А также кое-что о жизни на поселении и тобольских ревизских сказках.
Тут мне хочется вставить философскую мысль о том, что архивисту часто приносят пользу обстоятельства, которые в реальной жизни многим людям вполне могли мешать, ограничивая их свободу.
Например, то, что все население Российской империи было четко расписано по разным сословиям, со своими ограничениями для каждого, и перейти в другое можно было либо непросто и с применением официальных бумаг, либо никак (а за "неизбрание рода жизни" - из одного сословия вышел и никуда не вошел - можно было приобрести новое социальное положение: сибирского ссыльного).
И все это в официальных бумагах проходило по своим категориям... а значит, знаешь сословие нужного тебе человека - иди и ищи в определенном месте.
(Не менее того помогает отсутствие свободы вероисповедания, - а именно наличие, например, исповедных ведомостей для православных, где раз в году отмечен состав прихода (то есть всех живущих в этом приходе, кто не иноверец) с пометками о родстве, возрасте и был ли у исповеди).
В данном случае меня интересовали благополучно скопированные мормонами в Тобольске ревизские сказки за три последних ревизии - 1834, 1850 и 1858 г.
В них нужно было найти - о, счастье! - не всех жителей Бронниковской волости, а именно и конкретно поселенцев.
До этого я уже наблюдала в архиве ревизские сказки по Кашире и представляла, как они выглядят. Думаю, если мне попадутся ревизские по любой из губерний центральной России, отличаться они будут местом составления и особенностями (не)грамотности пишущего.
А вот тобольские ревизские, пока я искала среди их толком не подписанного (у мормонов, а не в архиве) множества ту, что по поселенцам, сразу показывали, что здесь вам не тут, а Сибирь.
Во-первых, помещичьих крестьян в тех краях не бывает - только государственные. Могут быть дворовые - но и тех немного. А потом начинается совсем уж местная специфика: "магометани", бухарцы (это что-то среднее между национальностью и сословием - из Средней Азии + торговцы), дворовые бухарского князя, "староясашные татары" (и отдельно - такие же "крестьяне" и "инородцы"), "оброчные чувальщики", "крещеные остяки", "кочевые вогулы"...
(Кстати, крещеные остяки - тоже, понятно, вполне кочевые. Они потом попадались мне в метрической одной из сельских церквей - когда примерно раз в году являлись разом крестить и отпевать всех, кто родился или умер за этот год...)
Нашлись наконец и поселенцы. Надо сказать, что к Бронниковской волости их оказалось приписано... немало.
Некоторые персонажи, обнаруженные в процессе прочеса:
- Шмуль Спиртус (интересно, он гнал или пил?)
- Зелига(?) Цеитлин, он же Шарон Бриллиант
- "Ивана без прозванья жена Александра непомнящая" (так начинаются родословные;-)
- Подряд: "Матрена не помнящая родства", "Матрена не помнящая отчества и фамилии" (вторая Матрена что-то все-таки помнит? но что?)
- "Анна Катерина (а по крещению Акулина) Питкевич" (вопрос "нафига переименовывали", к которому мы еще вернемся)
- "приемщица" как ж.р. от "приемыш" (а "ямщИчки" - от ямщиков, коих там целые деревни, потом перевели их в просто крестьян и стали они "бывшие ямщики")
- "Анна Иванова, дочь бродяги - в неизвестной отлучке" (пошла по стопам отца в самом буквальном смысле...)
Кстати, "в неизвестной отлучке" - это состояние примерно половины списка из 400 пунктов, который перечисляет поселенцев, приписанных только к селу Бронникову. (список там ведется, как говорят на переписи населения, "по домохозяйствам", то есть семья из 10 человек - один номер, поселенец-одиночка - тоже один номер. То есть там не менее 600 человек значится, и даже реально больше - семейных и одиноких, кажется, примерно поровну).
Словом, кончилось село Бронниково, начались другие населенные пункты... К ним, по счастью, было приписано на порядок меньше народа к каждому. В одном из них и обнаружилась Розалия. В переписи 1850 года. И не одна.
В апреле 1851 года, когда ревизия добралась до деревни Аремзянской, на странице, где, кроме нее, уместились еще 8 несемейных дам "в неизвестной отлучке", значилась - как ни удивительно, в наличии:
"Розалия Сенгаловна - 29
Розалии Сайгаловны незаконнорожденный сын Саввастьян - 6 лет
Ее дочери в Сибири рожденные
Варвара - 2 года
Евгенья - 4 месяца"
Если вам кажется, что фамилия ее написана двумя разными способами и ни один из них не совпадает с записью о рождении Петра, то так и есть.
(Любелия, глядя на все это, породила вариант "Сайгаковна", и с тех пор я его имею в виду... да, в смысле Мира Оборотней - тоже!)
(И да, кстати, еще одна заметка о всеобщей стратификации: очень четко пишется положение членов семьи поселенцев.
Например, жена "из России по воле пришедшая" (и жены декабристов в отдельной, кстати, ревизской сказке "о государственных преступниках" записаны так же) или жена "из сибирячек", "из поселенцев", - а бывает "из России по суду пришедшая" - значит, преступное предприятие было семейным.
Дети тоже четко расписаны - из России или "в Сибири рожденные".
Один раз даже была пришедшая из России теща.)
И да, никакая "безвестная отлучка" не постигла это семейство к 1858 году: "Розалия Сингалова" (4й вариант!) 36 лет - все там же, сыну - 13, дочерям - 9 и 7: все выжили и новые не народились.
А дальше у нас кончается крепостное право - ревизии с ним.
Впрочем, тут и так есть на что посмотреть.
Итак, если даме в 1851 году 29 лет, то в 1841 было... 19?
И она, заметим, уже поселенка, то есть успела что-то совершить, попасть под суд, дождаться приговора и дойти до Сибири. Похоже, не сильно задолго до интересующих меня событий.
Ну и еще - после исчезновения ее из окрестностей Барятинского у нее рождаются еще трое детей, и он тут уже железно ни при чем, старший ребенок 1845 года рождения. Кто был отцом - а, возможно, отцами этих детей - мы уже, видимо, не узнаем.
(Записи о рождении девиц нашлись в той же церкви, а сын, похоже, еще и родился где-то еще - может, в Тобольске, например)
К вопросу о том, сколькими способами можно написать Розалию - пополняем коллекцию:
"поселенки Раиды Ульяновой Сонгаевой(?)"
"деревни Балуевой (!) поселенка Раиса Иулианова православная"
Похоже, ее как и помянутую выше Анну Катерину/Акулину, при переходе в православие переименовали в Раису (naiwen поздравляю с тезкой... уж какая нашлась!), но "Розалии" хоть нет в православных святцах, а вот чем людям Анна и Катерина помешали??
Крестные - местные крестьяне, трое из четырех носят фамилию Бронниковы, но, как можно догадаться, фамилия сия в этих местах - массовая, так что ничего из этого особенно не поймешь.
При этом есть у меня мысль, что относительная стабильность проживания и не слишком большой промежуток между двумя младшими детьми могут, *возможно*, указывать на то, что какую-то предельно неофициальную (и нигде не зарегистрированную) семью она себе все-таки завела - с кем-то из местных крестьян или поселенцев. "Или нет". Всяко может быть.
По крайней мере, повторюсь, в жизни своего старшего сына она, похоже, больше никогда и никак не появляется.
Но все это относительно факта их связи с Барятинским и рождения ребенка - еще только будущее, а к тому моменту у Розалии определенно есть *прошлое*, причем нерядовое, - и очень бы хотелось его узнать: кто она исходно, откуда и что такое успела совершить, что еще не дожив до 20 лет, оказалась в Сибири на поселении?
И вот тут мормоны ничем уже помочь не могли - но неожиданно обнаружилось, что не только у них можно добыть документы Тобольского архива.
Но и на сайте Тобольского архива, как ни странно, тоже.
(продолжение, опять же, последует. Одно надо написать, другое - досмотреть в РГИА, скоро будет!)