Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

"Птицу Гамаюн вы узнаете сразу, на голове у нее чайник" ((с)мутировало)

А между тем у меня появилась версия о сущности чайника на голове декабриста... то есть, простите, головного убора князь-Шурика.

...но, кажется, в процессе написания из этой записи выходит полный обзор его небогатой иконографии (и головных уборов;-) А пусть будет!

Вот, собственно, его единственный толковый портрет. Картинка мелкая и из Сети, но все-таки она ближе к исходной бестужевской, а не к более поздней перерисовке. Да еще и цветная.
baryatinskiy

Есть еще два рисунка, по идее...На одном из которых (декабриста Репина, изображает одну из комнат Читинского острога) есть две версии подписей, кто есть кто, и Барятинский там только по одной версии... И на голове у него тоже что-то странное. Но другое, кажется. Да и цвет не совпадает, белый. Возможно, по ней и определяли - то, что в странной шапке- это Барятинский!;-)


Repin_Dekabristivssilke_hitinskiyostrog
Товарищ Репин не великий художник, но очень много на этой картине интересных деталей (в частности, о температуре в Чите и о том, что все друг у друга на ушах живут) - в общем, если вы нажмете на рисунок, то в более крупной версии много интересного виднее.)
И вот второй справа, рядом с курящим товарищем, у нас вот такой человек:

Repin1
Он одет как-то отчетливо теплее остальных и ничем толковым не занимается, из чего можно сделать предположительный вывод, что чувствует он себя фигово...
Кстати, о шапке. Вот на этой репродукции я впервые разглядела, что это не что-то в виде чалмы, а просто круглая шапка с ободком понизу. Но отчетливо белая. Вот что у Репина в замечательном состоянии - это свет и цвет, и они тут, кажется, не перевраны. Так что это другая шапка;-) И не факт, что Барятинский, но может быть.

А еще есть пейзажный рисунок Николая Бестужева, плотина в Петровском заводе, с гуляющими. Там подписаны разные лица - начальник завода, например... И наш герой тоже подписан.
Вот, смотрим эту картину в цвете, например, тут (спасибо Любелии!).
А вот здесь смотрим крупно черно-белую версию с нужным фрагментом:

bestugef_petr zavod_fr

На этой картине, вообще говоря, много интересного в отношении Барятинского - например, то, что на пруду, где бродит начальник завода и местные поселяне, государственный преступник гуляет сам по себе, из сопровождения - две собаки... Если, конечно, часовой - это не тот мужик, что задумчиво сидит на камушке. В любом случае - гуляет и всем нормально. И да, кстати, две собаки - скорее всего, те же, с которыми он едет на поселене, а значит, мы знаем, что их зовут Улиска и Пенелопа, - и Пенелопа потом неплохо обогатит тобольский собако-генофонд (и да и Улиска, я полагаю, не отстанет!)...
Деталей изображения человека тут, конечно, нет, но можно разглядеть верхнюю одежду, трость - и какой-то светлый головной убор. Если доверять такому мелкому рисунку в деталях - то, кажется, расширяющийся кверху. Так что, возможно, это не шапка из Читы, а какой-то другой артефакт.

Но вернусь к первому бестужевскому рисунку. На нем все-таки 1) точно Барятинский 2) крупным планом.
О ней иногда можно прочитать странное... разного времени. Например, Зильберштейн, автор монографии о живописи Николая Бестужева, почему-то был уверен, что портрет написан по памяти и обосновывал это неведомо откуда взятой идеей, что Барятинский вообще отличался странностями в поведении. Главное основание для "по памяти" - кажется, невысокое (по его мнению, относительно других) качество рисунка. Я не большой специалист в таких вещах, но думаю, тут может быть куча разных причин. Например, что это относительно ранний портрет. Или что художник торопился. Или в самом деле писал по памяти -потому, например, что герой наш весь Петровский болеет и живет в больнице, и, возможно, Вольф, например, просил не зависать особо долго...
Кстати, одежда у него отчетливо иная, чем, кажется, у всей бестужевской галерее. Опять - и надо думать, в помещении - отчетливо теплая одежка. (У остальных - рубашка, с жилетом, в лучшем случае - с сюртуком.) Ну и это... на голове. На остальных головах случаются фуражки, шляпы, что-то вроде папах меховых... (И все - на улице, в помещении - только облегающие шапочки типа кипы). Предмет, похожий на купол храма Василия Блаженного - положительно один.
Отсюда, а также из историй, как эти прекрасные люди учились себе шить (получалось... разное), возникала мысль, что это разновидность жанра "что сшил(и), то и ношу, и я сказал, что это - головной убор!"

И я до сих пор думаю, что определенная доля истины в этом предположении есть. А вот относительно прототипа появились МЫШли.
Я тут была в Музее Пушкина, ловила всякие выставки. В частности, происходит там выставка художника Орловского - того, который всякие конные портреты и жанровые сцены, и кони удаются ему особенно здорово. Но и на людях есть на что посмотреть.

Вот, например, фрагмент картины с черкесом на коне:

DSCN0752___

А вот - часть сценки "Проездка рысака" (почему я вспоминаю финал рассказа "Мефистофель"?;-)) - где в подписи упомянут "молодой человек в черкесском костюме":

DSCN0775________

А вот портрет, который я на выставке сфтографировала просто так, только сейчас обратила внимание, что он из той же оперы. Если предыдущие были 20-х годов, то это - Денис Давыдов аж в 1814-м:

DSCN0735______

(диалог офицеров на заднем плане так и хочется записать примерно так:
- Слушай, что это за странный мужик, какого он рода войск и звания?!
- Подожди, пусть отъедет, я тебе все расскажу...)

Причем у Дениса Давыдова отчетливо какая-то более приземистая модель шапки, которая может мутировать, видимо, в еще более приземистую, вот почти ту самую "типа кипы". Вот картинка с другой выставки того ж музея (и другого художника), из собрания коллекционеров Гостевых:

DSCN0689______

И кстати, на вопрос, откуда они все брали именно такую "черкесскую шапку" - вот фото из коллекций современного музея Адыгеи:
big_9764332
(отсюда)

Так что на голове у Барятинского красуется явная дань "кавказской" моде того времени... Причем глядя на то, что двуцветность, в отличие от всех этих вариантах, там не случилась совсем.. Ну и вообще на неповторимую посадку на голове "как на корове седло", я думаю 2 вещи:
1) либо это вещь (и размерчик), не его, а от кого-то - тем более, сестра о посылке чего-то подобного в письмах не упоминает
2) либо они ее таки сшили сами,и оставалось только носить, что получилось!

А вывод из этого, наверное, такой, что ходить по музеям вообще не вредно;-)
Tags: князь-Шурик, хорошая сторона Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments