....Но почему-то ко мне с неизбежностью выходила Вторая армия, и ее знакомые и условно знакомые лица.
И понимание, что даже в мирные тульчинские (и бессарабские!) времена скучно им не было.
"О драке офицеров квартирмейстерской части ... (несколько условно знакомых фамилий) ...с кишиневскими дворянами .... (несколько молдавских фамилий". Стенка на стенку ходили? На базаре подрались??
"Об оскорблении ночным обходом.... пехотного прапорщика Гана"(*)
((*) Кстати, будьте внимательны с этим словом! В одном частном письме начала XIX в. попалось мне что-то вроде: "Как оскорбила меня кончина брата Дмитрия..."
То есть в буквальном смысле - привела в скорбь, более слабый синоним - "опечатила".
Но прапорщик Ган вряд ли именно опечалился... хотя едва ли обрадовался, думаю!)
"Допрос начальника литографии, чиновника 9 класса Войны [это фамилия!] о видении в Тульчинском доминиканском костеле в полночь 5 декабря 1824 в образе ксендза, совершающего мессу".
Это все - в одном деле, про военно-судные дела. Ну, первые два - натурально туда... Но вот что там делает третье? Г-н Война был так встревожен видением, что натворил что-то подсудное? (бил стекла в соседних домах??)
И кстати же. Монастырь в это время уже не действующий (там потом Павел сидит под арестом), а вот действующий ли костел? В итоге он преобразуется в православную церковь, но это могло случиться и позже, при Николае I (и часто случалось), а какой-то костел на этот момент в Тульчине точно есть, его упоминают. Ладно, допустим, костел действует. Но в полночь там явно нет службы... и почему-то есть г-н начальник литографии... Вопрос о том, много ли он принял с друзьями до того
Когда у меня образуется некий просвет в более обязательных делах, я непременно это закажу.