Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

Хроники Розалии, вып. 2.

Итак, продолжение начатого расследования о жизни и приключениях "поселенки Розалии Ульяновой Санголовой".
А также кое-что о жизни на поселении и тобольских ревизских сказках.

Тут мне хочется вставить философскую мысль о том, что архивисту часто приносят пользу обстоятельства, которые в реальной жизни многим людям вполне могли мешать, ограничивая их свободу.
Например, то, что все население Российской империи было четко расписано по разным сословиям, со своими ограничениями для каждого, и перейти в другое можно было либо непросто и с применением официальных бумаг, либо никак (а за "неизбрание рода жизни" - из одного сословия вышел и никуда не вошел - можно было приобрести новое социальное положение: сибирского ссыльного).
И все это в официальных бумагах проходило по своим категориям... а значит, знаешь сословие нужного тебе человека - иди и ищи в определенном месте.

(Не менее того помогает отсутствие свободы вероисповедания, - а именно наличие, например, исповедных ведомостей для православных, где раз в году отмечен состав прихода (то есть всех живущих в этом приходе, кто не иноверец) с пометками о родстве, возрасте и был ли у исповеди).

В данном случае меня интересовали благополучно скопированные мормонами в Тобольске ревизские сказки за три последних ревизии - 1834, 1850 и 1858 г.
В них нужно было найти - о, счастье! - не всех жителей Бронниковской волости, а именно и конкретно поселенцев.

До этого я уже наблюдала в архиве ревизские сказки по Кашире и представляла, как они выглядят. Думаю, если мне попадутся ревизские по любой из губерний центральной России, отличаться они будут местом составления и особенностями (не)грамотности пишущего.
А вот тобольские ревизские, пока я искала среди их толком не подписанного (у мормонов, а не в архиве) множества ту, что по поселенцам, сразу показывали, что здесь вам не тут, а Сибирь.
Во-первых, помещичьих крестьян в тех краях не бывает - только государственные. Могут быть дворовые - но и тех немного. А потом начинается совсем уж местная специфика: "магометани", бухарцы (это что-то среднее между национальностью и сословием - из Средней Азии + торговцы), дворовые бухарского князя, "староясашные татары" (и отдельно - такие же "крестьяне" и "инородцы"), "оброчные чувальщики", "крещеные остяки", "кочевые вогулы"...

(Кстати, крещеные остяки - тоже, понятно, вполне кочевые. Они потом попадались мне в метрической одной из сельских церквей - когда примерно раз в году являлись разом крестить и отпевать всех, кто родился или умер за этот год...)

Нашлись наконец и поселенцы. Надо сказать, что к Бронниковской волости их оказалось приписано... немало.
Некоторые персонажи, обнаруженные в процессе прочеса:

- Шмуль Спиртус (интересно, он гнал или пил?)
- Зелига(?) Цеитлин, он же Шарон Бриллиант
- "Ивана без прозванья жена Александра непомнящая" (так начинаются родословные;-)
- Подряд: "Матрена не помнящая родства", "Матрена не помнящая отчества и фамилии" (вторая Матрена что-то все-таки помнит? но что?)
- "Анна Катерина (а по крещению Акулина) Питкевич" (вопрос "нафига переименовывали", к которому мы еще вернемся)
- "приемщица" как ж.р. от "приемыш" (а "ямщИчки" - от ямщиков, коих там целые деревни, потом перевели их в просто крестьян и стали они "бывшие ямщики")
- "Анна Иванова, дочь бродяги - в неизвестной отлучке" (пошла по стопам отца в самом буквальном смысле...)

Кстати, "в неизвестной отлучке" - это состояние примерно половины списка из 400 пунктов, который перечисляет поселенцев, приписанных только к селу Бронникову. (список там ведется, как говорят на переписи населения, "по домохозяйствам", то есть семья из 10 человек - один номер, поселенец-одиночка - тоже один номер. То есть там не менее 600 человек значится, и даже реально больше - семейных и одиноких, кажется, примерно поровну).

Словом, кончилось село Бронниково, начались другие населенные пункты... К ним, по счастью, было приписано на порядок меньше народа к каждому. В одном из них и обнаружилась Розалия. В переписи 1850 года. И не одна.

В апреле 1851 года, когда ревизия добралась до деревни Аремзянской, на странице, где, кроме нее, уместились еще 8 несемейных дам "в неизвестной отлучке", значилась - как ни удивительно, в наличии:

"Розалия Сенгаловна - 29
Розалии Сайгаловны незаконнорожденный сын Саввастьян - 6 лет
Ее дочери в Сибири рожденные
Варвара - 2 года
Евгенья - 4 месяца"

Если вам кажется, что фамилия ее написана двумя разными способами и ни один из них не совпадает с записью о рождении Петра, то так и есть.
(Любелия, глядя на все это, породила вариант "Сайгаковна", и с тех пор я его имею в виду... да, в смысле Мира Оборотней - тоже!)

(И да, кстати, еще одна заметка о всеобщей стратификации: очень четко пишется положение членов семьи поселенцев.
Например, жена "из России по воле пришедшая" (и жены декабристов в отдельной, кстати, ревизской сказке "о государственных преступниках" записаны так же) или жена "из сибирячек", "из поселенцев", - а бывает "из России по суду пришедшая" - значит, преступное предприятие было семейным.
Дети тоже четко расписаны - из России или "в Сибири рожденные".
Один раз даже была пришедшая из России теща.)

И да, никакая "безвестная отлучка" не постигла это семейство к 1858 году: "Розалия Сингалова" (4й вариант!) 36 лет - все там же, сыну - 13, дочерям - 9 и 7: все выжили и новые не народились.

А дальше у нас кончается крепостное право - ревизии с ним.

Впрочем, тут и так есть на что посмотреть.

Итак, если даме в 1851 году 29 лет, то в 1841 было... 19?
И она, заметим, уже поселенка, то есть успела что-то совершить, попасть под суд, дождаться приговора и дойти до Сибири. Похоже, не сильно задолго до интересующих меня событий.

Ну и еще - после исчезновения ее из окрестностей Барятинского у нее рождаются еще трое детей, и он тут уже железно ни при чем, старший ребенок 1845 года рождения. Кто был отцом - а, возможно, отцами этих детей - мы уже, видимо, не узнаем.
(Записи о рождении девиц нашлись в той же церкви, а сын, похоже, еще и родился где-то еще - может, в Тобольске, например)

К вопросу о том, сколькими способами можно написать Розалию - пополняем коллекцию:
"поселенки Раиды Ульяновой Сонгаевой(?)"
"деревни Балуевой (!) поселенка Раиса Иулианова православная"

Похоже, ее как и помянутую выше Анну Катерину/Акулину, при переходе в православие переименовали в Раису (naiwen поздравляю с тезкой... уж какая нашлась!), но "Розалии" хоть нет в православных святцах, а вот чем людям Анна и Катерина помешали??

Крестные - местные крестьяне, трое из четырех носят фамилию Бронниковы, но, как можно догадаться, фамилия сия в этих местах - массовая, так что ничего из этого особенно не поймешь.

При этом есть у меня мысль, что относительная стабильность проживания и не слишком большой промежуток между двумя младшими детьми могут, *возможно*, указывать на то, что какую-то предельно неофициальную (и нигде не зарегистрированную) семью она себе все-таки завела - с кем-то из местных крестьян или поселенцев. "Или нет". Всяко может быть.

По крайней мере, повторюсь, в жизни своего старшего сына она, похоже, больше никогда и никак не появляется.

Но все это относительно факта их связи с Барятинским и рождения ребенка - еще только будущее, а к тому моменту у Розалии определенно есть *прошлое*, причем нерядовое, - и очень бы хотелось его узнать: кто она исходно, откуда и что такое успела совершить, что еще не дожив до 20 лет, оказалась в Сибири на поселении?

И вот тут мормоны ничем уже помочь не могли - но неожиданно обнаружилось, что не только у них можно добыть документы Тобольского архива.
Но и на сайте Тобольского архива, как ни странно, тоже.


(продолжение, опять же, последует. Одно надо написать, другое - досмотреть в РГИА, скоро будет!)
Tags: Архивные Хроники, как мы их ищем, князь-Шурик, хорошая сторона Сибирь
Subscribe

  • Толкин. Всякое неочевидное к 03.01.

    И к уже немного пропущенному ДР Профессора Толкина. ....вот кто что прошедшим годом писал "под глазом", а я как-то раз сама с собой порассуждала,…

  • 3.12 же. "Стансы" как хоббитский подарок.

    1) Аааа, спасибо, спасибо прекрасным всем, кто заглянул к зубастым птичкам в предыдущую запись, я вас читаю, млею и смущаюсь, вот! Я ленивый…

  • О совести. Тот неловкий момент...

    ...когда пытаешься перевести на английский заголовок одного текста Павла Пестеля - "Записка о совестной сумме" - и понимаешь, что полученный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Толкин. Всякое неочевидное к 03.01.

    И к уже немного пропущенному ДР Профессора Толкина. ....вот кто что прошедшим годом писал "под глазом", а я как-то раз сама с собой порассуждала,…

  • 3.12 же. "Стансы" как хоббитский подарок.

    1) Аааа, спасибо, спасибо прекрасным всем, кто заглянул к зубастым птичкам в предыдущую запись, я вас читаю, млею и смущаюсь, вот! Я ленивый…

  • О совести. Тот неловкий момент...

    ...когда пытаешься перевести на английский заголовок одного текста Павла Пестеля - "Записка о совестной сумме" - и понимаешь, что полученный…