Читала статью Киянской про Бестужева-Рюмина.
Кратко и образно: Киянская сделала открытие - обнаружила у Мишеля мозги. Это бывает, и да, бывает,что потрясает (и в те времена было так же!), - но факт, они там реально есть и нефиговые!
Еще она находит у него то, что, по моему мнению, туда не клали, часть как обычно (интриги, макиавеллизм), часть индивидуально (профессиональный оратор, "главная функция Бестужева-Рюмина в Южом обществе - функция, так сказать, партийного строительства"...). Слэш даже не ищет, что замечательно.
Интереснее всего другое: по-моему, она приблизительно совсем не находит мозги у Сергея (Например: "о возможных последствиях переворота он почти не думал".). НО КАК.
Да, о "партийном строительстве" и прочем - лексика там местами зачетная ("Участники съезда, заслушав доклад Бестужева-Рюмина..."
Или, например, она рассуждает, что если он сидел в общей компании на контрактах-1822 то для этого его должны были специально принять "в бояре", сиречь высшую ступень в тайном обществе. (ИМХО: декларирована иерархия была, факт- братья, мужи и бояре. В реальности проявлялась очень мерцательно, и чем дальше, тем меньше). Так вот: "Только пройдя через эту процедуру, Бестужев-Рюмин мог быть допущен на съезд".
Ага, и в президиум. Надо хорошо помнить, что народу на этом съезде сидит меньше десятка даже с новопришедшими, по-моему...
...и вот тут, когда я излагала все сие Змее, мы поняли - то есть она и произнесла, - что такое "Бояре, а мы к вам пришли!"
Это Сергей как раз и привел Мишеля к веселой компании 1822 года...
И еще одно осознание, получившееся благодаря цитатам из текста.
Вполне серьезное (то есть стеб там был как раз внутри ситуации). Есть такая в принципе известная история от Матвея, как Сергей и Мишель подружились. О том, что Сергей в начале над ним насмехался, а потом Матвей ему поставил на вид, что негоже человека осмеивать, даже если он дурак. И тут Сергей внезапно присмотрелся, кого же он обстебывает. И изменил свои впечатления...
Записывают эту историю два поколения Якушкиных, отец и сын. И, кажется, оба - аккурат от Матвея.
(Киянская ее считает выдумкой, вот внезапно, то везде макиавеллизм и интриги, то самые зачетные светские сплетни идут как достоверный источник, а тут - "Зная характер Сергея Муравьева, трудно поверить, что он насмехался над кем-нибудь вообще..." Ага.
...так вот, а Киянская цитирует внезапно оба варианта, сообщая, что в основном они совпадают, и я перечитала вдруг версию от Якушкина-старшего.
Вообще страшно полезно все-таки перечитывать Сильмариллион, Лорера, Якушкина и прочие много, но давно толком читанные вещи.
Каждый раз что-то новое.
Мы в свое время обсуждали эту историю с Сули - и не могли понять, когда происходит дело: по контексту более вероятным казался Петербург они в одном Семеновском полку), но Матвей тогда уже в Малороссии...
А тут внезапно говорит Якущкин (И.Д. - который, когда Мишель приехал в Москву в 1823 г., не поверил, что ТАКОЕ прислал Сергей; Мишель улыбнулся и ушел, озадачив его окончательно) - что мол, служил он в Семеновском полку, в 1820 г. попал в Полтавский...
"В Киеве Раевские, сыновья генерала, и Сергей Муравьев часто поднимали его на смех.
Матвей Муравьев однажды стал упрекать брата своего за поведение его с Бестужевым, доказывая ему, что дурачить Бестужева вместе с Раевскими непристойно."
В общем, это начинает выглядеть гораздо убедительнее. Раевские. Киев. 1821, наверное, год. Самое время, так сказать "сидеть в шубе", мрачно смотреть на мир, и если Раевские что-то жизнерадостно комментируют, присоединяться к этой веселой компании - все лучше, чем "потусторонние офицеры" собственного полка! (нет, правда, "officiers de l'autre monde" - это цитата!)
А потом немного вылезти из шубы и применить мозг еще и в этом направлении. И картина мира начнет волшебно меняться... но то ли еще будет в Киеве где-то годом позже! Такие люди вновь появятся, что и Раевские будут уже не особо к чему.