Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Category:
  • Mood:

Подбираясь к Оржицкому: про Верхновный суд

…Так вот, за что мы любим декабриста Оржицкого (кажется, могу смело поручиться, что подавляющее большинство читающих сие не знало о нем примерно ничего – даже те читающие, которые вполне что-то знают про эн разных неочевидных декабристов).

Утром был туман, снегопад и 17 том. Я сидела на кровати и задумчиво проглядывала 17 том ВД, в частности – всякие сводки на тему: каким разрядам что предлагали назначить, кому лично что предлагали…
Там, конечно, отражено не все разнообразие мнений («по колесовании четвертовать» все-таки не появляется), но разные штучные мнения, которые приведены, тоже ничего себе. Тем более, чем ниже разряд, тем бодрее расползаются мнения.
Явно отличался оригинальностью мышления графбарон [почему я его упорно перевожу в графы?!] Строганов (не спрашивайте, который именно – не уточняла): какой-то из средних разрядов он предлагает «сослать в монастырь (на сколько-то лет), а потом поселить на крепостной земле» (то есть – фактически обратить в крепостных, видимо?), соседний – сослать еще куда-то (в Сибирь, кажется), а потом опять-таки «поселить на крепостной земле»… Такое впечатление, что крестьян у него по заводам не хватало, и он всегда был бы рад прибавке.
Вообще идея послать в монастырь и конкретно на Соловки возникает не раз и для разных разрядов, но, видимо, императору не нравилась совсем.

Табличка, кого к наказанию по какому разряду приговаривают, тоже зело любопытна, показывает разброс мнений графически. Например, первый разряд делится – примерно у одной трети, самых «засветившихся» таблица выглядит неразнообразно: есть два варианта – четвертование и просто смертная казнь (напоминаю, это до того, как царь все это конфирмует «с понижением»), и еще есть Мордвинов, который методично подает голос за «политическую смерть», сидит один такой посреди остальных – и подает. У Барятинского – внезапно два таких голоса (проверила по тетради – Мордвинову внезапно составил компанию тот самый Шишков), а у остальных все различия – какая категория многочисленнее: за четвертование или просто за смерть? (И тут да, есть разнообразие, у Оболенского 29 и 34 , у Петра Борисова – 14 и 48, у Барятинского – 3 и 57).
А есть вторая часть первого разряда – где начинается «видовое разнообразие» приговоров… от внеразряда до 10-го. Вот Сутгофа 5 человек предлагает четвертовать, 48 – просто убить, еще несколько – разными вариантами сослать в Сибирь, а один – записать в солдаты (и не париться).
Ну, и правда, первый разряд – он разнообразный. (Хотя второй, как известно, в чем-то еще краше: одни полк на Сенатскую привели, другие в 1820 году поговорили о республике – никакой разницы в результате!)
А где-то посередине же 7 разряда «видовое разнообразие начинает усыхать в противоположную сторону, даже самые бодрые любители смертной казни перестают ее присуждать. А на трех последних (из них, впрочем, в 10-м – 1 человек физически, Михаил Пущин) отваливаются и варианты с каторгой, остается ссылка и отдача в солдаты.

(И еще один момент, пока я не ушла от этой темы: об отказах выносить приговор «по родству». Самые богатые сознательными родственниками – Одоевский и Волконский, у них в Верховном суде нашлось по трое; по двое отказались выносить приговор Трубецкому и Никите Муравьеву… А его родному брату Александру – один, вот такие курьезы родства!
Еще у некоторых – по одному, нашелся даже родич барона Черкасова… Это, впрочем, не значит, что это все наличные родственники, это только те, которые не захотели. У Барятинского там сидит родственник – и благополучно пишет ему про «первый разряд».)

Так вот, на фоне «вегетарианских» последних разрядов как-то отчетливо выделялся в 9-м Оржицкий, которому внезапно 5 человек прописали с первого по третий разряд (то есть один даже, по идее, за смертный приговор!), а все остальное судилище – с восьмого по десятый, середины не случилось.

Ну вот и пошла я выяснять, чем славен декабрист Оржицкий…
(продолжение следует - и будет уже непосредственно о нем;-))
Tags: Архивные Хроники, как мы их ищем
Subscribe

  • (no subject)

    Такое время года, что я неизбежно думаю про Стансы в каземате. Может быть, когда-нибудь я все-таки соберусь сделать свой перевод, но точно не…

  • А вот и свеженькое поспело...

    Это наш герой (т.е. князь-Шурик опять же) времен петербургских. Лейб-гвардейский гусарский, ну вы понимаете. От тех времен про него - отдельные…

  • Стих. Ваще прошлогодний.

    ....чуть ли не первый, написанный на тему нынешних уездов крыши. (Отправлялся Террариуму письмом с предисловием: "Судя по рифмовке, на голову мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • (no subject)

    Такое время года, что я неизбежно думаю про Стансы в каземате. Может быть, когда-нибудь я все-таки соберусь сделать свой перевод, но точно не…

  • А вот и свеженькое поспело...

    Это наш герой (т.е. князь-Шурик опять же) времен петербургских. Лейб-гвардейский гусарский, ну вы понимаете. От тех времен про него - отдельные…

  • Стих. Ваще прошлогодний.

    ....чуть ли не первый, написанный на тему нынешних уездов крыши. (Отправлялся Террариуму письмом с предисловием: "Судя по рифмовке, на голову мне…