Kemenkiri (kemenkiri) wrote,
Kemenkiri
kemenkiri

Categories:

Над одной кучкой писем

Забрала вчера по дружеской наводке очередную тематическую книжку, теперь по объявлению с Авито. (Сборник "Памяти декабристов", 1925 года, один из трех возможных томов).
(Передававший товарищ решил позаботиться, "чтобы у меня не было одностороннего мнения о декабристах" и добавил к книге пару недавних газетных вырезок. Передам этот паноптикум товарищам вместе с книгой!
И да, ехала я из РГВИА, которое, подозреваю, куда лучше заботится о моем разностороннем взгляде на все вот это;-)

Ехала сегодня, читала подборку писем Сергея к семейству Хрущевых (одна из его сестер и ее муж).
Думала многое (например, наблюдала, как выглядит пресловутый genie bienfaisant посреди семейства М.-А. и окрестностей), а в частности - что тезис "Сергей Муравьев-Апостол - горячий сторонник грудного вскармливания" звучит свежо и ново...
(А еще, думала о том, где именно он мог видеть пример(ы). Честно говоря, у меня даже есть идея. Сюжет еще для одного семейного портрета, который мог-бы-быть.)

И да, он упорно пишет Хрущеву, какое счастье - жизнь умеренная, незаметная и на лоне семьи, как бы он хотел именно этого, и счастья надо искать именно там, а не в окружающем мире, где все меняется со дня на день (почти (ц)).

И вот, наверное, если *только* такие заявления иметь в виду, то можно попытаться на выходе получить то, что случается в худ. (и науч. но тоже очень худ.) литературе: безвольное нечто, за которое про политику думают другие.
Но на самом деле передней лапой эта ящерица пишет про семейные радости... А заодно - очередной раз мирит их с папенькой, объясняя, что тот на самом деле хорош, и никакого финансового интереса у него не было, мы все такие в него... (Ой, верю, не было. В том смысле, что Ив. Матв. очень редко думал, откуда возьмутся те деньги, которые он потратит. А еще, в силу отсутствия финансового интереса, он как-то спорадически делился этими неинтересными финансами с родней). И успешно, похоже, мирит, они его не посылают (а от папеньки им никуда не деться, ибо по соседству живут).
...но задней лапой та же ящерица пишет очередной Бобруйский план. И все это совершенно точно происходит в одной голове, причем вполне искренно.
Вот, кстати, о семейственности. к тому же 1823 году Мишель явно уже проходит по категории "еще один член семьи", причем не только у него самого: он пишет про него Хрущовым, - и о том, что они ему что-то написали, и он был очень рад...

...а потом - два письма Матвея все тем же. 1822й, тоже с какими-то подробностями жизни - и 1835 год, 30 декабря - новогоднее. Из города Бухтарминска:
"...вот и еще один год потеряется в прошлом, которое поглощает все, - и встанет для меня молчаливо в ряд тех, что я провел вдали от вас..."
У него будет еще очень много - в этом молчаливом ряду.

А в начале подборки так и останется - Сергей, 1820, поздравления к свадьбе сестры: "Неизвестность, умеренность - вот истинное счастье, смогу ли я однажды вкусить его?"
Tags: Архивные Хроники, Полдень
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments