Нет, известная вам Мышь не увлеклась футболом, она до сих пор думает о нем примерно то же, что старик Хоттабыч... Просто совсем неудивительно, что люди с той же фамилией благополучно встречались в Испании и лет двести назад.
И вот году так в 1786 у некоторого Диего Сарабия родился сын Иосиф (а точнее, наверняка Хосе, но мы для простоты назовем его на более привычный лад).
И это, наверное, все, что можно сказать о Диего Сарабия, - в отличие от его сына. Хотя, наверное, именно от отца унаследовал он, в общем, неплохие вещи: земельный участок - наверное, поля, потому что в придачу к нему был еще виноградник, а также "каменную мельницу и два каменных дома в Эстрамадуре". В общем, вполне, полагаю, достаточно, чтобы жить себе и радоваться, но времена были не те, чтоб можно было этим спокойно заняться. Испания попала в орбиту наполеоновских войн - и завоеваний.
А возможно, Иосифа Сарабия и самого тянуло к военному ремеслу...
Словом, в испанской армии он дослужился до "майорского чина", участвовал в обороне Сарагосы и в сражении с французами в 1808 году и был за это дважды награжден.
А вот дальше история про Испанию и Наполеона продолжалась еще долго (и дала эпохе пример долгой - и продуктивной! - партизанской войны), а вот новых свершений майора Сарабия мы как-то не знаем. Я вот думаю: не попал ли он в плен к французам?
Потому что следущий раз когда мы что-то можем сказать про того же человека - это уже 1815 год, когда в Украинский пехотный полк поступил порутчиком "Иосиф Диегович Сарабия, испанский дворянин". Тем более, и чин у него оказался оказался как-то сильно пониже... И "присягу на вечное подданство России" он то ли тогда же, то ли позже принес - видно, перспектива вернуться к мельницам и винограднику в Эстрамадуре как-то не светила (хотя они потом исправно упоминаются в российских формулярах - наверное, чтобы было понятно, что и правда дворянин, а не хвост ослиный).
А Украинский полк в кампанию 1815 года успел из Новгорода-Северского дойти до Германии и Франции и даже немного поосаждать крепость Мец, но в Испанию точно не забредал! (Это я опять же к версии плена - которая, впрочем, все равно гипотетична).
А дальше...
Дальше, собственно, в течение нескольких десятилетий происходит совершенно обыкновенная военная карьера, которую, наверное, можно найти в сотнях офицерских формуляров того времени - только вот "испанские дворяне" в русской армии, наверное, редко попадаются.
Строго говоря, я вот первого на своем опыте вижу, могли, наверное, и еще быть, но явно не в изобилии.
(Вообще вариант "иностранец пристал к русской армии в наполеоновских войнах, да так и остался" - судя по всему, вполне встречался. Из тех же декабристов - природный чех из Праги Враницкий.)
Так вот, Украинский пехотный полк состоит в 1 Армии, а с 1820 - во Второй. В 1824-1825 им командует тот-самый-Бурцов, который от тайного общества уже отошел, что не помешало ему влипнуть и перестать командовать полком.
Иосиф Диегович между тем явно ни в чем предосудительном не состоял, и в 1821 наконец дослужился обратно до майора, а потом, когда грянула русско-турецкая война, отличился там и стал полковником...
Потом он вместе с полком усмирял поляков; вскоре - перешел в один егерский полк, а затем стал командовать другим - Ревельским егерским. командует он им примерно 10 лет - с 1833 по 1843, со следующего, 1844 года - генерал-майор, и, судя по тому, что больше мы ни о каких военных свершениях и чинах не слышим, именно с этим чином наш "испанский дворянин" вышел в отставку.
За эти 10 лет полк стоял, в отличие от Украинского, северо-западнее: Лида, Динабург, Вильно, Радом, "г. Заславаль Волынской губ."
Где-то в тех краях полковник Сарабия (он же Сарабиа и Сарабио), похоже, и приглядел себе имение на генеральскую отставку... И жил в нем довольно долго.
Среди документов о выкупе "временнообязанными" после 1861 года крестьянами их земельных наделов у помещиков - хранятся они в РГИА - есть, оказывается, и "Дело о выкупе... земельных наделов у Сарабио И.Д. деревни Богдановки (Волынская губ.) ... 1868 - 1872 г."
То есть по крайней мере на 1868, на начало этой истории с выкупом, именно "И.Д.", известный нам, которому лет так 80 с небольшим, еще вполне здравствует...
(Еще одно предположение в воздух: учитывая явно провинциальные полки,, "Иосиф Диегович", на мой взгляд, неизбежно выучил русский язык, - а то, глядя на места полковых квартир, и польский...)
На мой взгляд история всяко любопытная.
Есть только один вопрос: а какое нам, собственно, дело до испанского дворянина Иосифа Сарабия - ну, за вычетом простого любопытства?
В качестве ответа еще один факт: семью наш герой завел, у него была жена и по крайней мере две дочери.
(И, глядя на полное отсутствие следов каких-то еще местных Сарабия в российской действительности, возможно, дочерьми дело и ограничилось.) Через это он мне и попался на жизненном пути - в том месте, где есть если не ВСЁ,то очень многое: в картотеке Модзалевского.
А из нее я вышла на книгу "История 91-го пехотного Двинского полка", до того мне решительно неизвестную. Полк, как это часто бывает, где-то в своей истории сливался с другим полком - с тем самым Ревельским пехотным. А потому в книге и цитируется формуляр "испанского дворянина" на 1832 или 1833 год (в общем, когда ему наконец дали полковника и полк). Где помимо прочего, уже рассказанного здесь, говорится:
"Римско-Католического вероисповедания. Женат на воспитаннице помещика Муравьева-Апостола Ларисе Ивановой, имеет 2-х дочерей."
С римско-католическим-то ничего удивительного, а вот на остальное я как "встала в пень", так и гляжу, как в афишу коза.
И вас приглашаю. Вдруг у кого есть идеи?
Ну, буквально пара соображений.
(Понятно, что мы не знаем, сколько лет жене Иосифа Диеговича, и сколько - дочерям, но...)
"Помещик Муравьев-Апостол" у меня определенно ассоциируется с Иваном Матвеевичем времен проживания в Хомутце (то есть 1817 - 1825 гг.?). Для"Вассиньки", сына от второго брака, рано еще. Ну, в качестве достаточно безумного варианта могу предложить Матвея времен проживания там же, но... я думаю, что вряд ли. Но аргументировать не могу;-)
Притом, что в связке "Иван Матвеевич и Испания" сразу думается про "посланника в Мадрите", ежели тут "помещик", а не "посланник" - то эта служба наверняка в прошлом, хотя разговоры об Испании явно могли бы послужить источником сближения.
У Натали была еще одна идея, в самый раз безумная для этой истории: "А это не сиротка?"
(Напоминаю: из крепости Сергей пишет отцу, что в Хомутце находятся "двое маленьких сирот", которых он усыновил. И метрики, и другие нужные документы тоже находятся. То есть основательно так усыновил.
Кто это и что с ними дальше было - не знает покамест никто. (И как я уже как-то тематически пищала, "воспитанником" может быть кто угодно: и свои внебрачные дети, и чужие, и натурально воспитанники - сироты или дети бедных родителей, которые не могут их прокормить или дать им нормальное воспитание.)
Мне всегда казалось, что Сергеевы "сироты" - два мальчика. Посмотрела - неочевидно. Упоминаются "двое сирот" и "один из них". Т.е. один точно мальчик.
И...мне кажется, что тут по возрасту маловато получается. С другой стороны, мы понятия не имеем, какой именно возраст влезает у Сергея в понятие "маленьких сирот"??.. (Несовершеннолетний, это наверняка).
...по крайней мере, когда Иван Матвеевич уезжает в май 1826 года за границу из Петербурга, в объявлении о его отъезде (которое нашел Эйдельман) есть жена, трое малолетних детей, камердинер и двое слуг - и никакой воспитанницы или других сирот!
То есть вся эта история разрешается, на мой взгляд, где-то там в Хомутце. Может быть, когда-нибудь еще выяснится, как именно.
И мир полон историй "такую квенту мастера завернут", которые совершенно реальны...