Просто - расклада по пресловутым женам декабристов - кто уехал, кто нет, у кого при этом в каком количестве и какого возраста дети. (На момент отъезда/неотъезда, сибирские дети здесь не учтены).
Примерно ситуацию я представляла, но никогда не думала, пока не поставила всех рядом, СКОЛЬКО у них детей 1826 года рождения. И у тех, кто уехал к мужу, и у тех, кто остался с детьми.
Да, честно тащу часть данных у Павлюченко ("В добровольном изгнании"): всего на 120 осужденных - 23 женатых. (А то как-то в Сети попадался мне рассужданс формата: вот, посмотрите, декабристов больше ста, а жены приехали толко к 11! Хороший пример на тему "угадайте, какой элемент рассуждения тут выпал"). Считая Анненкова, у которого официального брака еще нет. Он же - самый молодой из женатых, 23 года; самые старшие - Тизенгаузен (44) и Штейнгель (42, он же самый многодетный, 8 или 9 детей).
Также напоминаю еще 2 момента: то, что супруга А.Н. Муравьева единственная уезжает, взяв дочь - свидетельство не какого-то ее уникального решения, но уникального положения А.Н. Муравеьва, которого сослать сослали, но чинов и дворянства не лишили, поэтому отъезд с ним оформлялся несколько меньшим количеством запретов и плясок с бубном. У других такой возможности попросту не было. Ее пример показывает нам, что будь такая возможность, могли быть и другие поехавшие с детьми.
И еще - пока "государственные преступники" находились именно на каторге, приезд кого-либо из родственников, кроме жен, был попросту не разрешен. А впоследствии - в принципе мог быть, но опять же, упирался в получение разрешение и пляски с бубном.
Уехали невестами (2)
- Ивашева (Ле-Дантю) Камилла
- Шаховская Варвара Михайловна (брак с Мухановым не разрешен, жила в семье А.Н. Муравьева)
Уехали бездетные (2)
- Нарышкина (Коновницына) Елизавета Петровна
- Трубецкая (Лаваль) Екатерина Ивановна
Уехали, оставив маленьких детей (6)
- Анненкова (Гебль) Полина (дочь, апрель 1826)
- Волконская (Раевская) Мария Николаевна (сын р. в январе 1826)
- Давыдова (Потапова) Александра Ивановна (6 детей, в т.ч. дочь Давыдова не от нее, которую она воспитывала наравне с прочими, и пятеро своих 1820… 1826 г.р.)
- Муравьева (Чернышева) Александра Григорьевна (трое детей 1824…1826(?) г.р.)
- Розен (Малиновская) Анна Васильевна (сын р. в апреле 1826)
- Фонвизина (Апухтина) Наталья Дмитриевна (сыновья 1824 и февраля 1826 г.р.)
Уехали, дети достаточно взрослые (2)
- Ентальцева (Лисовская) Александра Василевна – дочь от первого брака воспитывалась у отца.
- Юшневская (Круликовская) Мария Казимировна – дочь от первого брака (воспитанная уже в семье Юшневского), хотела ехать с ней, что не было разрешено, к моменту отъезда матери – замужем.
Уехала с ребенком (1)
- Муравьева (Шаховская) Прасковья Михайловна (дочь 1822 г.р.) (Жена А.Н. Муравьева, он сослан без потери дворянства и т.д., дочь уехала с ними. NB – разрешение вступить на службу поступило после, сначала это именно ссылка).
Остались с детьми (7)
- Муравьева (Горяинова) Вера Алексеевна (три сына 1820…1823 г.р.)
- Якушкина (Шереметьева) Анастасия Васильевна (сыновья 1823 и 1826 г.р.) – собиралась ехать, когда дети немного подрастут, не получила разрешения
- Бригген (Миклашевская) Софья Михайловна (сын и три дочери 1821…1826 г.р.)
- Тизенгаузен (Больтон) Феодосия Романовна/Гедвига-Доротея (трое детей, 1824 + ? г.р.)
- Штейнгель (Вонифатьева) Пелагея Петровна (из Сибири; 9 (или 8?) детей 1811…1825 г.р.)
(Павлюченко пишет – 8, данные даны по 10 детям, 1 ребенок умер, по двоим никаких данных, кроме даты рождения, нет; в любом случае, на 1825 год Штейнели первенствуют по количеству детей, со временем уступая эту честь Давыдовым.)
- Берстель (Имгоф) Марья Густавовна, из Пруссии (5 детей 1814…1824 г.р.) (Берстель отправлен в Бобруйск, а потом на Кавказ)
- Шаховская (Щербатова) Наталья Дмитриевна (сыновья 1821 и 1826 г.р.)
(В 1827 г Шаховской на поселении сошел с ума; она пишет прошение о его переводе в имение – в 1829 г. переведен в Суздаль (в монастырь), она там же, через 3 месяца он умер)
Остались с детьми, сложные случаи (2)
- Лихарева (Бороздина) Екатерина Андреевна (сын р. в мае 1826); второй брак в 1836
- Поджио (Бороздина) Мария Андреевна (сын р. апреле 1826; NB дети мужа от первого брака); второй брак (по настоянию отца) в 1834
(Родные сестры, дочери сенатора Бороздина, мнение которого имело решающее влияние и на их решения, потому и случаи сложные)
Осталась, детей нет (1)
- Фаленберг (Раевская) Евдокия Васильевна; впоследствии – второй брак
(Весь 1825 и немалую часть 1826 года серьезно болеет; судя по письму осени 1826 года, никаких особо теплых чувств к мужу не испытывает; впоследствие никак (вместе со всей родней) не дает ему о себе знать)
Были невесты, которые не уехали?
Сведения есть, но мы не всегда знаем, насколько в каждом случае эти отношения продвинулись от «он(а) мне нравится» до «помолвка была, свадьба назначена».
Кажется, четко – только Ксаверия Рукевич, обрученная с Игельстромом. И там было официальное противодействие ее приезду, плюс – она сама замешана и наказана, и по первоначальной версии приговора от цесаревича Константина сама должна была с лишением дворянства выслана в Сибирь.
Упоминаются невесты Панова (не помню, откуда это, но точно было!), А. Крюкова (сам упоминает в письме Левашеву – просит разрешить написать). Завалишин пишет в мемуарах, что должен был жениться на одной из сестер Ивашева. К Владимиру Толстому в дороге (в Ярославле) приезжает встретиться одна из сестер Александрины Муравьевой, он не называет ее невестой, но пишет – «наше прощальное свидание», «в Елизавету я был страстно влюблен и остался холостяком».
NB
Вдовцы – Басаргин (дочь 1825 г.р.), И. Поджио (по первому браку – четверо детей), Булатов [умер в январе 1826 г.] (две дочери)
- Рылеева (Тевяшова) Наталья Михайловна (дочь 1820 г.р.), впоследствии – второй брак
- Поливанова (Власьева) Анна Ивановна (сын р. в июле 1826 г..), впоследствии – второй брак [И.Ю. Поливанов осужден по 7 разряду, умер в сентябре 1826 г.]
А также
- Орлова (Раевская) Екатерина Николаевна (сын 1821 и дочь июня 1826 г.р.) – муж отправлен под надзор в имени без лишения дворянства, она, понятно – с ним.
…и энная часть прощенных отпущенных членов Союза Благоденствия и т.д. вполне были женаты (у кого-то и 12 детей отмечено!) – но тут нет ситуации выбора.