответила, что на голове-то волосы, а вот на ногах их нет - то-то, наверное, хорошо полуросликам, у них и ноги не мерзнут! Они говорили потом, что никогда не слышали чего-то подобного... А вокруг - ночами и днями открывались невиданные горы, поля, укромная пещера, заросший мхами лес... А потом и сама скрытая долина - наверное, первый взгляд на нее с высоты склона она не забудет никогда. А там... там стоял удивительный дом, населенный эльфами - не очень-то похожими на тех, которых можно встретить в лесу! Да и сам дом не похож на их дома и даже на Зал собраний. Вингариель и не могла сказать, насколько он больше - тем более, что дом примыкал к скале и был частью вырублен в ней. Но самыми дорогими встречами были, конечно, те, что ожидали ее в эльфийском доме с людьми. Брат, который сильно повзрослел и вытянулся за эти два года. Дед, который вроде и был похож на себя в те времена, что жил с ними, но только стал... чуть больше похож на эльфов, что ли? Или - все-таки эльфы не стареют? - как-то иначе, но другим. Брат охотнее всего тащил ее туда, где учился обращаться с оружием, дед чаще всего ждал в библиотеке, с матерью и одной из эльфиек они ходили смотреть, как устроен сад...
а выдался и день, когда заниматься "маленькой госпожой" (как величали ее эльфы) взялся сам хозяин и владыка этого дома - лорд Элронд. Он сам подошел к ней после общего завтрака и спросил, не видела ли она еще здешнюю галерею портретов. Эти слова Вингариель уже знала (и в книгах, надо сказать, пока больше всего любила разглядывать именно рисунки - и самым интересным в библиотеке оказался травник). Но про галерею до того дня не слыхала. И поначалу подумала, что увидит в ней картины - только уж куда больше, чем в книге!
Галерея располагалась в одном из коридоров, одной стеной врезанном в скалу, а другим многими окрами выходившем в сад. И "населена" она была скульптурами . Не очень-то и большими - каждая из них изображала кого-то ровно по плечи. Вот это посещение и стало ее "самым-самым" за всю поездку. Элронд тогда много рассказывал ей - тем более, что скульптуры не имели надписей - похоже, эльфам это было и не нужно, они помнили и так, раз узнав. Делали их разные мастера - вроде бы и сам Элронд приложил руку, хотя чаще он называл другие имена. И каждую, если Вингариель верно поняла, делал тот, кто лично знал изображенного. Они стояли не по порядку появления в истории - видимо, так, как добавлялись по мере изготовления. Здесь были даже майар - обликом, казалось бы, похожие на эльфов и людей, - но словно какая-то тонкая завеса отделяла смотрящего от того, кто был изображен, показывая, что это не обычное творение Эру, смертное или нет. Были многие герои древних дней, о которых она как раз недавно читала дома в книгах, - там тоже попадались изображения, но их было не сравнить! Там на маленькой цветной картинке умещался и Финголфин на коне, скачущий ни битву, и крепость Врага, и даже сам Враг - словом, ни одного лица не разглядишь! А здесь она долго смотрела в глаза эльфийскому королю былого времени - и странно, в одном и том же портрете, не меняющем выражения лица (хоть его и делали эльфы!) можно было увидеть, каким он стоял перед разгневанным братом, как вглядывался в новые земли, и как - в ту самую крепость на Севере...
Были все те, кого она знала по Лэйтиан - Вингариель чуть не запрыгала от восторга (но вспомнила, что ее ведет настоящий эльфийский лорд - и удержалась) и попыталась даже обойти кругом и Мелиан, и Берена, и Лютиен... Эльфов было больше, но и людей тоже немало - в том числе было несколько лиц из их нынешнего рода и их предков.
Они были очень разными - изображенные в этой галерее, люди - молодыми и старыми, эльфы - вдохновенными и горестными, и здесь были самые настоящие гномы, хоть и всего двое, кажется - вот уж у кого по лицу ничего не поймешь, доволен он или сердит!
Элронд охотно говорил о них, в начале - не раз переспрашивал ее, знает ли она такого человека или эльфа, потом - все чаще говорил, как будто обращаясь к самому себе, а раз или два, кажется, обращался прямо к изображенным...
Они уже прошли галерею почти до конца (значит, должно быть, до самых первых портретов, что в ней стояли), Элронд остановился перед одним из них (пока они шли, его закрывало какое-то растение, тянущееся к самому потолку). Вингариель, разглядывавшая до того Маблунга из Дориата, пробежала мимо еще двух бюстов, остановилась рядом с Элрондом - и у нее захватило дух. Она смотрела на новый портрет - и не могла оторвать взгляд. Казалось бы, до того они видели уже многих из тех, кого разные народы в разные времена называли прекраснейшими, она видела Лютиен и эльфов Валинора, - да и те, что пришли в смертные земли, мало уступали им, на ее взгляд... Она видела прославленных людей древности - и были среди них те, чью красоту не успели повредить их непростые судьбы - или она проступала даже в лице старика, несмотря ни на что... Но тот, кто перед ней - он почему-то притягивал взгляд, ей хотелось улыбаться его полуулыбке, хотелось даже, забыв, что перед ней просто портрет из камня - осмелиться пошутить с ним и растрепать его кудрявые волосы, или хотя бы потеребить меховую накидку на плечах незнакомца - потому что, как бы он ни был красив, она не чувствовала какой-то неявной, но все-таки ощутимой завесы, которая словно отделяла ее от любого из эльфов.... Или ощущения древности, или, если их разделяли еще немногие века, - завершившейся судьбы, - как это было с людьми. Любой из них уже ушел на пути за гранью Арды - и это тоже каких-то невероятным образом читалось в портретах. А этот... этот - кто?... И вот еще что - она точно не видела его ни разу в жизни, и все-таки - лицо казалось знакомым...
Только тут Вингариель осознала, что Элронд стоит рядом с ней уже некоторое время - и еще не сказал ни слова. Она подняла на него глаза, чтобы задать вопрос, - и наткнулась на взгляд владыки Ривенделла. Он сам ждал ее слов - и, похоже, ответа, а не вопроса. Он смотрел пристально и не отводил взгляд, а потом еще и повел рукой в сторону портрета. Вингариель снова взглянула на него, снова, не удержавшись, широко улыбнулась - и выдохнула, повернувшись к Элронду:
- Какой красивый!

...стоило ей рассказать историю до этого места, конечно, любопытный Тинмир немедленно встрял с вопросом:
- Да кто же это был?
Старшая сестра укоризненно взглянула на юного нарушителя тишины, но ее, похоже, вопрос занимал не меньше, и она не удержалась сказать то, что уже пришло в голову:
- Я вот думаю, это наверняка Аэгнор! Раз уж когда-то его полюбила дева из людей, видно, такой эльф и смотрелся иначе!

...но нет, Аэгнор, кажется, попался им где-то раньше, он в самом деле был *пламенным*, даже в камне.
А тогда, услышав ее ответ, Элронд как-то коротко вдохнул - и вместо обычного пояснения только сказал очень негромко:
- Это мой брат.

Вот это да! Вингариель снова обернулась к портрету и просто впилась в него взглядом. Так вот он какой - Элрос Тар-Миньятур! Хотя тут он, похоже, еще не был королем - правильно, как же его мог увидеть королем брат? (Она почему-то не сомневалась, кто изваял этот портрет). Так вот почему он чем-то похож и на людей, и на эльфов, и даже кажется знакомым...
Она обернулась, - собираясь, кажется, задать Элронду сотню вопросов (и еще толком не зная, каких). И увидела, что рядом с ней нет никого. Вингариель развернулась на месте - и оказалось, что тот уходит прочь по коридору (бесшумно, как всякий эльф, даже одежды не зашуршали! - или она не услышала?), и уже довольно далеко от нее. И как-то даже не захотелось его догонять - даже ради сотни вопросов.

...после с дедом в библиотеке они считали, на сколько же лет дольше своего брата живет Элронд - дед писал большие цифры, которые она могла прочесть, но не представить, а потом повел ее к куче счетных камней (их было ровно сто) - и они пытались представить, какого же размера была бы куча *больше двух тысяч лет*, если каждый камень обозначал бы год...
Странно, казалось бы, можно порадоваться, если кто-то жил долго, много узнал и много сделал, - но ей, ребенку, стало отчаянно жаль эльфийского владыку, который столько лет живет без брата. Она, своему брату младшая сестра, даже не могла представить, как это может быть. И потому ей казалось, что это очень неправильно.

...и несколько десятилетий спустя, когда ей все-таки случилось пережить своего брата, мнения своего она ничуть не изменила. Многие столетия или несколько лет - это все равно неправильно. Тем и хорошо людям - еще немного, и они наверняка встретятся! А значит, пока можно и потерпеть, доделать свои дела... А потом - непременно встретиться, куда бы ни вели их пути за гранью Арды.

4:13 04.01.2016

Сюжетную параллель искать по адресу:
http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/annenk.htm - в главке "Матвей Иванович Муравьев-Апостол". Ну и да, фамилию автора я переделала в имя героини.

Почему-то давно хотелось записать эту историю. Немного опоздав к третьему января, дню рождения Толкиена, и другим образом замечательному дню - записала.
Tags: ассоциативное поле
Subscribe

  • (no subject)

    P.S. Как я могла в ночи забыть - там для симметрии был еще сон Онегина! Это третье на весь фильм творческое нововведение. Идет он, что логично, тоже…

  • Онегин. Дорого-богато, долго и бессмысленно.

    Посмотрела нового "Онегина" от Сарика Андреасяна. Обещала, что пойду смотреть и буду ругаться, все в силе. Так что вопроса "зачем я пошла?" у меня…

  • Про Цербера

    Между тем. Явился мини- - я даже сказала, микро-сериал "Цербер", 4 серии. Вроде как исторический детектив с декабристами. За что и изучен.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (no subject)

    P.S. Как я могла в ночи забыть - там для симметрии был еще сон Онегина! Это третье на весь фильм творческое нововведение. Идет он, что логично, тоже…

  • Онегин. Дорого-богато, долго и бессмысленно.

    Посмотрела нового "Онегина" от Сарика Андреасяна. Обещала, что пойду смотреть и буду ругаться, все в силе. Так что вопроса "зачем я пошла?" у меня…

  • Про Цербера

    Между тем. Явился мини- - я даже сказала, микро-сериал "Цербер", 4 серии. Вроде как исторический детектив с декабристами. За что и изучен.…