Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Category:

"Птицу Гамаюн вы узнаете сразу, на голове у нее чайник" ((с)мутировало)

А между тем у меня появилась версия о сущности чайника на голове декабриста... то есть, простите, головного убора князь-Шурика.

...но, кажется, в процессе написания из этой записи выходит полный обзор его небогатой иконографии (и головных уборов;-) А пусть будет!

Вот, собственно, его единственный толковый портрет. Картинка мелкая и из Сети, но все-таки она ближе к исходной бестужевской, а не к более поздней перерисовке. Да еще и цветная.
baryatinskiy

Есть еще два рисунка, по идее...На одном из которых (декабриста Репина, изображает одну из комнат Читинского острога) есть две версии подписей, кто есть кто, и Барятинский там только по одной версии... И на голове у него тоже что-то странное. Но другое, кажется. Да и цвет не совпадает, белый. Возможно, по ней и определяли - то, что в странной шапке- это Барятинский!;-)


Repin_Dekabristivssilke_hitinskiyostrog
Товарищ Репин не великий художник, но очень много на этой картине интересных деталей (в частности, о температуре в Чите и о том, что все друг у друга на ушах живут) - в общем, если вы нажмете на рисунок, то в более крупной версии много интересного виднее.)
И вот второй справа, рядом с курящим товарищем, у нас вот такой человек:

Repin1
Он одет как-то отчетливо теплее остальных и ничем толковым не занимается, из чего можно сделать предположительный вывод, что чувствует он себя фигово...
Кстати, о шапке. Вот на этой репродукции я впервые разглядела, что это не что-то в виде чалмы, а просто круглая шапка с ободком понизу. Но отчетливо белая. Вот что у Репина в замечательном состоянии - это свет и цвет, и они тут, кажется, не перевраны. Так что это другая шапка;-) И не факт, что Барятинский, но может быть.

А еще есть пейзажный рисунок Николая Бестужева, плотина в Петровском заводе, с гуляющими. Там подписаны разные лица - начальник завода, например... И наш герой тоже подписан.
Вот, смотрим эту картину в цвете, например, тут (спасибо Любелии!).
А вот здесь смотрим крупно черно-белую версию с нужным фрагментом:

bestugef_petr zavod_fr

На этой картине, вообще говоря, много интересного в отношении Барятинского - например, то, что на пруду, где бродит начальник завода и местные поселяне, государственный преступник гуляет сам по себе, из сопровождения - две собаки... Если, конечно, часовой - это не тот мужик, что задумчиво сидит на камушке. В любом случае - гуляет и всем нормально. И да, кстати, две собаки - скорее всего, те же, с которыми он едет на поселене, а значит, мы знаем, что их зовут Улиска и Пенелопа, - и Пенелопа потом неплохо обогатит тобольский собако-генофонд (и да и Улиска, я полагаю, не отстанет!)...
Деталей изображения человека тут, конечно, нет, но можно разглядеть верхнюю одежду, трость - и какой-то светлый головной убор. Если доверять такому мелкому рисунку в деталях - то, кажется, расширяющийся кверху. Так что, возможно, это не шапка из Читы, а какой-то другой артефакт.

Но вернусь к первому бестужевскому рисунку. На нем все-таки 1) точно Барятинский 2) крупным планом.
О ней иногда можно прочитать странное... разного времени. Например, Зильберштейн, автор монографии о живописи Николая Бестужева, почему-то был уверен, что портрет написан по памяти и обосновывал это неведомо откуда взятой идеей, что Барятинский вообще отличался странностями в поведении. Главное основание для "по памяти" - кажется, невысокое (по его мнению, относительно других) качество рисунка. Я не большой специалист в таких вещах, но думаю, тут может быть куча разных причин. Например, что это относительно ранний портрет. Или что художник торопился. Или в самом деле писал по памяти -потому, например, что герой наш весь Петровский болеет и живет в больнице, и, возможно, Вольф, например, просил не зависать особо долго...
Кстати, одежда у него отчетливо иная, чем, кажется, у всей бестужевской галерее. Опять - и надо думать, в помещении - отчетливо теплая одежка. (У остальных - рубашка, с жилетом, в лучшем случае - с сюртуком.) Ну и это... на голове. На остальных головах случаются фуражки, шляпы, что-то вроде папах меховых... (И все - на улице, в помещении - только облегающие шапочки типа кипы). Предмет, похожий на купол храма Василия Блаженного - положительно один.
Отсюда, а также из историй, как эти прекрасные люди учились себе шить (получалось... разное), возникала мысль, что это разновидность жанра "что сшил(и), то и ношу, и я сказал, что это - головной убор!"

И я до сих пор думаю, что определенная доля истины в этом предположении есть. А вот относительно прототипа появились МЫШли.
Я тут была в Музее Пушкина, ловила всякие выставки. В частности, происходит там выставка художника Орловского - того, который всякие конные портреты и жанровые сцены, и кони удаются ему особенно здорово. Но и на людях есть на что посмотреть.

Вот, например, фрагмент картины с черкесом на коне:

DSCN0752___

А вот - часть сценки "Проездка рысака" (почему я вспоминаю финал рассказа "Мефистофель"?;-)) - где в подписи упомянут "молодой человек в черкесском костюме":

DSCN0775________

А вот портрет, который я на выставке сфтографировала просто так, только сейчас обратила внимание, что он из той же оперы. Если предыдущие были 20-х годов, то это - Денис Давыдов аж в 1814-м:

DSCN0735______

(диалог офицеров на заднем плане так и хочется записать примерно так:
- Слушай, что это за странный мужик, какого он рода войск и звания?!
- Подожди, пусть отъедет, я тебе все расскажу...)

Причем у Дениса Давыдова отчетливо какая-то более приземистая модель шапки, которая может мутировать, видимо, в еще более приземистую, вот почти ту самую "типа кипы". Вот картинка с другой выставки того ж музея (и другого художника), из собрания коллекционеров Гостевых:

DSCN0689______

И кстати, на вопрос, откуда они все брали именно такую "черкесскую шапку" - вот фото из коллекций современного музея Адыгеи:
big_9764332
(отсюда)

Так что на голове у Барятинского красуется явная дань "кавказской" моде того времени... Причем глядя на то, что двуцветность, в отличие от всех этих вариантах, там не случилась совсем.. Ну и вообще на неповторимую посадку на голове "как на корове седло", я думаю 2 вещи:
1) либо это вещь (и размерчик), не его, а от кого-то - тем более, сестра о посылке чего-то подобного в письмах не упоминает
2) либо они ее таки сшили сами,и оставалось только носить, что получилось!

А вывод из этого, наверное, такой, что ходить по музеям вообще не вредно;-)
Tags: князь-Шурик, хорошая сторона Сибирь
Subscribe

  • (no subject)

    Такое время года, что я неизбежно думаю про Стансы в каземате. Может быть, когда-нибудь я все-таки соберусь сделать свой перевод, но точно не…

  • А вот и свеженькое поспело...

    Это наш герой (т.е. князь-Шурик опять же) времен петербургских. Лейб-гвардейский гусарский, ну вы понимаете. От тех времен про него - отдельные…

  • Стих. Ваще прошлогодний.

    ....чуть ли не первый, написанный на тему нынешних уездов крыши. (Отправлялся Террариуму письмом с предисловием: "Судя по рифмовке, на голову мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments